Лингвостилистический анализ текста (по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Обучение комплексному анализу текста на примере отрывка изучаемого произведения. Образовательные задачи:
- Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;
- Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней;
- Расширить социокультурное пространство старшеклассников путем детального изучения текста высокой художественной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 82.5 КБ |
Раздаточный материал | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
10 класс
ТЕМА: Лингвостилистический анализ текста
(по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель | Обучение комплексному анализу литературного текста | |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Типология урока | Урок – исследование | |
Планируемые результаты | Предметные: овладеть методикой и техникой лингвостилистического анализа текста, развить умение анализировать и обосновывать свою точку зрения Личностные: развить навыки познавательной мотивации, понимание практической пользы обучения Регулятивные: научить работать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: научить обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, выслушивать и применять в работе мнения других людей Познавательные: научить умению извлекать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | |
Межпредметные связи | Русский язык, история, основы православной культуры, | |
Оборудование | Проектор: демонстрация видеосюжета «Петербург Достоевского» и презентации «Лингвостилистический анализ текста». Раздаточный материал: таблица для рабочих записей. | |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | На уроке родного русского языка мы с вами изучили тему «Лингвостилистический анализ текста», познакомились с основными его уровнями и методикой. И сейчас, на литературе, попытаемся применить эти знания на практике. Причем на примере отрывка одного из самых сложных романов в мировой литературе – «Преступления и наказания». (Раздаточный материал) Вы получили таблицы для черновых записей, где вы можете фиксировать основные моменты урока. Этот материал понадобится вам для выполнения домашнего задания – письменной работы по сегодняшней теме. | |
Погружение в тему. | Что такое лингвистический анализ? Это исследование, научный поиск. Изучение языковых аспектов художественного произведения с целью полного и ясного понимания текста. Это самый важный уровень анализа. Слова создают смысловую основу текста. (Демонстрация презентации, комментарий к 1 слайду) Начиная наш анализ, вспомним высказывание литературоведа Вадима Валериановича Кожинова о том, что первая фраза «Преступления и наказания» – это «своего рода зерно романа, заключающее в себе зачатки его смысла», поэтому анализ начнем именно с нее. | Ответы на вопрос учителя. Анализ языковых уровней языка для более глубокого понимания текста, определения замысла писателя Чтение вслух первого абзаца. |
Введение Анализ первого абзаца Место и время действия | В какое время года описывается Петербург? Почему именно это время года выбирает Достоевский? Как отметил исследователь Владимир Валерьянович Данилов, о жаре в романе говорится 5 раз до и 2 раза после убийства. А В.В. Кожинов отмечает, что это «атмосфера преступления» Вывод: Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние. Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Город в романе – ошибка человечества, заблуждение Действие происходит «под вечер». Почему? Сумеречное состояние, неясность. Достоевский указывает точное место, где происходит действие – Столярный переулок, Кокошкин мост через Екатерининский канал (Канал Грибоедова). Но зашифровал. Почему? В.В.Кожинов: «…неловко, мол, раскрыть всё до конца, поскольку речь идет о действительном событии» Где живет Раскольников? Как далее по тексту будет называться его комната? | Ответы на вопросы учителя, анализ текста. В тексте описывается самый жаркий месяц - июль, потому что это сложный период для человека. Ассоциация с адом, «пеклом». Жар, высокая температура. Вечер – время, приближающееся к ночи, когда подступают темные силы. Два варианта ответа:
В каморке. Гроб, пенал, каюта. |
Стиль речи | На уроках русского языка мы говорили о том, что художественный стиль речи — особое, своеобразное явление. С изобразительной, эстетической целью он соездиняет все стили. Попробуем убедиться в этом на примере отрывка из 1 главы (3 страницы с начала до абзаца «с замиранием сердца…» 1)Найдите, пожалуйста, примеры нейтральной лексики 2) Есть ли здесь слова научного стиля? 3) А разговорный стиль? Как вы думаете, почему в таком небольшом отрывке достаточно много слов разговорного стиля? Для чего? Вывод. Главная задача автора – создать художественный образ. А для этого писатель использует элементы разных стилей речи. И проанализировав отрывок, мы увидели, что разговорная лексика помогает автору создать картину «нижнего» уровня жизни, картину беспросветной нищеты. Еще одним стилевым авторским средством, служащим этой же задаче, является использование цветовых прилагательных. В первой главе упоминается один цвет, который станет ключевым в романе. Какой? С.М. Соловьев пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого цвета. Прием цветописи. Это передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Этой задаче - созданию художественного образа - служат все уровни языка. И сейчас мы подробнее остановимся на анализе морфемного уровня. | Работа с текстом по группам. 1)лестница, квартирная хозяйка, благополучно и др. 2)ипохондрия, аксиома (оба слова связаны с Раскольниковым) 3) вонь, толкотня, заорал, улизнуть, болтаю Изображается дно жизни – нижний уровень. Лексика разговорная и грубо просторечная. В тексте описывается тягостная, неприятная обстановка, раздражающая героя, поэтому не используются слова книжного стиля. Когда человек раздражен, он не контролирует себя, использует грубые выражения: «много болтаю». Желтый цвет обоев. |
Словообразование | Наш язык обладает широкими словообразовательными возможностями. В частности, у нас есть суффиксы, которые создают эмоциональную окраску слов. Вспомним хотя бы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кстати, похожую функцию могут выполнять и приставки. Попробуйте найти в тексте такие слова. Какое слово в этом отрывке самое главное, интересное (с точки зрения морфемики)? У Достоевского имена всегда полны глубочайшего смысла. М.С. Альтман: «Петра Великого Достоевский считал первым русским нигилистом, и от Петра же, считал он, находится русская церковь в параличе. Реформы Петра привели к нигилизму в интеллигенции и к расколу в народе. В аспекте этих «двух расколов» приобретает исключительное значение то, что преступление нигилиста Раскольникова принимает на себя один из «раскольников»… Почему в тексте используются прилагательные в превосходной степени? Дополнительная информация: 1)В.В. Кожинов считает слово «нерешимость» и различные образования от него (неразрешимо, не решаться, нерешительно, решено и т.п.) одним из ключевых слов в романе. Вывод. С помощью морфемных средств автор показывает процесс разрушения, распада, затягивающую рутину | Работа с текстом
Глубочайшего, безобразнейшим, пошлейшая - высшая степень признака; Слова в превосходной степени показывают высшую степень неприятия.
расстроенные - семантика разрушения, распада; нерешимость, не имеющему, неприятно, нестерпимая - значение отрицания, невозможности что-либо делать или чувствовать. |
Морфология | Морфологический уровень анализа предполагает «чтение по частям речи» (Гаспаров М.Л.). При таком подходе к образной структуре произведения выделяются три группы слов: существительные и местоимения, которым соответствуют предметы и понятия; глаголы, которым соответствуют действия и состояния; прилагательные и наречия, которым соответствуют качества. Разделимся на три группы по рядам и попробуем проанализировать отрывок по частям речи. Ваша задача – найти слова «своей» части речи, которые помогают раскрыть характер персонажа, обстановки. Проанализировав результат своего поиска, сделать вывод. Какие чувства испытывает человек в подобной обстановке? (глаголы) Что составляет предмет этой обстановки? (существительные) Глаголы «статичны», нет динамики. Помогают создать состояние неуверенности угнетенного человека. Самая большая группа – прилагательные. Дополнительная информация: В.Н. Топоров посчитал, что слово «странный» встречается в романе 150 раз: «Введением этого слова создается атмосфера неожиданности, обманутого ожидания, неопределенности в отношении развития элементов романной структуры на следующем шагу» Почему так много ярких прилагательных? *о роли числительных | Глаголы: Чувствовал какое-то болезненное ощущение, углубился в себя, уединился, стыдился и морщился, стояла жара. 4 раза болтаю/болтать Тяготить, покуситься Существительные, местоимения: 1)много «он», «э т о» курсивом; 2) в тексте преобладают существительные, не несущие в себе никакой динамики: дребедень, бедность, угроза, страх, трусость, омерзение Герой чувствует отвращение ко всему, его ничто вокруг не интересует, ему неприятна такая обстановка. Прилагательные, наречия: Отвратительный, неприятно, чрезвычайно жарко, жара страшная, худо одет, вонь нестерпимая, болезненное и трусливое, труслив и забит, раздражительном и напряженном, задавлен, отвратительный и грустный колорит, странная улыбка Задача автора – максимально точно передать чувства и ощущения главного героя. Детальное описание обстановки позволяет визуально представить среду, в которой существует Раскольников |
Лексические средства | Заключительный этап нашего исследования – это анализ лексического уровня. Предлагаю поискать в тексте средства выразительности. Сравнение с кошкой. Человек – образ Божий - теряет человеческое. Как пьяный – в этой главе слово встречается 5 раз (вспомним об истории создания романа). Почему? Пьяные – люди с расстроенным сознанием, неспособные воспринимать реальность так, как есть. Вывод: Итак, мы видим, что в тексте немного тропов. Почему? Думаю, чтобы показать приземленность обстановки. Но зато мы с вами усидели, что гений Достоевского и без них, используя словообразовательные, морфологические, синтаксические средства сумел создать глубокий образ несчастного человека. Уже в первой главе мы чувствуем, по слову критика, в «дыхание трагедии» | Сравнения – «проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице», «шел по тротуару как пьяный» Эпитеты: «грязно, пакостно, гадко, гадко» «Болезненное, трусливое ощущение», «нестерпимая вонь» Оксюморон - «безобразная» мечта Метафоры - ? |
Подведение итогов. | Рефлексия. Оценка урока и полученных знаний учениками. Вывод Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: созданию художественного образа помогают изобразительно-выразительные средства всех языковых уровней: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. И выработать навык глубокого прочтения художественного текста и осознания авторской идеи помогает лингвостилистический анализ текста, которым мы сегодня и занимались. Напоминаю домашнее задание: оформить изученное сегодня в целостный текст. |
Каморка? (потом увидим, что напоминает шкаф, пенал, гроб)
Числа: 730, 4
Раскольников: «замечательно хорошо, тонкие черты, с прекрасными темными глазами, тонок и строен» - не вписывается в эту обстановку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...
Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""
Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание". В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих вникнуть в разные т...
Урок-семинар по литературе "Униженные и оскорбленные" на страницах романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе. Рассчитан на 2 часа....
Тест на знание текста романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Содержит 2 варианта...
Материалы для анализа романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Материал для анализа романа Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание"...