МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
методическая разработка по литературе (9 класс)
Тема «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №9" г. Нурлат Республики Татарстан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема «Образ национального героя
в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
Автор-составитель: Тихонова Н.В.,
учитель родного (русского )
языка и литературы,
первой кв.категории
Нурлат -2021
Цели:
1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России;
2) расширять знания о понятии дума;
3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление;
4) воспитывать чувство патриотизма.
Методические приемы: осмысленное чтение текста, аналитическая беседа, словарная работа, заполнение таблицы, индивидуальные задания, работа с иллюстрациями
Термины литературы: дума, тема, идея.
__________________________________________________________________
1.Орг.момент (звучит колокольный звон)
Уч-ль: Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.
Сегодня наш урок будет связан с праздником, который отмечает наша страна
4 ноября.
- Что это за праздник? /День народного единства/
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
- На слайде вы видите памятник в Москве на Красной площади. С чьими именами он связан? / Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский/
(звучит колокольный звон, на его фоне читается следующее стихотворение)
Хвала и честь героям старины!
В четвертый раз вам исполняется столетье.
Защитники родной своей страны
В годину смут, тревог и лихолетья.
Поток врагов был грозен и велик,
Родимый край был мрачен и пустынен,
Но спас его из Нижнего мясник,
Хвала тебе, великодушный Минин!
С тобою князь Пожарский в вихре сеч.
Им спасена Московская держава.
От Минина приняв народный меч,
Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!
Хвала и честь! Пускай переживет
Века веков могучая та сила,
С какой в Кремле приветствовал народ
Венчанного на царство Михаила.
2.Актуализация.
- Какое историческое событие связано с именами Минина и Пожарского?
(примерный ответ учеников)
4 ноября 1612 года – Москву освободили от польской интервенции. 8 лет в России царила смута, страна была разорена и обессилена иностранной интервенцией и гражданской распрей. Польские захватчики хотели завоевать Россию, сделать её своей колонией. Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру, вытравить всё русское. На русский престол претендовал польский королевич Владислав. Но было решено собрать служилых людей, организовать народное ополчение. В воеводы был выбран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который доблестно сражался с неприятелями. Народное ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители – высокое полководческое мастерство и личную храбрость.
Уч-ль: Благодарные жители России всегда чтили память двух героев. Через двести лет после этих событий в Москве на Красной площади на народные деньги был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Народ высоко оценил подвиг служения Отчизне.
- Но не только эти люди внесли свой вклад в освобождение Родины от иноземной интервенции, был ещё один человек, который навсегда вписал своё имя в скрижали истории России. Он народный герой, любимец, его имя стало нарицательным. Его подвиг воспел Глинка и Рылеев. Русские художники и скульпторы не обошли его стороной. О ком же идёт речь?
/Иван Сусанин, костромской крестьянин/
Наш урок будет посвящен подвигу Ивана Сусанина
Словно дуб, он стоит над веками,
Человек живой, а не камень,
Землепашец и храбрый воин,
Славы Родины удостоен,
Не сусальный, а колоссальный,
Седобородый, Иван Сусанин,
Седоусый, седобородый,
Богатырской, лесной породы.
Сусанину установлен памятник в Костроме. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину патриоту земли русской.»
3. Целеполагание.
Итак, тема урока: Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
/запись темы в тетрадях/
На уроке мы будем составлять устный журнал об Иване Осиповиче Сусанине.
Предлагаю следующие страницы:
/вывешивается план основной части урока/
- Историческая справка о Сусанине
- Образ героя в думе Рылеева
- Образ Сусанина в искусстве
- Подвиг Сусанина через года, через века…
На доске у меня записан эпиграф. Он закрыт. А открою я его тогда, когда мы проанализируем произведение и поймем его главную мысль.
эпиграф (закрыт)
«Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!»
4. Раскрытие темы.
Итак, страничка 1-ая устного журнала. Её заранее подготовил Прибыльнов Никита.
1 страница. Историческая справка
1613 год. Несмотря на то, что поляков выдворили из Москвы, отдельные отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов был направлен на север России, убить молодого царя. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Польский отряд в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село Домнино, которое находилось в 3 км от места, где скрывался юный царь. Непрошеные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали себе проводника. Поляки требовали, чтобы Сусанин отвёл их к царю, предлагали деньги. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса, поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. По восшествии на престол Михаила Федоровича в 1613 году потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.
2 страница. Литературная. Образ героя в думе К.Ф. Рылеева
Посмотрим, как эти события описывает Рылеев.
Часть 1. Аналитическая беседа
Дома вы читали произведение, разбивали его на эпизоды, выясняли значение незнакомых слов.
- Какие слова вызвали затруднения? (прием «Ты мне – я тебе»)
Не видно ни зги | Что же такое "зга"? Обратимся к этимологии. |
С сердцем вскричали | со злостью, с озлобленностью |
Сарматы, ляхи | Иноземные захватчики, поляки |
гумно | Отгороженное место, где в особых постройках складывают сжатый хлеб. |
москаль | москвич |
жупан | у поляков и белорусов — старинный дворянский костюм, род сюртука |
окончины | окна |
Наводить тоску на сердце | Заставлять беспокоиться |
Окольная тропа | Ведущая в обход |
Дебристая стена | Плотная из деревьев |
вотще | |
В язвах упал | В рубцах |
- С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным, чувствуют, что они заблудились.
Он приводит поляков к деревне)
- Чем они не довольны?
- Как они заставили Сусанина быть провожатым? (Обещают ему награду, а если не согласится, грозят убить)
- Сусанин приглашает поляков отдохнуть. Зачитайте.
- Похож ли он на радушного хозяина? Да. Крестьянское угощение не богато: щи да каша
- Но гости ли у него в доме? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)
- Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Сусанина – мужичок, его избу – избушечка, а мост к избе – мосток. Почему? Что он хочет передать этими словами?
(чувство жалости, ведь это бедный крестьянин; чувство симпатии к радушию русского человека)
Часть 2.
Наступает ночь. Сарматы, объятые крепким сном, раскинулись беззаботно по лавкам. А что же Сусанин?
- О чем молится Сусанин? Что просит у бога? (молит за спасение царя)
- А что мог просить? (спасти свою жизнь)
- С кем видится Сусанин ночью и о чем просит? (видится с сыном; просит предупредить царя об опасности)
Давайте зачит. диалог
- Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)
- Думает ли он в этот момент о своей семье? На что рассчитывает Сусанин? (на божью милость и защиту)
- Герой понимает, что идет на верную смерть, во имя чего? Неужели им движет только любовь к царю? Найдите строки
(…Сусанин спасает царя любовью к отчизне и вере горя…
…Я гибну за русское племя…)
Часть 3. Аналитическая беседа
Наступает утро. Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным.
Зачит. пейзаж
Сравните пейзаж 1-ой части и 3-й, какой прием использует автор? (антитеза)
- Какова роль природного мира в этих отрывках? ( В 1-ой части стихия бунтует, она как бы показывает своё недовольство непрошеным гостям. В 3-ей части морозная тишина и дебри настораживают и пугают поляков. Итак, можно сделать вывод о том, что природа не только служит своеобразным фоном для действий, но и передает чувства, мысли, позицию автора: враги должны бояться той земли, по которой они ходят не с мирными целями.)
- Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.
(Выразит. чтение отрывка)
- С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)
- Как вы понимаете слова «снег чистый чистейшая кровь обагрила» (не запятнанная)
- Каким эпитетом характеризует автор Сусанина? (твердый духом)
- Можно ли поступок И.С. считать подвигом? Что такое подвиг?
( Поступок, когда человек жертвует собой, своей жизнью, ради кого-то или во имя чего-то)
- Как называют человека, который совершает подвиг во имя Родины, своего народа? (патриот)
Выводы по теме: Мы делаем вывод о том, что Сусанин – герой, патриот, а его поступок – подвиг во имя Родины.
Давайте сформулируем тему и идею произведения:
- О чем говорится в произведении? (Тема - подвиг человека во имя Родины)
- О чем нам хочет сказать автор, к чему призывает? (Идея - призыв к беззаветному служению во имя Родины, преданности своему государству).
- Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль думы?
Открытие эпиграфа
«Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!»
3 страница. Изобразительное искусство и музыка.
Образ Ивана Сусанина запечатлен русскими художниками. И сейчас мы отправимся в картинную галерею. Нашим гидом будет Береза Виктория.
Перед нами картина известного русского художника Константина Маковского «Подвиг Ивана Сусанина».
Это полотно было написано в 1914 году незадолго до его смерти . Маковский готовил картину к празднованию 300-летнего юбилея дома Романовых (в 1913 году). Из-за масштабности и сложности композиции он не успел закончить работу. Помешали обстоятельства: начало Первой мировой войны, а вскоре и неожиданная смерть мастера. Следы картины на долгие годы затерялись. В 2016 году картина появилась на торгах английского аукциона, где ее приобрели российские коллекционеры и привезли на родину. Картина сейчас находится в Третьяковской галерее. На полотне запечатлен момент, когда поляки убивают Сусанина. Это кульминационный момент. На своих убийц Сусанин не смотрит. Куда же устремлен его взгляд? А вот куда.
В правый верхний угол картины, где в легком тумане на фоне лесных дебрей угадывается (проявляется) сцена будущего венчания на царство юного Михаила Романова.
Момент гибели изображали и другие художники:
Михаил Скотти «Подвиг Ивана Сусанина»
Александр Волков «Смерть Ивана Сусанина»
Александр Баранов «Смерть Ивана Сусанина»
Борис Зворыкин «Смерть Ивана Сусанина»
Подвиг Сусанина и « Дума» К. Рылеева вдохновили М. И. Глинку на написание оперы. Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
Во время премьеры оперы среди зрителей присутствовал царь Николай I. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему очень понравилось произведение.
Прослушайте небольшой отрывок из арии «Иван Сусанин»
4 страница. Подвиг Сусанина не забыт
История свидетельствует, что подвиг Сусанина был повторен многими патриотами.
В октябре 1812 г. подобный подвиг совершил на смоленской земле крестьянин Семен Шелаев, погубивший большой отряд армии Наполеона.
Во время Гражданской войны Федор Гуляев спас от пожара , разорения и смерти жителей села Бобровка Первомайского района, обманув отряд колчаковцев (700 человек).
Ф. С. Гуляев (справа) с военачальником Семеном Михайловичем Будённым
Только в период Великой Отечественной войны повторили подвиг Сусанина более 250 человек.
Утром 15 февраля 1943г. в деревню Новины, что на Полесье, ворвались озверелые фашисты. В опустелой деревеньке они застали только двух стариков-братьев Ивана и Михаила Цубов.
-Ты должен показать нам, где партизаны! – крикнул гитлеровский офицер одному из братьев.
- Пусть вам лютые волки показывают дорогу, - тихо проговорил Михаил и сразу упал, скошенный пулей палача. После этого фашисты ошалело накинулись на Ивана. Взволнованный смертью брата, старик молчал. Затем, очнувшись, глядя с ненавистью на врагов, он сказал:
- Хорошо! Я знаю дорогу к партизанам и поведу вас туда!
И он повел. Сначала дорога шла лесом. Затем лес кончился, началось топкое болото. Вечером добрались до заболоченной речки Лань. Старик тяжело опустился на пень и сказал:
- Дальше идти некуда! Тут вы, людоеды, сдохните с голоду или вас всех убьют партизаны!
Озверелые фашисты люто замучили героя. Наступила ночь. Каратели не смогли выбраться из болота. На следующий день партизаны уничтожили гитлеровцев.
5. Итог урока:
Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа, и память о нем не исчезнет никогда
Скажите, а в настоящее время совершаются подвиги? Можете ли вы привести пример?
Не только в прошлом, но и в настоящем есть место подвигам. Нынешним летом (1 июля) выпускник нашей школы совершил героический поступок. Капитан второго ранга Дмитрий Соловьёв, спас жизнь гражданского специалиста, находившегося в аварийном отсеке глубоководного судна. Дмитрий вывел его из зоны пожара и задраил люк, после чего вернулся помогать товарищам бороться с огнем.
Напомним, 14 моряков, в том числе и двое уроженцев Брянской области, погибли в Баренцевом море во время плановых работ на глубоководном аппарате. Ценой своих жизней они потушили огонь и спасли жизнь товарищам.
6. Рефлексия
Выберите из приведенных характеристик те, которые подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.
- Любит свою родину
- Знает историю своей страны
- Гордится своей Родиной
- Знает свой родной язык
- Разрушает культурное наследие страны
- Знает государственную символику
- Нарушает правила общественного порядка
- Гордится своими предками
- Готов стать на защиту Отечества
- Равнодушен к гибели природы родного края
- Украшает родину своим трудом
- Активная гражданская позиция
Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро,
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями наша Отчизна сильна,
Отечество славится ими.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
Урок - представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие», К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
Методическая разработка открытого урока по литературе Что такое чуткость сердца? «… точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство»)
Методическая разработка урока литературы по произведению М Горького "Детство"...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....