Чехов "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
| Осипова Марина Александровна |
| Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 60» г. Магнитогорска |
| Литература |
| 5 класс |
материала | А.П.Чехов «Хирургия» |
| Методическая разработка опубликована на сайте Инфоурок |
| Изучение нового материала |
образовательной программы | УМК по литературе под. ред Меркина Г.С. |
материала | Цель: чтение и анализ рассказа А.П.Чехова «Хирургия» Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел. Развивающие: Развивать умение выразительно читать и слышать автора.
Воспитывающие: воспитание ценностного отношения к слову и создание благоприятной атмосферы поддержки и уважения |
| На уроках литературы |
конкурсной работы | Пояснительная записка Методическая разработка ЦОРы |
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок изучения художественного текста.
Технологическая карта
Тема | А. П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | |||
Цель |
| |||
Задачи | Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел. Развивающие: Развивать умение выразительно читать и слышать автора.
| |||
Формируемые УУД | Личностные: положительно отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся. Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимых действий, операций. | |||
Основные понятия | сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористические особенности рассказа; | |||
Ресурсы | ||||
ХОД УРОКА | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Основные моменты для записи | |
Цель: проверить готовность к уроку, положительный настрой на занятие. | Доброе утро! - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к другу, улыбнетесь и скажите: -Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. | Говорят комплименты, проверяют свою готовность к уроку. | ||
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Сегодня мы знакомимся с уникальным писателем, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Как вы думаете, о ком пойдет речь? Правильно речь пойдет об А.П.Чехове. Ребята, а почему, когда мы говорим об это писателе, то часто упоминаем одно насекомое, а именно – стрекоза? (выслушать предположение, а если дети не смогут ответить, то рассказать о журнале «Стрекоза», где печатал свои рассказы писатель) Предлагаю вам поработать с текстом и выделить информацию по след вопросам: https://www.sites.google.com/site/triumphato/time-tracker/wikipedia/articles/stati/strecoza (текст распечать) - В какие годы выпускался журнал «Стрекоза» - Есть ли информация, какую работу выполнял Чехов в этом издании? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работа с текстом по вопросам | ||
II. Первичное восприятие Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему (предварительно записаны на доске) Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чтобы понять, что это за писатель, давайте ознакомимся на сайте с информацией о нем. http://chehov-lit.ru/ Что нового вы узнали? Опиши писателя, заполнив кластер
| Отвечают на вопросы. Записывают тему и число, формулируют цели урока. Работают с текстом Заполняют кластер | Дата, тема Биография-Таганрог, учеба. Чехов и его признание Драматургия Позднее творчество | |
III. Выявление специфики восприятия. Цель. Включение нового | 1)На основе этого видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/main/305357/
ответить на вопросы - какие термины следует записать в тетрадь? -Понравился рассказ Чехова? - Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения? Работа с текстом Произведение «Хирургия» А. П. Чехова интересно тем, что при своей лаконичности (текст совсем короткий) оно очень емко и четко несет основную мысль. Каждое слово рассказа имеет большой вес для общего сюжета и освещения темы, о которой говорит автор. С помощью этого произведения Чехов доказал свою мысль о том, что настоящий мастер пера должен уметь сокращать. Во второй половине XIX века в России сильно не хватало квалифицированных медиков – особенно в удаленных от столицы регионах. А вот болели люди везде. Эту проблему государственного масштаба отлично понимал писатель А. П. Чехов, тем более что он и сам был врачом по образованию и даже периодически практиковал медицину. Среди друзей Чехова был один известный земский медик. Он рассказал писателю историю о том, как однажды к нему пришел пациент с острой зубной болью. Зуб необходимо было удалить, но у самого врача не было на это времени из-за высокой занятости, поэтому он доверил эту обязанность студенту-практиканту. Тот, как оказалось, не имел опыта в стоматологической хирургии, кроме того, его знаний оказалось недостаточно для того, чтобы практиковать медицину в принципе. Студент все-таки удалил зуб пациенту, но оказалось, что зуб-то он вырвал здоровый. В рамках анализа «Хирургии» Чехова отметим, что рассказ написан в сатирическом жанре. Это означает, что и его сюжет, и композиция, и художественные приемы построены так, чтобы высмеять определенные человеческие пороки. В этом произведении Чехов смеется как над невежеством, халатностью и непрофессионализмом медиков, так и над льстивостью, доверчивостью и безответственностью тех, кто к этой медицине обращается. 1.Объясни значение слов Земский – Студент-практикант- 2. О чем это текст. Выбери правильное утверждение: А – Практиканты всегда справляются с трудными задачами Б- В России в 19 веке было много медиков и потому Чехов написал рассказ «Хирургия» В-История, рассказанная в тексте легла в основу произведения Чехова | Выполняют задание. Работают с текстом и отвечают на вопросы. | сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористические особенности рассказа; Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Сам Чехов изображал зубного врача, играя со старшим братом | |
IV. Перечитывание и анализ. Цель. Включение нового | Давайте обратимся к тексту рассказа «Хирургия». - Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия? - Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? ( Смешно, потому что произведение юмористическое). - О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин? - Какими предстают перед нами фельдшер и больной? - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? | Работают с текстом | А. П. Чехов показывает героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи, «говорящих» фамилий. В основе сюжета – бытовая ситуация, случай из жизни. Диалог дает характеристику героев, по речи мы узнаем, что герои малообразованные, невежественные, невоспитанные люди. Описания даны сжато. | |
VI. Обобщение Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Слово учителя о юморе и сатире в произведении. - Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в домино, как в детстве. Необходимо соединить фразы по цепочке. Цель восстановить цепь событий. Класс, делимся на 2 группы (См приложение) | Слушают учителя. Выполняют работу с домино | Рассказ не только юмористический, но и сатирический, иронический, поскольку наравне со смехом добрым, основанным на несоответствии того, что есть, с тем, что должно быть, автор высмеивает и критикует поступки героев. Дьячок Вонмигласов не поверил во всесилие хирургии, потому что ему не была оказана медицинская помощь. | |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности/ | Выполните задание «Синквейн» Создайте синквейн, характеризующий рассказ «Хирургия»
| Выполняют задание. | Выполните задание «Синквейн» Создайте синквейн, характеризующий рассказ «Хирургия»
|
Приложение 1.
Журнал «Стрекоза»
Состав журнала и сотрудники
В свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его.
Среди художников были: Н. А. Богданов, А. И. Лебедев, М. О. Микешин, В. С. Шпак, Н. П. Чехов и другие. По идейно-художественному уровню «Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса. Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции (в том числе М. Н. Каткова, В. П. Мещерского), высокопоставленных чиновников, биржевых дельцов и т. п. Изредка печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович, В.В.Билибин.
Сотрудничество Чехова
В «Стрекозе» дебютировал А. П. Чехов, выступивший с рассказом «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» (№ 10, подпись: «...въ»). Но постоянным сотрудником «Стрекозы» А.П.Чехов так и не стал: Всего в 1880 году им опубликовано здесь 10 рассказов. В 1883 году появился рассказ «Раз в год» и в 1884 году в «Альманахе "Стрекозы" на 1884 год» рассказ «Шведская спичка». На этом сотрудничество писателя с журналом закончилось. В 1900 году редакция журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала - бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы», в том числе и рассказы Чехова 1880 года.
На рубеже веков
С 1900-х гг. «Стрекоза» стала уделять больше внимания к вопросам политики (внутренней и внешней), на её страницах появились остроты и карикатуры на лидеров Государственной думы, министров. «Стрекоза» защищала демократическое, реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими и модернистскими течениями в литературе. В 1890-е - 1900-е годы в журнале сотрудничали Е.Ф.Кони, Н.И.Позняков, Константин Льдов, Мясницкий. Публикация некоторых рисунков журнала была запрещена цензурой (до выхода номеров из печати): 2 шаржа на главу французского правительства (1894—1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах, с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35 за 1907 был подвергнут аресту, однако быстро снятому, за рисунок, направленный против Илиодора.
Закат журнала
В 1905 г. из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал выходит под названием «Спрут». «Спрут» вначале замахнулся на весь государственный аппарат. В редакционной статье говорилось: «В огромном русском море несколько столетий живёт и питается особой породы Спрут... Ничтожный и по силам, и по содержанию, он развил в себе до умопомрачительных размеров способность присасываться к жертве и высасывать из неё соки». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился сатирой на «орлов реакции» - С.Дубасова, К.П.Победоносцева, которых при обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых сотрудников: художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов). Все они были недовольны увядшей «Стрекозой», бесцветной и убогой на фоне расцвета талантливой и злободневной современной сатирической журналистики («Жупел», «Адская почта» и т. д.), и настойчиво предлагали молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление А.Т.Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со «Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 г. они не сливаются окончательно.
Новый журнал
Какое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.Богельман и редактор (с 1917 года) М.Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою родословную от прежнего издания. Основными авторами новой «Стрекозы» стали А.А.Измайлов, Ф.Ф. и Ф.В.Трозинер, Сергей Михеев, Д'Актиль, художник прежней «Стрекозы» А.И.Лебедев и др. По аналогии с «Всемирной и русской историей, обработанной «Сатириконом», «Стрекоза» печатает «Историю русской лирики от Тредьяковского до Кузмина» — серия пародий А.А.Измайлова. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.
Приложение 2
Произведение «Хирургия» А. П. Чехова интересно тем, что при своей лаконичности (текст совсем короткий) оно очень емко и четко несет основную мысль. Каждое слово рассказа имеет большой вес для общего сюжета и освещения темы, о которой говорит автор. С помощью этого произведения Чехов доказал свою мысль о том, что настоящий мастер пера должен уметь сокращать. Во второй половине XIX века в России сильно не хватало квалифицированных медиков – особенно в удаленных от столицы регионах. А вот болели люди везде. Эту проблему государственного масштаба отлично понимал писатель А. П. Чехов, тем более что он и сам был врачом по образованию и даже периодически практиковал медицину. Среди друзей Чехова был один известный земский медик. Он рассказал писателю историю о том, как однажды к нему пришел пациент с острой зубной болью. Зуб необходимо было удалить, но у самого врача не было на это времени из-за высокой занятости, поэтому он доверил эту обязанность студенту-практиканту. Тот, как оказалось, не имел опыта в стоматологической хирургии, кроме того, его знаний оказалось недостаточно для того, чтобы практиковать медицину в принципе. Студент все-таки удалил зуб пациенту, но оказалось, что зуб-то он вырвал здоровый. В рамках анализа «Хирургии» Чехова отметим, что рассказ написан в сатирическом жанре. Это означает, что и его сюжет, и композиция, и художественные приемы построены так, чтобы высмеять определенные человеческие пороки. В этом произведении Чехов смеется как над невежеством, халатностью и непрофессионализмом медиков, так и над льстивостью, доверчивостью и безответственностью тех, кто к этой медицине обращается
Приложение 3
Распечатать и разрезать. Цель - составить цепочку по развитию событий в рассказе
входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик | Вырвать можно. |
Сел намедни со старухой чай пить и | раскройте рот пошире.. |
За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! | Этот — раз плюнуть |
М-да... Садитесь... Раскройте рот! | Чего пять лет тянешь? |
не помогло | и щипцы срываются с зуба |
Вырвать его нужно | А ты зачем руками хватаешь? |
Хирургия — пустяки.. | Дай дух перевести... Ох! |
Хирургия — пустяки.. | Он ошеломлен... |