Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Уездной барышни альбом"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок посвящен изучению сентиментализма как литературного направления на примере творчества Н.М. Карамзина: стихотворений "Осень" и "К соловью", повести "Бедная Лиза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 9 классе | 614.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уездной барышни альбом»
Сентиментализм в творчестве Н. М. Карамзина
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
Полещенко О. Н., учитель русского
языка и литературы
МОУ «Музыкально-эстетический лицей
им. А.Г. Шнитке» г. Энгельса
Цель урока:
1. Расширить и углубить знания обучающихся о русском сентиментализме, его влиянии на духовную жизнь русского общества конца XVIII – начала XIX веков; познакомить с творчеством Н. М. Карамзина-сентименталиста.
2. Развивать навыки анализа художественного текста.
3. Содействовать формированию нравственных качеств сострадания, отзывчивости.
Оборудование урока:
-- литературная газета «Уездной барышни альбом»,
-- репродукции картин русских художников: Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова,
-- портрет Н. М. Карамзина,
-- фотографии Симонова монастыря в Москве,
-- красного бархата стилизованный альбом,
- Боккерини «Менуэт»
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
Сообщение темы урока.
II.Слово учителя:
- Сегодня мы мысленно перенесемся на 200 лет назад, в далекий XVIII век – в эпоху изысканных дам и галантных кавалеров, в мир, который очень отличается от нашего бурного ХХI века. Помогут нам в этом произведения искусства – музыка, живопись и, конечно же, литература. Мы будем говорить о том, как воспринимали их современники, почему они трепетно относились к тому, что сейчас кажется не достойным внимания: к незатейливому луговому цветку, оказавшемуся между страницами книги, золотому локону, бережно хранимому влюбленной девушкой, письмам, перевязанным ленточкой и спрятанным в заветной шкатулке. Все это нам кажется сентиментальным. Так оно и есть, ведь конец XVIII века – это время сентиментализма.
Музыка Боккерини. Менуэт.
III. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
— Что такое сентиментализм? Каковы его отличительные черты?
— Чем сентиментализм отличался от классицизма?
— Назовите имена русских писателей-сентименталистов?
Ответы учащихся, развернутые сообщения.
Примерные ответы:
В пору, когда авторитет идеологии Просвещения еще высок, а классицизм переживает кризис, появляется новое литературное направление — сентиментализм, представленный такими именами, как М. Херасков, М. Муравьев, Н. Карамзин, И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий и др. Первоначально сентиментализм был тесно связан с классицизмом, он наследовал его темы, мотивы и образы.
Писатели-сентименталисты полагали, что только сострадательность делает людей близкими друг другу, соединяет их, и поэтому возвышали интимные чувства.
Сентименталисты, отличие от классицистов, считали, что человек по природе, по своему «естеству» добр, поэтому его душевные движения изначально просты, искренни, наивно-благородны, лишены ненависти и жестокости. Они верили, что на основе врожденной добродетели пролагаются пути от сердца к сердцу, складываются общественные и социальные инстинкты, лежащие в фундаменте гражданства и объединения людей в общее целое. Сентименталисты полагали, что все положительное имеет своим источником природное чувство, все отрицательное — искажение природного. Отсюда следовало, что общественное и государственное устройство способно либо содействовать торжеству «природного» (добродетельного) в человеке, либо подавлять исконные побуждения человеческой натуры.
— В чем видели сентименталисты залог благополучия жизни человека и государства?
Сосредоточив внимание на природной чувствительности и добрых социальных задатках человека, сентименталисты увидели в них залог идеального общественного бытия и гражданских добродетелей. Любовь к отечеству, утверждали они, проистекает из любви к человеку. Доброго гражданина образуют, по словам Руссо, «добрый сын, добрый муж, добрый отец». Старые мысли о воспитании человека наполнились в поэзии сентименталистов новым содержанием. Они заговорили о воспитании души, нравственном самоусовершенствовании. Таким образом, сентименталисты исходили из иных теоретических предпосылок по сравнению с классицистами. Но их представление о природе человека было умозрительным, иллюзорным и отвлеченным, как и идеал разумного государства у классицистов.
— Какие человеческие качества сентименталисты ставили превыше всего?
В произведениях сентименталистов проповедовались добродетели «естественного человека» и, главным образом, чувствительность как первоначальный источник альтруистических склонностей. Поэтому мотивы сострадания, настроения печали и тоски, переживания любви окрашивались у них в подчеркнуто личные тона и выражали авторское отношение к терпящим жизненное крушение персонажам.
— Что нового привнесли сентименталисты в литературное произведение? Какие жанры получили широкое распространение?
Сентименталисты воспевают простой, безыскусственный сельский пейзаж, естественное окружение, мирную тишину, счастье слияния с природой.
Приятно мне уйти из кровов позлащенных
В пространство тихое лесов невозмущенных,
Оставив пышный град, где честолюбье бдит,
Где скользок счастья путь, где ров цветами скрыт, —
размышляет М. Муравьев в стихотворении «Ночь».
Интерес к внутренним переживаниям человека привел сентименталистов к пересмотру жанровой системы классицизма: ода наполнилась трогательным содержанием и «приятными» эмоциями, но все же отошла на второй план, а на первый выдвинулись жанры элегии, послания, песни и романса, высокие образцы которых создали М. Муравьев, Н. Карамзин, И. Дмитриев.
- В чём проявлялась слабость сентиментализма?
К слабости сентиментализма можно отнести подчеркнутую чувствительность, представлявшуюся едва ли не единственным средством исправления социальных противоречий, а сочувствие перерастало в мечтательность, в созерцательную меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами. Это привело к тому, что «большой мир» вытеснялся из «малого мира», и желаемое единство между личностью и обществом оказывалось нереализованным.
IV. Анализ и комментарий стихотворений Н. М. Карамзина «Осень», «К соловью».
V. Новый материал.
1. Слово учителя:
Стихи Н. М. Карамзина современники знали наизусть, переписывали на страницы альбомов, о которых Пушкин впоследствии писал: «Конечно, вы не раз видали уездной барыни альбом…» В своих воспоминаниях А. П. Керн вторила поэту: «Мой альбом – совершенный слепок с того уездной барыни альбома, который описал Пушкин в Евгении Онегине».
2. Сообщение учащегося:
— В изящных ридикюлях барышень, кожаных футлярах хранились миниатюрные альбомы. Переплеты украшались бронзовой накладкой с монограммой владельца и застежкой в виде кленового листка, перевязанного снопа или сердца, пронзенного стрелой. Книжицы были сброшюрованы из бумаги разных цветов и переложены мягкой прозрачной прокладкой. Между листками хранили засушенные цветы, травинки и даже локоны, срезанные на память.
Альбомы брали собой на бал. Их показывали друг другу в перерывах между танцами. Для облегчения участи тех, кто заполнял альбомные страницы, в журналах помещались образцы текстов, предназначавшихся для дам, девиц и молодых людей. В альбомах было много рисунков, к которым делали моралистические подписи:
Что может быть любви святее.
Она одна блаженство нам дарит,
В любви жизнь наша нам сто крат милее,
Люби, коль хочешь жить! – все нам твердит.
Стихотворные строки и рисунок непосредственно взаимодействовали между собой, и связывались не только сюжетно, но и графически. Бисер стихов, как правило, окаймлялся тончайшей вязью рисунка, сделанного черной тушью. Стихотворение и рисунок к нему воспринимались не как книжный текст и иллюстрация, а как тема и ее развертывание.
Нарисованные в альбоме цветы и птицы были зашифрованными символами. Состав букета и сочетание растений говорили владельцу альбома не меньше, чем пространное стихотворное посвящение.
Не редко в альбомы помещали рисунки, на которых изображали уединенные могилы, озаренные задумчивой луной, беломраморные колонны, урны с прахом, омываемые бегущим из-под камней ручьем. Все это символизировало бренность человеческой жизни, невозможность уйти от того, что предначертано судьбой. Рядом помещали стихи о бренности мира и человеческой жизни элегии.
3. Учитель: дайте определение элегии.
— Это элегии. Элегия (возможно от фригийского elegia – тростниковая флейта)– жанровая форма лирики, стихотворения, грустного содержания, которому присущи интимность, мотивы разочарования, одиночества, бренности земного бытия, определенная риторичность в изображении эмоций.
4. Чтение элегии Н. М. Карамзина «Меланхолия».
5. Беседа по вопросам:
— Как вы понимаете слово меланхолия? Почему она «милее всех… ветреных утех» для «нежных, кротких душ»
— Как отразилось в этом стихотворении сентиментальное восприятие поэта?
— Какие еще сентиментальные произведения Н. М. Карамзина вам известны?
— Почему повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» можно назвать сентиментальным произведением?
— Какой смысл вложен автором в эпитет «бедная» в заглавии повести?
6. Работа с текстом повести «Бедная Лиза».
— Каков жанр произведения?
— От какого лица идет повествование?
— Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
— Прочтите описания вначале произведения. Как пейзаж помогает автору создать настроение? Какие изобразительно-выразительные средства использовал Карамзин в этом описании?
— Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? Какими эпитетами наделяет Карамзин свой героиню?
— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
— Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья...»?
— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
— Перечитайте эпизоды, в которых рассказывается о развитии отношений Лизы и Эраста. Почему читатель понимает, что они не будут счастливы?
— По поводу какого события в «Бедной Лизе» повествователь делится с читателем своими переживаниями: «сердце мое обливается кровью в сию минуту», «смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему»?
— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
— Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
— Как понимать финальную фразу повести?
— Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
— Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
— Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
— В какой формуле выразил писатель основную идею своей повести?
7. Выводы. Слово учителя:
Повесть «Бедная Лиза» полюбилась многим читателям. В этой простой истории публика нашла именно то, чего ждала: сострадание к бедным людям, сострадание к жертвам страстей. В словах автора «Теперь, может быть, они уже примирились!» выразилось убеждение, что всякое страдание получит награду. Это многим казалось утешительным. Мысль о том, что в любви крестьянка равна дворянину, сама по себе не новая, была выражена в карамзинской повести с большой силой и встречена с энтузиазмом.
«Бедная Лиза» стала первым национальным произведением, героям которого можно было сопереживать так же, как героям Руссо или Гете. В альбомах «уездных барышень» появилось изображение пруда, который раньше назывался Лисин, а потом переименован в Лизин. К этому пруду приходили влюбленные барышни, подолгу сидели на берегу и мечтали о настоящей любви. Некоторые из них, подражая героини повести Карамзина, обманутые своими возлюбленными, следовали ее примеру. Иронизируя по этому поводу, один остроумный стихотворец не поскупился на эпиграммы:
Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста.
Топитесь, девушки; в пруду довольно места.
Под камнем сим лежит Эраст Чертополохов.
Скончался в середу от слез, любви и вздохов.
Эти эпиграммы дошли до наших дней благодаря все тем же сентиментальным альбомам конца XVIII – начала ХIХ века. Но большинство читателей и читательниц сентиментальной повести Н. М. Карамзина по-прежнему благоговейно относились к образу главной героини.
История Лизы и Эраста тем и ценна для автора и читателей, что располагает к состраданию.
Музыка Боккерини. Менуэт.
Альбомы милые, преданья старины
Давно уж сделались вы редкостью большою,
Давно в архив безжалостно сданы,
Но в память прошлого тряхнем здесь стариною.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Нужна ли нам сегодня сентиментальная литература?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....