Любовная лирика А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок по теме "Любовная лирика А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_po_teme_lyubovnaya_lirika_pushkina.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.С. Пушкин. Лирика любовного чувства».
Учитель: Ткачева Татьяна Борисовна
Цели урока: Слайд №!
- Познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
- Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны
А.С.Пушкин
Ход урока
I.Вступительное слово учителя: слайд № 2.
Есть классический образ, применяемый к А.С. Пушкину - "солнце русской поэзии".
Что же движет Солнце?
"Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:" - утверждает поэт.
Любовь - вот, что движет Солнце.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры:
II.Беседа с учащимися: слайд №3.
Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.
Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.
Каким вы увидели Пушкина в любви?
Любовь для Пушкина - предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый. Слайд № 5,6.
III. Адресаты любовной лирики поэта. Слайд № 4.
- Чтение наизусть стихотворения «К К *** («Я помню чудное мгновенье…»). Слайд № 5.
- Сообщение ученика об истории создания стихотворения. Слайд № 6.
- Анализ стихотворения «К К *** («Я помню чудное мгновенье…») -1825 год
- Итак, о чём же это стихотворение? О судьбе Пушкина, о конкретных биографических разворотах этой судьбы, об извечной святости бытия, о природных основах искусства?
О том, и о другом, и о третьем, и, быть может, ещё о чём-то, чему и название трудно сыскать. Наконец, это стихотворение о любви, но о любви, воспринятой в свете абсолюта. Абсолют – здесь: основа всего сущего.
- С помощью каких средств выразительности речи автор признаётся в любви героини своего стихотворения? Приведите примеры.
Звучит романс на слова стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» -композитор- М.И. Глинка
4.Чтение наизусть стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829 год) слайд № 7.
5. Сообщение ученика об адресате стихотворения. Слайд № 8.
6.Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
- Стихотворение начинается с антитезы. Зачитайте её… «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Печаль моя светла..» Что даёт такое противопоставление внутреннего мира поэта внешнему?
- Сочетание взаимоисключающих, противоречащих друг другу образов и понятий называется оксюмороном.
Мне грустно и легко; печаль моя светла…; Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит…
Как вы думаете, почему поэт выразил свои чувства с помощью оксюморона?
Неважно, кому конкретно посвящено стихотворение, - важнее его общий нравственный смысл. Согласны ли вы с таким утверждением? В Чём вы видите общий нравственный смысл стихотворения?
7. Чтение наизусть стихотворения «Я вас любил…» (1829 год). Слайд №9.
8.Сообщение ученика о музе поэта, кому посвящено данное стихотворение.
9. Анализ стихотворения «Я вас любил…».
- Несомненно, вы читали много стихотворных и прозаических произведений о любви, изучали «Капитанскую дочку» Пушкина, «Асю» Тургенева, «После бала» Л. Толстого, в которых важное место занимает любовный сюжет. Подумайте, в чём своеобразие чувства, выраженного в стихотворении «Я вас любил…», в сравнении с названными произведениями? В чём сказывается «лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) стихотворения?
- Какое значение имеет вводный оборот « быть может» , вынесенный в конце строки?
Какова смысловая и интонационная роль синтаксического параллелизма и повторов во втором четверостишии?
- Сравните стихотворения «На холмах Грузии» и «Я вас любил…». Что их сближает по содержанию и форме?
Содружество музыки и поэзии
- На слова стихотворения «Я вас любил…» написано более двадцати романсов. Среди их авторов такие композиторы, как А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.С. Даргомыжский,
Ц.А. Кюи…Как вы думаете, почему к этому поэтическому произведению часто обращались композиторы? Звучит романс А.А. Алябьева.
10. Чтение наизусть стихотворения «Мадонна». Слайд № 10.
11. Сообщение ученика о любви Пушкина А.С. к Н.Н. Гончаровой – Пушкиной. Слайд № 11.
IV. Викторина слайд № 12.
Ответьте на вопросы:
1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?
2. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил:"(1829г.)?
3.. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С. Пушкина «Я вас любил…»?
«Я помню чудное мгновенье…»?
4. Кому посвящено стихотворение «Мадонна»?
V. Заключительное слово
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его "страстям мятежным". Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина - это не "донжуанский список", не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.
VI Домашнее задание:
1. ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ ИЗ ЦИКЛА « ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
А. С. ПУШКИНА».
2.ПРОЧИТАТЬ «ЮЖНЫЕ ПОЭМЫ» И ДРАМУ «БОРИС ГОДУНОВ» А.С.ПУШКИНА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока литературы в 9 классе в форме литературной гостиной. "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина".
"Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"...
Любовная лирика А.С.Пушкина
Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Сценарий поэтического вечера "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе. изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.
Презентация к уроку литературы в 9 классе....
урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"
на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество». Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...