Рабочая программа по предмету "Казачество в литературе"
рабочая программа по литературе (8 класс)
Авторская рабочая программа по предмету "Казачество в литературе" для изучения в казачьем кадетском корпусе или иных образовательных огранизациях с казачьим компонентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachya_literatura_8_klass_.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол №____ по УВР ________ А.Г.Клушин
Руководитель МО ______С.А.Грезина «___» августа 2021 г.
_____________
«31» августа 2021 г.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Казачество в литературе»
в 8 классах
на 2021-2022 уч. год
Программа разработана учителями русского языка и литературы
Ельчаниновой С.Н., Коломийцевой А.С.
Количество часов в неделю - 35
с.Горожанка, 2021 г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014№253»;
- Основная образовательная программа основного общего образования КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»;
- Учебный план КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по казачьей литературе для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2018г.), интернет — ресурсов, рабочей программы по литературе Дона 5- 9 класса (автор В.Б. Небратенко).
Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» на изучение учебного курса «Казачество в литературе» в 8 классе выделяется 35 часов.
Целями изучения предмета являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачами изучения предмета являются:
знакомство с произведениями о казаках и казачестве;
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- обогащать словарный запас казачьими диалектами.
Курс «Казачьей литературы» для 8 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями о казаках, вольной жизни на Дону, Запорожской Сечи, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение обучающихся к многообразию казачьей литературы,
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки казачьей литературы и воплощенных в ней явлений казачьей вольницы;
- воспитание патриотизма, активной гражданской позиции;
- формирование представлений учащихся о казачьей литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни России и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
- обогащать словарный запас казачьими диалектами.
Задача курса «Казачество в литературе» для 8 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к казачьей литературе;
- использовать изучение казачьей литературы для повышения речевой культуры обучающихся;
- расширить кругозор обучающихся через чтение произведений о казаках, казачестве, разнообразных по содержанию и тематике.
- пробуждение интереса к народнопоэтическому наследию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы.
- организация нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире.
Учащиеся должны знать:
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- общую характеристику развития казачьей литературы на разных этапах истории страны
- основные теоретические понятия, связанные с казачьей литературой
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской и казачьей литературы в их исторических изменениях;
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики казачьей литературы;
- использовать в творческих работах жанровые формы, характерные для казачьей литературы
Формы организации занятий: творческая мастерская, виртуальная экскурсия, игра, ролевая игра, круглый стол, конференция.
Формы контроля: защита проекта, сочинение, изложение, творческое задание, выразительное чтение, чтение наизусть.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Казачьи легенды и сказки – знакомство с произведениями.
Р.Р. Творческая работа «По следам казачьих сказок»
- Знакомство с текстом казачьих народных песен – народный фольклор
- Однозначные и многозначные слова в текстах казачьих песен
- Казачьи заповеди. Изложение на тему казачьей заповеди «Храбрые всегда добрые, потому как они сильнее»
- «Маруся Богуславка», «Дума про Байду» - подвиг казаков в борьбе с турками и татарами-
- Казачья литература 17 века. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» - знакомство с произведением, исторические реалии в произведении
- Казачья литература 19 века. Казачий эпос-историческая драма. Алексей Григорьевич Евстафьев «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж» - знакомство с произведениями, особенности характеров главных героев.
Заметка в газету «Казачья честь»
- Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе – знакомство с произведениями, чтение наизусть
- Яков Герасимович Кухаренко. Сказка «Вороной конь» - знакомство с произведением, особенность казачьих авторских сказок
- Дмитрий Петров-Бирюк «Сыны степей Донских» - знакомство с жизнью и творчеством
- Александр Чиненков «Крещеные кровью». Изложение на тему «Воспитание казаков»
- Варавва Иван Федорович. Сборник «Песни казаков Кубани» - знакомство с жизнью и творчеством
- В.А.Попов «Замок Железного Рыцаря», «Кубанские сказки» - знакомство с жизнью и творчеством писателя. Содержание произведений
- Поэт Сергей Никанорович Хохлов – жизнь и творчество
- М.Шолохов «Донские рассказы» - тема казачьего быта и характерные черты главных героев. Рассказ по сюжетным картинам «Казачья служба»
- Антон Андреевич Головатов – жизнь и творчество поэта
- А.Ф.Щербина – жизнь и творчество поэта, отличительные особенности поэзии
- В.В.Гатилов «Ключи от леса», «Ковшик росы» - творческий путь поэта, особенности творчества, знакомство с произведениями
- А.Ф. Пивень – знакомство с жизнью и творчеством поэта, особенности проблематики произведений
- Р.Р. Творческая мастерская – проба пера «Традиции казачьих поэтов в литературе»
- М.Шолохов «Тихий Дон» (отрывки) – особенности быта казаков, характеры героев, образы женщин-казачек в произведении, военная служба казаков, традиции и нравы
- Ф.Крюков «Казачка»
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | |
1. | Введение | 1 |
2. | Казачество в устном народном творчестве | 4 |
3. | Авторские песни о казачестве | 2 |
4. | Казачество в литературе XVIII века | 2 |
5. | Казачество в литературе XIX века | 14 |
6. | Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века | 8 |
7. | Поэты казачьего зарубежья | 2 |
8. | Итоговый урок | 2 |
К.р.-2ч; РР – 6ч | 35 часов |
Тематическое планирование
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителей:
- http://cossacksculture.mgutm.ru/kazachestvo-v-massovoj-kulture/literatura
- http://alexlib.ru/literatura/literaturnye-izyuminki/kazaki-v-literature/
- http://mgutu-omsk.3dn.ru/biblioteka-pr/kazachestvo_rossii_proshloe_i_nastojashhee-bibliog.pdf
- http://knigukupi.ru/top-pro_kazakov.php
- http://slavyanskaya-kultura.ru/literature/book/knigi-o-kazachestve.html
- http://nenuda.ru/образ-казачества-в-русской-и-советской-литературе.html
- http://5geografiya.net/kultura-Kubani/Pisateli-Kubani/007-Kazachja-literatura.html
Для обучающихся:
- «Маруся Богуславка», «Дума про Байду»
- «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
- Алексей Григорьевич Евстафьев «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж»
- Яков Герасимович Кухаренко. Сказка «Вороной конь»
- Дмитрий Петров-Бирюк «Сыны степей Донских»
- Александр Чиненков «Крещеные кровью»
- Варавва Иван Федорович. Сборник «Песни казаков Кубани»
- В.А.Попов «Замок Железного Рыцаря», «Кубанские сказки»
- Сергей Никанорович Хохлов-сборник стихов
- М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывки), «Донские рассказы»
- Антон Андреевич Головатов – сборник стихов
- А.Ф.Щербина – сборник стихов
- А.Ф.Пивень – сборник стихов
- В.В.Гатилов «Ключи от леса», «Ковшик росы»
- Ф.Крюков «Казачка»
- Сборник казачьих песен
- Казачьи легенды и сказки
- Казачьи пословицы и поговорки
Электронные ресурсы
- http://mgutu-omsk.3dn.ru/biblioteka-pr/kazachestvo_rossii_proshloe_i_nastojashhee-bibliog.pdf
- http://knigukupi.ru/top-pro_kazakov.php
- http://slavyanskaya-kultura.ru/literature/book/knigi-o-kazachestve.html
- https://my.mail.ru/community/kazaki_literatur/453FCA183B843CF0.html
- http://5geografiya.net/kultura-Kubani/Pisateli-Kubani/007-Kazachja-literatura.html
Календарно-тематическое планирование уроков
«Казачество в литературе» в 8 А классе
35 часов
Учитель: Коломийцева А.С.
№/ № | Раздел. Тема урока. | Дата план | Дата факт |
I. Введение (1ч) | |||
1. | Вводная лекция «Тема казачества в русской литературе» | 3.09 | |
II. Казачество в устном народном творчестве (4ч) | |||
2. | Знакомство с текстом казачьих народных песен – народный фольклор | 10.09 | |
3. | Однозначные и многозначные слова в текстах казачьих песен | 17.09 | |
4. | Казачьи летописи. Летопись «Гребневская летопись, или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии» | 24.09 | |
5. | Казачьи предания «О покорении Сибири Ермаком», «О Пугачеве» | 1.10 | |
III. Авторские песни о казачестве (2ч) | |||
6. | Н.М. Шатров — создатель гимна донских казаков. «Грянул внезапно гром под Москвою» | 8.10 | |
7. | И.Е. Молчанов «Было дело под Полтавой». Героическое прошлое казачества | 15.10 | |
IV. Казачество в литературе XVII века (2ч) | |||
8. | А. Шидловский Повесть в стихах “Гребенский казак” | 22.10 | |
9. | А. Шидловский Повесть в стихах “Гребенский казак” | 29.10 | |
V. Казачество в литературе XIX века (14ч) | |||
10. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ казака Пугачева | 12.11 | |
11. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения | 19.11 | |
12. | К.р. Контрольная работа по теме «Образ казака в творчестве А.С. Пушкина» | 26.11 | |
13. | В.А. Попов «Замок Железного Рыцаря» («Волчье логово») | 3.12 | |
14. | В.А. Попов «Замок Железного Рыцаря» («Волчье логово») | 10.12 | |
15. | К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» | 17.12 | |
16. | К.Ф. Рылеев «Наброски поэмы из кавказского военного быта» | 24.12 | |
17. | Г. Сенкевич «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский» как главная трилогия о запорожском казачестве. Обзорная лекция | 14.01 | |
18. | Р.Р. Г. Сенкевич «Огнем и мечом». Реальный и литературный образ Б.Хмельницкого и Иеремии Вишневецкого. Анализ отрывка художественного произведения | 21.01 | |
19. | Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Д. Крюкова. Рассказ « Казачка» | 28.01 | |
20. | Ф. Д. Крюкова. Рассказ «Казачка» | 4.02 | |
21. | Р.Р. Образ казачки в творчестве Ф.Д.Крюкова | 11.02 | |
22. | Р.Р. Изложение на тему «Воспитание казаков». (А.Чиненков «Крещеные кровью») | 18.02 | |
23. | Р.Р. Заметка «Казачья честь» в газету «Горожанский кадет» | 25.02 | |
VI. Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века. (8ч) | |||
24. | Р.Кумов. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, политика. Сборник рассказов «Бессмертники» | 4.03 | |
25. | Р.Кумов. Сборник рассказов «Бессмертники» | 11.03 | |
26. | Р.Кумов. «Малаша с Перекопских гор», «Ясмень – трава» | 18.03 | |
27. | И. Родионов. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Повесть «Тихий Дон» | 1.04 | |
28. | И. Родионов. Повесть «Тихий Дон» | 8.04 | |
29. | М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывки) | 15.04 | |
30. | М. Шолохов «Донские рассказы»: «Жеребенок», «Алешино сердце» | 22.04 | |
31. | Р.Р. «Образ казака у писателей XX века» | 29.04 | |
VII. Поэты казачьего зарубежья (2ч) | |||
32. | А.Ф.Пивень. «Сборник стихов». Знакомство с жизнью и творчеством поэта, особенности проблематики произведений | 6.05 | |
33. | А. А. Головатов «Сборник стихов». Жизнь и творчество поэта | 13.05 | |
VIII. Итоговые уроки (2ч) | |||
34. | К.р. Контрольное тестирование. Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе. | 20.05 | |
35. | Итоговый урок Р.Р. Сочинение собственного стихотворения о казаках и казачестве | 27.05 |
График
проведения контрольных, тестовых и творческих работ в 8 А классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | К.р. Контрольная работа по теме “Образ казака в творчестве А.С. Пушкина”. | 1 | 26.11 | |
2 | Р.Р. Анализ отрывка художественного произведения. | 1 | 21.01 | |
3 | Р.Р. Образ казачки в творчестве Ф.Д.Крюкова. | 1 | 11.02 | |
4 | Р.Р. Изложение на тему «Воспитание казаков». | 1 | 18.02 | |
5 | Р.Р. Заметка «Казачья честь» в газету «Горожанский кадет». | 1 | 25.02 | |
6 | Р.Р. «Образ казака у писателей XX века». | 1 | 29.04 | |
7 | К.р. Контрольное тестирование. Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе. | 1 | 20.05 | |
8 | Р.Р. Сочинение собственного стихотворения о казаках и казачестве. | 1 | 27.05 |
Календарно-тематическое планирование уроков
«Казачество в литературе» в 8 В классе
35 часов
Учитель: Коломийцева А.С.
№/ № | Раздел. Тема урока. | Дата план | Дата факт |
I. Введение (1ч) | |||
1. | Вводная лекция «Тема казачества в русской литературе» | 2.09 | |
II. Казачество в устном народном творчестве (4ч) | |||
2. | Знакомство с текстом казачьих народных песен – народный фольклор | 9.09 | |
3. | Однозначные и многозначные слова в текстах казачьих песен | 16.09 | |
4. | Казачьи летописи. Летопись «Гребневская летопись, или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии» | 23.09 | |
5. | Казачьи предания «О покорении Сибири Ермаком», «О Пугачеве» | 30.09 | |
III. Авторские песни о казачестве (2ч) | |||
6. | Н.М. Шатров — создатель гимна донских казаков. «Грянул внезапно гром под Москвою» | 7.10 | |
7. | И.Е. Молчанов «Было дело под Полтавой». Героическое прошлое казачества | 14.10 | |
IV. Казачество в литературе XVII века (2ч) | |||
8. | А. Шидловский Повесть в стихах “Гребенский казак” | 21.10 | |
9. | А. Шидловский Повесть в стихах “Гребенский казак” | 28.10 | |
V. Казачество в литературе XIX века (14ч) | |||
10. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ казака Пугачева | 11.11 | |
11. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения | 18.11 | |
12. | К.р. Контрольная работа по теме «Образ казака в творчестве А.С. Пушкина» | 25.11 | |
13. | В.А. Попов «Замок Железного Рыцаря» («Волчье логово») | 2.12 | |
14. | В.А. Попов «Замок Железного Рыцаря» («Волчье логово») | 9.12 | |
15. | К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» | 16.12 | |
16. | К.Ф. Рылеев «Наброски поэмы из кавказского военного быта» | 23.12 | |
17. | Г. Сенкевич «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский» как главная трилогия о запорожском казачестве. Обзорная лекция | 13.01 | |
18. | Р.Р. Г. Сенкевич «Огнем и мечом». Реальный и литературный образ Б.Хмельницкого и Иеремии Вишневецкого. Анализ отрывка художественного произведения | 20.01 | |
19. | Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Д. Крюкова. Рассказ «Казачка» | 27.01 | |
20. | Ф. Д. Крюкова. Рассказ «Казачка» | 3.02 | |
21. | Р.Р. Образ казачки в творчестве Ф.Д.Крюкова | 10.02 | |
22. | Р.Р. Изложение на тему «Воспитание казаков». (А.Чиненков «Крещеные кровью») | 17.02 | |
23. | Р.Р. Заметка «Казачья честь» в газету «Горожанский кадет» | 24.02 | |
VI. Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века. (8ч) | |||
24. | Р.Кумов. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, политика. Сборник рассказов «Бессмертники» | 3.03 | |
25. | Р.Кумов. Сборник рассказов «Бессмертники» | 10.03 | |
26. | Р.Кумов. «Малаша с Перекопских гор», «Ясмень – трава» | 17.03 | |
27. | И. Родионов. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Повесть «Тихий Дон» | 31.03 | |
28. | И. Родионов. Повесть «Тихий Дон» | 7.04 | |
29. | М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывки) | 14.04 | |
30. | М. Шолохов «Донские рассказы»: «Жеребенок», «Алешино сердце» | 21.04 | |
31. | Р.Р. «Образ казака у писателей XX века» | 28.04 | |
VII. Поэты казачьего зарубежья (2ч) | |||
32. | А.Ф.Пивень. «Сборник стихов». Знакомство с жизнью и творчеством поэта, особенности проблематики произведений | 5.05 | |
33. | А. А. Головатов «Сборник стихов». Жизнь и творчество поэта | 12.05 | |
VIII. Итоговые уроки (2ч) | |||
34. | К.р. Контрольное тестирование. Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе. | 19.05 | |
35. | Итоговый урок Р.Р. Сочинение собственного стихотворения о казаках и казачестве | 26.05 |
График
проведения контрольных, тестовых и творческих работ в 8 А классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | К.р. Контрольная работа по теме “Образ казака в творчестве А.С. Пушкина”. | 1 | 25.11 | |
2 | Р.Р. Анализ отрывка художественного произведения. | 1 | 20.01 | |
3 | Р.Р. Образ казачки в творчестве Ф.Д.Крюкова. | 1 | 10.02 | |
4 | Р.Р. Изложение на тему «Воспитание казаков». | 1 | 17.02 | |
5 | Р.Р. Заметка «Казачья честь» в газету «Горожанский кадет». | 1 | 24.02 | |
6 | Р.Р. «Образ казака у писателей XX века». | 1 | 28.04 | |
7 | К.р. Контрольное тестирование. Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе. | 1 | 19.05 | |
8 | Р.Р. Сочинение собственного стихотворения о казаках и казачестве. | 1 | 26.05 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....