Блок уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Блок уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
(Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 644 г. Санкт-Петербурга Сорокина Инна Викторовна)
Блок уроков по изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(Организация учебной деятельности по формированию УУД)
Тема урока: «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
Рабочее название 1 урока: Быть честными перед людьми и перед собой.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока. | На материале главы «Приступ» путем рассуждения сделать вывод о долге, чести и совести; о человечности и бесчеловечности. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. ТОУУ – Оцените свою работу на уроке (пользуйтесь алгоритмом самооценки) Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками. III. Работа с текстом. 1. Анализ текста. 2. Работа с текстом после чтения. | Гринёв попадает в плен при штурме Белогорской крепости. Какого принципа он придерживается во время испытаний? (Подбираем варианты из ответов детей и формулируем тему урока): Быть честным перед людьми и перед собой. Учитель предлагает проанализировать текст из главы «Приступ». Взятие Белогорской крепости. «Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. (То есть укрепление было слабым.) Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружьё. Пушку туда перетащили накануне. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. (В Зачем он расхаживал? О) Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. (П) По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжали человек двадцать верхами. Они, казалося, казаки, но между ими находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам. Комендант обошёл всё своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» (Он призывал их к исполнению воинского долга.) Солдаты громко изъявили усердие. Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля. Люди, разъезжающие в степи, заметя движение в крепости, съехались в кучку и стали между собою толковать. Комендант велел Ивану Игнатьичу навести пушку на их толпу и сам приставил фитиль. Ядро зажужжало и пролетело над ними, не сделав никакого вреда. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали из виду, и степь опустела. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от неё. «Ну, что? – сказала комендантша. – Каково идёт баталья? Где же неприятель?» – «Неприятель недалече,– отвечал Иван Кузьмич. – Бог даст, всё будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?» – «Нет, папенька, – отвечала Марья Ивановна, – дома одной страшнее». Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. (В Почему? О Она хотела подбодрить Петра?) Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил её из её рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце моё горело. Я воображал себя её рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин её доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты. (П Как вы думаете, оправдаются ли его надежды?) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. (В Кто были эти люди? О) Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал над шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам через частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта. Изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!» (П) «Вот я вас! – закричал Иван Кузьмич. – Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. Я взглянул на Марью Ивановну. Поражённая видом окровавленной головы Юлая, оглушённая залпом, она казалась без памяти. Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузьмич прочёл его про себя и разорвал потом в клочки. Между тем мятежники, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули начали свистать около наших ушей, и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. «Василиса Егоровна! – сказал комендант.– Здесь не бабье дело; уведи Машу; видишь: девка ни жива ни мертва». Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение; потом оборотилась к мужу и сказала ему: «Иван Кузьмич, в животе и смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу». (Она понимала, что крепости не выстоять.) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил её трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдётся добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. (Он прощается с ней навсегда.) Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же её поскорее». (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.) «Поцелуемся ж и мы ,– сказала, заплакав, комендантша.– Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чём я тебе досадила!» – «Прощай, прощай, матушка! – сказал комендант, обняв свою старуху. – Ну, довольно! Ступайте, ступайте же домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан». (Как вы думаете, зачем?) Комендантша с дочерью удалились. Я глядел вослед Марьи Ивановны: она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузьмич оборотился к нам, и всё внимание его устремилось на неприятеля. Мятежники съезжались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей. (В Зачем? О) «Теперь стойте крепко, – сказал комендант, – будет приступ...» В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. (П) Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую средину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал. Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, – сказал комендант, – теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята, вперёд, на вылазку, за мною!» (В Зачем он это сделал? Неужели он не понимал, что это самоубийственный шаг? О) Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» (П) (Понятно было, что следующей атаки крепость не выдержит, поэтому комендант хотел нанести хоть и слабый, но удар по врагу.) В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошёл в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» (В Что они имели в виду? О) Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же. (П) Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. (В Почему? О) Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приблизились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачёву. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» – спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузьмича. Пугачёв грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке верёвку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузьмича, вздёрнутого на воздух. Тогда привели к Пугачёву Ивана Игнатьича. «Присягай, – сказал ему Пугачёв, – государю Петру Фёдоровичу!» – «Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошёл к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» – сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. (От чего избавил Швабрин Гринёва?) Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», – повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. (В Что случилось? О) Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», – говорили мне. (П) В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нём и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачёв протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Пётр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачёв опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии». – Гринёв в своих мемуарах называет события, происходившие тогда в крепости, «ужасной комедией». Попробуйте объяснить эти слова А.С. Пушкина. Физкульминутка. Учитель организует работу в группах. Для учителя: Для этого вспомните и опишите, как выглядел сам Пугачёв, кем он представлял себя в эти минуты, в чём видел свою миссию, что в его позе, жестах, словах было характерно для избранной им роли? (Пугачёву, вероятно, казалось, что именно так должен вести себя вершащий суд и принимающий присягу царь.) – Какая судьба ожидала тех, кто не хотел участвовать в этой «комедии»? – Что спасло Гринёва? Почему он не мог сказать, что «обрадовался своему избавлению» и не мог сказать, что «о нём… сожалел»? – Какую роль в «ужасной комедии» избрал для себя Швабрин и что, с вашей точки зрения, он нашёптывал на ухо Пугачёву? – Было ли решение Швабрина о перемене лагеря вызвано сочувствием к восставшему народу? Для учителя. В главе VII «Приступ» поражает то, что Пугачёв, только что одним взмахом руки отправивший людей на виселицу и, не взглянув на Гринёва, приказавший казнить и его, с такой же быстротой, узнав Савельича, велит отпустить и развязать его молодого хозяина (кстати, и «губители», которые тащат Гринёва под виселицу, видимо, желая ободрить его, приговаривают: «Не бось, не бось»). Не кроется ли в Пугачёве и в простых людях, окружавших его, ещё одно внутреннее «я», гораздо более человечное? – Учитель предлагает пронализировать эпизод « Гринёв в гостях у Пугачёва» (глава VIII «Незваный гость»), оцениваем поведение Гринёва и Пугачёва. (Заносим в таблицу проявления характеров Гринёва и Пугачёва.) Для учителя. При анализе обратим внимание учащихся на то, какими запомнились Пугачёв и его товарищи Гринёву («Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина…»; «Черты лица его [Пугачёва], правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»; «Все обходились между собою как товарищи…»). Необходимо выразительно прочитать песню «Не шуми, мати зелёная дубровушка…» и обсудить, что захватывало душу Пугачёва, когда он слушал эту песню (вероятно, он понимал в глубине души свою обречённость), и что в этой сцене поразило Гринёва. Очень важен в ходе анализа эпизода разговор Пугачёва с Гринёвым. С какой целью Пугачёв позвал Гринёва к себе? Почему ему так важно, чтобы Гринёв признал его государем или, даже не веря в это, просто перешёл на его сторону? Каково было душевное состояние Гринёва в этот момент? (Здесь очень важно перечитать и осмыслить фрагмент от слов: «Я смутился…» до конца абзаца. Пушкин необыкновенно тонко и правдиво показывает борьбу в душе Гринёва: с одной стороны, тот считает «малодушием непростительным» признать Пугачёва государем, с другой – не хочет назвать его обманщиком, так как теперь не имеет желания расстаться с жизнью: «…то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию». Душевная борьба, о чём «с самодовольством» вспоминает Гринёв –автор мемуаров, закончилась всё-таки торжеством чувства долга и дипломатичным, но правдивым ответом Пугачёву.) Что в ответах Гринёва поразило Пугачёва и вызвало у него уважение? Что о Пугачёве говорит тот факт, что он позвал к себе Гринёва и не позвал Швабрина? Учитель предлагает проанализировать эпизод «Прощание народа с Пугачёвым» (глава IX «Разлука») и заполнить таблицу. Для учителя. Пугачёв входит вновь в роль царя: швыряет народу деньги, назначает Швабрина начальником крепости, даёт Гринёву поручение к губернатору Оренбурга, гневно кричит на Савельича, а затем, вернувшись к своей человеческой сущности, к своему истинному «я», посылает Гринёву лошадь и тулуп. Отвечаем на главный вопрос урока. | |
IV. Итог урока. | Гринёв с самого начала и до конца сохраняет чувство собственного достоинства, не изменяет присяге и показывает храбрость. Пугачёв сочетает в себе крайнюю жестокость, свойственную для любой гражданской войны, и крайнюю душевность и искренность. Он высоко оценивает Гринёва как честного бесхитростного человека. Оба они по-своему люди чести. |
|
V. Домашнее задание. | Дома учащиеся читают к следующему уроку главы Х–XII повести «Капитанская дочка». |
Литература, 8 класс
Тема урока 2: «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока. | Анализировать сходство и различие в характерах Емельяна Пугачёва, Петра Гринёва и Швабрина. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. ТОУУ – Оцените свою работу на уроке (пользуйтесь алгоритмом самооценки) Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками. III. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Емельян Пугачёв берёт штурмом крепости, убивает дворян, называет себя царём и требует оказывать ему царские почести. При этом он честен и прям с Гринёвым, помогает ему, ценит его прямоту и честность. В чём противоречие этого образа? Формулируем тему урока: Преступник и благодетель. – Учитель предлагает проанализировать эпизод, в котором Гринёв приезжает к Пугачёву в Бердскую слободу (глава XI «Мятежная слобода»). – Учитель предлагает составить описание избы – «дворца», «царской» позы Пугачёва, готового вместе со своими товарищами, которые принимают вид «притворного подобострастия», принять приехавшего из Оренбурга офицера. Какие характерные особенности есть у сцены? Сочетаются ли они с выражением «ужасная комедия», которое мы встречали в главе «Приступ»? Почему при виде Гринёва «поддельная важность его [Пугачёва] вдруг исчезла», Пугачёв вновь стал самим собою и начал разговаривать тем плутовато-шутливым тоном, каким он любил разговаривать с Гринёвым? (Может быть, он знал, что Гринёв – единственный человек, перед которым не нужно притворяться?) – Что вторично спасает Гринёва в этом эпизоде? Для учителя. Анализируя данный эпизод, необходимо обратить внимание на быструю смену настроений Пугачёва, на то, что он видит только одно средство наказания – виселицу, на разговор Хлопуши и Белобородова о кровопролитии, на душевное состояние Гринёва, который в этот момент отчётливо осознаёт своё положение («Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился»). – Учитель предлагает проанализировать разговор Гринёва и Пугачёва в кибитке (конец главы XI «Мятежная слобода» от слов «Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту»). – Какие отношения связывают Гринёва и Пугачёва? Как изменяется их отношение друг к другу? – Составьте литературные портреты Гринёва и Пугачёва. На какие черты характера указывают данные характеристики? – Прочитайте и оцените сказку про орла и ворона. Выделите концептуальные смыслы сказки (работа в парах). Сравните с истолкованием самого Пугачёва; с истолкованием Гринёва. В чём они сходятся и в чём различаются? Для учителя. В этой сцене укрепляются истинно человеческие связи между Гринёвым и Пугачёвым. Гринёв даёт возможность Пугачёву помочь ему, заступиться за «сироту», которую «обижают», – проявить свои лучшие качества, что приятно Пугачёву («Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья»). С Гринёвым делится Пугачёв своими планами, сомнениями и опасениями, с Гринёвым заговаривает вновь о своей миссии, как он её понимает. При этом Гринёв не боится сказать Пугачёву правду, когда тот опять заводит разговор о том, что не давало покоя его властолюбивой натуре, – о царствовании Григория Отрепьева (первый раз Пугачёв говорит об этом в главе VIII), и высказать собственное, неожиданное для Пугачёва суждение о смысле сказки про орла и ворона. Учитель предлагает пронализировать поведение Пугачёва, Гринёва и Швабрина в эпизоде освобождения Маши Мироновой (глава XII «Сирота»). – Расскажите этот эпизод от лица Гринёва, Пугачёва, Швабрина (работа в группах, 10 минут). Для учителя. Можно остановиться на вопросе, что огорчило Пугачёва, когда он узнал, что Гринёв утаил от него правду о происхождении Маши. (Пугачёв понимает, что вокруг него много людей нечестных, готовых играть им и продать его, о чём он говорил Гринёву в главе XI. Гринёв был единственным в повести человеком, к которому Пугачёв чувствовал доверие и истинное расположение именно потому, что Гринёв вёл себя с Пугачёвым как добрый, порядочный и искренний человек. Терять людей и веру в них непросто. Может быть, поэтому Пугачёв так легко принимает объяснения Гринёва.) Важно обратить внимание на те чувства, которые испытывает к Пугачёву Гринёв, на те слова, которые он сказал, благодаря этого странного человека, и на те, которых сказать не успел: «…бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель»; «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему». Кроме того, говоря о Гринёве, нужно сосредоточить внимание учащихся на том, какие чувства вызывал у него Швабрин в эти сложные для них обоих минуты (Гринёв чувствует, что Швабрин испуган, что он унижен Пугачёвым, унижен поведением самого Гринёва, дважды отвернувшегося от него, что он теряет последнюю надежду заставить Машу выйти за него замуж; Гринёв не хочет торжествовать над побеждённым врагом: «Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»; «У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».). Физкультминутка. –Учитель предлагает составить на основании анализа главы XIII «Арест» предположение об отношении главного героя к народному восстанию и напишите краткое сообщение на эту тему (5 минут). – Прочитайте вслух фрагмент от слов «Не стану описывать нашего похода и окончания войны» до конца абзаца, а затем выберите те детали, которые передают отношение писателя и героя к происходящим событиям («бедствие доходило до крайности»; «селения, разорённые бунтовщиками»; «правление было повсюду прекращено»; «шайки разбойников злодействовали повсюду»; «начальники… отрядов самовластно наказывали и миловали»; «состояние… края, где свирепствовал пожар, было ужасно»). «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – Находим в конце повести, в той её части, которая написана от имени «издателя», сообщение: «Из семейственных преданий известно, что… он [Гринёв] присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу». – Вспомним, что Пугачёв и раньше подобным образом прощался с Гринёвым: «Пугачёв, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе» (глава IX «Разлука»). – С какой целью Гринёв приходит к месту казни Пугачёва? Хочет ли он поддержать того, кто помог ему, проститься с ним, доказать свою правоту в предсказании будущего Пугачёва? – Почему А.С. Пушкин, описывая в этом эпизоде последнюю встречу своих героев, почти дословно повторяет упомянутую выше фразу из IX главы повести? Что это – намеренное подчёркивание того, что для Пугачёва Гринёв всегда был человеком, выделявшимся «из толпы»? Или писатель хочет показать, что Пугачёв остался сам собою, что он не трусит и готов платить за всё? Отвечаем на главный вопрос урока. | |
IV. Итог урока. | Заканчивая уроки, связанные с образом Пугачёва, необходимо прийти к выводам, к которым хочет привести читателя А.С. Пушкин: добро порождает добро, зло порождает зло; излишнее властолюбие ведёт к преступлениям; верность самому себе, своим принципам и убеждениям достойны уважения даже со стороны противника; предательство вызывает лишь презрение и отвращение; человек должен быть благодарным за проявленную по отношению к нему доброту, не должен помнить зла и наслаждаться торжеством над поверженным и униженным врагом; испытания проверяют человека, выявляют его истинные побуждения, истинную сущность его характера. |
|
V. Домашнее задание. | Дома учащиеся отмечают закладками в тексте повести все эпизоды, связанные с образом Маши Мироновой. |
Литература, 8 класс
Урок 3 «Маша Миронова - капитанская дочка» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока. | – Анализировать и сделать вывод, почему произведение А.С. Пушкина о пугачёвском бунте называется «Капитанская дочка». Доказываем, что строй и смысл произведения связан с Марией Мироновой. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. ТОУУ – Оцените свою работу на уроке (пользуйтесь алгоритмом самооценки) Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками. III. Работа с текстом. 1. Анализ текста. 2. Работа с текстом после чтения. | – Произведение А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка». Как вы думаете, почему именно такое название выбрано Пушкиным для описания пугачёвского бунта? Формулируем тему урока: почему дочка капитана Миронова – главный герой повести? – Учитель предлагает провеcти анализ первой встречи Гринёва с Машей. Анализируем личность Маши (глава III «Крепость»). Работа в парах. Первая пара: описание Маши, выдающее её смущение («села в угол и стала шить»; «она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку»). Вторая пара: характеристика Маши через отзыв о ней Швабрина (он перед этим описал Машу «совершенною дурочкою»), третья пара: первое впечатление, произведённое ею на Гринёва («С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на неё с предубеждением…»); четвёртая пара: характеристика Маши через слова матери («Маша трусиха»). Какой, таким образом, предстаёт перед нами героиня повести при первой встрече с ней? (Подводим итог работы пар.) – Анализ поведения Маши Мироновой в главе IV «Поединок». Учитель организует работу в парах. Первая пара: в чём выражалось изменение отношения к Маше Гринёва («Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку»). Вторая пара: отношение Маши к Швабрину. Швабрин клевещет на Машу, обвиняя её в продажности и распущенности. Маша рассказывает Гринёву о сватовстве Швабрина и своём отказе (вспомним при этом, что Маша была бесприданницей, дочерью человека, вышедшего в офицеры «из солдатских детей», а «Алексей Иваныч… человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но замуж она за него не пошла: для Маши определяющим оказалось чувство, а Швабрин был ей «противен», она ощущала в нём что-то недоброе, была уверена, что именно он был зачинщиком ссоры между ним и Гринёвым, не могла себе представить, как поцелуется с ним «под венцом при всех», и не соглашалась на это «ни за какие благополучия»; таким образом, Машу никак нельзя было обвинить в корыстолюбии). Третья пара: объяснение Маши и Гринёва в главе V «Любовь». Искренность, простота и естественность Маши в выражении её чувств к Гринёву. Отказ её выйти за него замуж (второй отказ от состоятельного жениха!) без благословения его родителей: «Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией». Маша начинает избегать Гринёва. Четвертая пара: прощание Маши и Гринёва в главе VI «Пугачёвщина». Горе влюблённых. Пятая пара: Маша на крепостном валу в главе VII «Приступ». Она предпочитает в минуту опасности быть на валу с отцом, матерью и Гринёвым, заставляет себя ему улыбнуться. Отец благословляет Машу. Прощание Маши с отцом («Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю»; «Маша кинулась ему на шею и зарыдала»). Подведение итогов работы пар. Вывод о характере Маши Мироновой (с заполнением блок-схемы, где прописаны основные качества характера героини). Работа в группах: первая группа – письмо Маши к Гринёву в главе Х «Осада города». Варианты продолжения повести. (Маша просит о помощи («Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж… А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович»). Вторая группа. Маша в главе XII «Сирота». Упорство и мужество девушки. Варианты продолжения повести («Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».). Маша соглашается ехать к родителям Гринёва, но по-прежнему отказывается выйти за него замуж без их благословения и согласия). Третья группа: встреча с императрицей. Варианты продолжения повести. (Маша едет в Петербург спасать Гринёва (глава XIV «Суд»). Встреча Маши с императрицей в Царском Селе).
– Вывод по теме урока. Учитель предлагает составить таблицу, где прослеживается взаимосвязь Маши со всеми основными героями повести. Доказывается, что Мария способствовала открытию, проявлению в героях повести их лучших черт. | |
III. Итог урока. | Та, которую в начале повести мать называла трусихой, смогла, не побоявшись испытаний, выпавших на её долю, отстоять своё счастье и защитить любимого человека, как и он в своё время сумел защитить и спасти её. Маша Миронова, как мы уже говорили выше, является отражением пушкинских представлений о женщине, в которой писатель больше всего ценил верность и преданность. |
|
IV. Домашнее задание. | Дома учащиеся выполняют задания по выбору. Отметить в тексте повести все эпизоды, связанные с образом одного из героев: Петра Гринева, Пугачева или Швабрина. |
Литература, 8 класс
Тема урока: Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Рабочее название 4 урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока. | Доказать важность каждого из основных персонажей для развития действия и для повести в целом. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. ТОУУ – Оцените свою работу на уроке (пользуйтесь алгоритмом самооценки) Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками. III. Работа с текстом. 1. Анализ текста. 2. Работа с текстом после чтения. | – На прошлом уроке мы говорили об исключительной роли Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». Скажите, есть ли персонажи, не менее значимые для данной повести? Давайте попробуем их перечислить. Формулируем тему урока: – Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»? Учитель организует работу в группах. – Выбираем одного из героев романа (работа по группам). Первая группа: Пугачёв. Вторая группа: Гринёв. Третья группа: Швабрин. – Учитель предлагает написать характеристику героя – значит выявить черты характера этого героя. – На основе следующей информации определите свои задачи. Того, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия литературного характера. Литературная характеристика героя в отличие от рассказа о герое должна отражать: 1) этическую, социальную направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.); 2) психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками); 3) проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами; 4) отношение автора к поведению персонажа и к мотивам его поступков; 5) реализацию этого авторского отношения (как автор выражает своё отношение). Группы записывают свои задачи: – рассказать о … ; – объяснить … ; – описать … ; – выявить … – Учитель предлагает просмотреть текст произведения и назвать отличительные черты характера героя. Например, Пугачёва отличают безрассудство, решительность, жестокость и великодушие одновременно, умение быть благодарным и т.д. – Соберите фактический материал. Просмотрите текст и найдите примеры проявления этих качеств. Сделайте цитаты. – Найдите прямые оценки героя, данные автором, другими персонажами. – Перечитайте размышления героя (внутренние монологи), характеризующие его личность. Сделайте цитаты. – Учитель предлагает составить и записать рабочий план ответа (развёрнутый план сочинения-рассуждения). Для учителя. Следует подумать, как показан характер: в развитии или уже готовым, сформировавшимся. Это определит последовательность плана. В первом случае план лучше составлять в соотнесении было – стало, во втором – начать с самых ярких, значимых черт характера. Если характер дан в развитии, то в тексте сочинения будет уместно соединять предложения словами «вначале», «спустя какое-то время», «постепенно», «со временем». Физкультминутка. – Составьте наброски к вступлению и заключению. Для учителя. Не следует забывать, что эти части должны быть связаны не только с основной частью, но и между собой. Например, во вступлении можно объяснить и обосновать значимость героя для произведения, а в заключении подвести итог, чем же так интересна личность (характер) данного героя. Можно во вступлении обозначить место героя в системе персонажей, а в заключении уточнить, почему же именно это место занимает герой в романе. – Распределяем роли между участниками группы. 1) Вступление. Роль героя в повести. 2) Этическая, социальная направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.). 3) Психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками). 4) Проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами. 5) Личное отношение к поведению персонажа и к мотивам его поступков. 6) Персонаж с точки зрения сегодняшнего дня. 7) Заключение. Для учителя. Не следует забывать, что характеристика героя даётся со стороны, не им самим. Не предполагает этот жанр и описания твоего отношения к герою. Нужно избегать прямых оценок типа «мне нравится», «я считаю» и стараться выражать своё отношение неявными способами (например, объяснить причины поступков героя, провести параллели с другими персонажами, книгами и т.д.). Итоги работы в группах. Подведение итогов: каждая группа должна доказать, что именно вокруг данного персонажа возникает основная интрига в повести (романе). | |
III. Итог урока. | Каждый из персонажей – Гринёв, Швабрин, Пугачёв – одинаково важны и для развития сюжета, и для общей концепции повести. Они показывают разные стороны человеческой личности; они раскрываются во взаимодействии; наконец, они имеют реальные прототипы, и именно благодаря изображению этих персонажей достигается эффект исторической правды в повести. |
|
IV. Домашнее задание. | Дома учащиеся пишут сочинение-характеристику по персонажу, выбранному в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по изучению повести "Капитанской дочки" Пушкина. Образ Пугачева
Содержит материал к уроку по изучению повести, акцентирует особое внимание на детали, проблемный вопрос...
Урок по литературе "Восстание Пугачева. Историческая справка для изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Интегрированный урок - введение перед началом изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" по литературе и истории с использованием современных технологий: критическое мышление, развивающее обуче...
Изучение повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Материал создан в помощь учителю. Разделен на уроки по изучению повести....
Разработка урока по изучению повести "Хаят"
Разработка урока по изучению повести "Хаят" с использованием альтернативной технологии А. Яхина....
Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...
Перечень вопросов к итоговому занятию по изучению повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Вопросы, позволяющие проверить знание содержания текста повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Презентация к уроку по изучению повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"
Презентация выполнена как отчет одной из групп по теме "Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"...
- Мне нравится (1)