Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
план-конспект урока по литературе
Урок-настроение
«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_urok.docx | 841.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Малокозыревская ООШ»
Урок-настроение
«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Класс: 5
Учитель: Рамазанова Х. А.
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.
Задачи:
- Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
- Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах
- Воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «Заповедники Казахстана», творческие работы уч-ся, электронный учебник «Поэты серебряного века», электронный учебник «Всемирный день поэзии», видео-материал.
Ход урока
- ( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов»)
- ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле,
Луга в ромашках, синь дорог.
Какой простор, какая воля
Дыханью песнопевных строк!
Петр Орешин
3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»).
4.Слово учителя:
Мотивация- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта «Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.
- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)
Тема нашего урока…
Цели урока…
Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец.
- ( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.
Задача : сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта - соответственно деление на 5 групп –«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», уч-ся прикрепляют англ. иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы).
6.Учитель:
Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.
Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты 20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.
Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.
В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении
Желаю вам активной работы, хорошего настроения.
7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ
( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова - презентация)
«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с первым ( А как Б).
«Эпитет» - ( гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какое-то свойство предмета или явления.
«Метафора» - (гр.сл. - перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета или явления на основе сходства значения, уподобления.
« Олицетворение» - перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
«Словесность» - искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
«Пословица» - малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение, используемое в речи в переносном смысле.
«Пейзаж» - ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе.
«Гипербола» - ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение.
«Лирика» - ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью которого является воспроизведение чувств, переживаний человека.
«Строфа» - ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса.
8. РАБОТА В ГРУППАХ:
Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы»)
Сергей Александрович Есенин
1896 - 1925
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт
С. Есенин
- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.
В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.
Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.
- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.
Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.
В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)
Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).
Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.
К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое . Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».
Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном тростники…»
9. Вторым нашим гостем будет ( группа «БРЮСОВЦЫ»)
Валерий Яковлевич Брюсов
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Колыбельная»
10. Третьим нашим гостем будет ( группа «северянинцы»)
Игорь Северянин
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Январь», «Выйди в сад» и т.д. (на выбор)
11. Четвертым нашим гостем будет ( группа «мережковцы»)
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Природа»
12. Пятым нашим гостем будет ( группа «бальмонтовцы»)
Константин Дмитриевич Бальмонт
Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)
Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Светлый мир» и др.
13. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слово «КАРТИНА».
( ученик зачитывает из «Большого толкового словаря современного русского языка Д.Н. Ушакова» толкование слова «КАРТИНА»).
«картина» - (с.348) – 1.Произведение живописи в красках.
2.Кинофильм.
3.Ряд образов, отличающихся наглядностью и
образующих единое целое.
4.Общее состояние, положение чего-нибудь
как предмет словесного изображения, опи-
сания.
5.Литературное изображение каких-нибудь си-
туаций, бытовых сцен.
6.В драматических произведениях – часть акта,
Требующая самостоятельной декорации.
7.О ком-чем-нибудь, поражающем своим живо-
писным, характерным видом, красотой.
14. Б) видеоматериал
( «Времена года» – картины художников).
15. В) Работа по проверке опережающего задания для активных, одарённых учеников ( «Времена года – картины художников :
1.«Грачи прилетели» А.Саврасова
2.«Весна идёт» С. А. Виноградова
3. «Первая зелень» И. Остроухова
4.«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова
5.«Сирень в корзине» П. Кончаловского
16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ МЫ САМИ ПОДГОТОВИТЬ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА».
( группам раздаются ватманы с готовыми черно-белыми картинками и «пазлы» стихотворения поэта.
ЗАДАЧА: за 3 минуты собрать из «пазлов» - строк стихотворения поэта целый вариант, приклеить и разукрасить картинку на ватмане)
17. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧ-СЯ.
18. (ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ УЧ-ОВ НА ДОСКЕ)
19.( ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
20. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Изучая творчество поэтов ХХ века , можно вспомнить и о наших
казахстанских поэтах, которые также любили и воспевали тему природы в своих стихах.
Одним из таких поэтов является Абай Кунанбаев
( показ на слайде портрета Абая Кунанбаева и чтение отрывка из его стихотворения:
21. (АБАЙ
ЛЕТО
Лето — солнечная пора!
В тучных, в шелковых травах степь
От душистых цветов пестра.
К полноводной реке аул
На кочевье пришел с утра.
Слышно ржанье коней в траве,
Как в лесу, их найдешь не вдруг:
Тяжко дышащих кобылиц
В воду с гиком загнал пастух;
Бьют хвостами они себя,
Отгоняют докучных мух;
К матерям жеребята льнут
Или скачут, резвясь, вокруг;
Стаи уток и лебедей
Осеняют крыльями луг...
Ставят девушки юрты; смех
На лукавых губах подруг;
Четких, плавных движений ритм
И мелькание белых рук...
Скот на пастбищах оглядев,
Успокоясь, помолодев,
Возвращается бай в аул,—
Аргамак его резв и сух.
Гости в юрту его сошлись,
Бьет ключом из сабы кумыс.
Остроумие в их кругу
Возбуждает кумысный дух.
И, наученный пастухом,
Мальчик к матери пристает,
Просит мясо и хнычет вслух.
Здесь не чувствуется жары;
Бай откинулся на ковры,
Над его самоваром — пар,
Словно облачка белый пух.
Бай кивком одобряет речь,
Говорить не желая вслух;
Но кивку его, лебезя,
Вмиг поддакивает весь круг.
С палкой, в белой рубашке, сед,
Аксакал издали спешит.
Он кричит: “Поверни стада!
Сторонись, не пыли, пастух!”
Может, баю придет каприз
Пригласить к себе на кумыс
Раболепнейшего из слуг.
Вот табунщики на лихих
Необъезженных вороных:
Утром сели они в седло,
А теперь уже день потух.
Вот охотники вдоль реки
По вечерним лугам спешат,
С каждым — сокол, как верный друг.
Ловкий хищник уходит ввысь
И разит — и седых гусей
Гонит вдаль от него испуг...
Аксакала томит недуг;
Жизнь прошла, не вернешь назад;
Байским шуткам издалека
Вторит старческим смехом он.
Только бай к его смеху глух...
ОСЕНЬ
Тучи серые, дождь недалек.
Осень. Голую землю туман заволок.
То ль от сытости, то ль, чтоб согреться, резвясь,
Стригунка догоняет в степи стригунок.
Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих
Звонкий гомон детей, смех ребят молодых.
И деревья, как нищие старцы, стоят
Оголенные, листьев лишившись своих.
Кожу бычью, овечью в кадушках дубят.
Чинят шубы и стеганый старый халат.
Молодухи латают дырявые юрты,
А старухи неделями нитки сучат.
Косяком потянулись на юг журавли.
Караваны верблюдов под ними прошли,
И в аулах — уныние и тишина,
А над степью осенней — одни ковыли.
Дуют ветры, становится все холодней,
Стужа мучает и стариков и детей.
Псы голодные ловят мышей полевых,
Не найдя, как бывало, объедков, костей.
Ветер пыль поднимает — над степью черно.
Осень, сыро. Но так уже заведено —
Плох обычай! — нельзя разжигать очаги,
В наших юртах теперь неуютно, темно.
* * *
Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора!
На летних пастбищах гремят холодные ветра.
Но чтоб окрестные луга до снега не топтать,
Бай держит стадо далеко от своего двора.
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа;
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану;
Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа.
И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,
И улетучилось давно последнее тепло;
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.
* * *
Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот,
То где ж бедняк себе еды и топлива найдет?
Коль даст богатый полмешка сухого кизяка —
Благодари скорей его, семью его и род.
Пускай над степью снеговой буран гремит опять,
Ведь байский сын одет и сыт, ему тепло гулять.
И батрачонок целый день обязан быть при нем
И со слезами на глазах ублюдка забавлять.
Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?
А если даст кусок — гляди, длинна у бая плеть.
Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати,
Ведь баю — жить, и богатеть, тебе — в могиле тлеть.
Печальна горестная жизнь голодных бедняков!
Владелец тысячных отар, верблюдов и быков,
Богатый бай, не будь скупцом, убийцею не будь!
Хоть эту зиму прокорми детей и стариков!
22. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Казахстана» - беседа (1-2 мин.)).
23.Оценивание работы учеников.
24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века».
25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии».
26. Итог урока.
РЕФЛЕКСИЯ - (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников).
27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо- обращение к Фее, расскажите о нашем сегодняшнем уроке.
28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока
( «12 роз для тебя»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.
Цель:выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы п...
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...