Уровневые задания для изучения пьесы А.Островского «Гроза»
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Росоветская Марина Владимировна

Материал к урокам по пьесе А.Осторвского "Гроза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovnevye_zadaniya.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневые задания для изучения пьесы А.Островского «Гроза»

Тема: «Город Калинов и его обитатели»

Уровень

Текст

Задание

1 уровень – базовый (оценка «3»)

1 действие

1 Прочитать вводную ремарку. Где происходит действие драмы?

Список действующих лиц.

2 Найдите в тексте и выпишите характеристики города

3 Выпишите говорящие фамилии, дайте толкование, распределите героев по возрасту (молодые – старые), родственные связи (по семьям), образование.

4 Дайте характеристику речи героям пьесы.

5 Выпишите первые реплики героев (сделайте вывод о характере каждого)

2 уровень (оценка «4-5»)

учебник

объясните смысл названия пьесы

текст пьесы

Как вы думаете, что объединяет следующих персонажей, обоснуйте свою точку зрения: а) Дикой, Кабаниха, Кудряш, Феклуша; б) Кулигин, Варвара, Тихон, Борис

текст пьесы

учебник

Дайте определение такому понятию как «зеркальные образы»; докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу – «зеркальным» образом Кабанихи

текст пьесы

какое место в системе образов занимает Катерина?

3 уровень (оценка»5»)

Ответив на вопросы, напишите сочинение – размышление «Жители города Калинова»

- кого в пьесе Островского можно назвать «хозяевами жизни» и их «жертвами», почему?

- к какой из этих групп можно отнести Катерину?

- подумайте, при каких условиях ТВ городе Калинове могло возникнуть такое явление как самодурство?

Тема: «Быт и нравы города Калинова»

уровень

текст

задание

1 уровень – базовый (оценка «3»)

действие 1, явл3;

действие 3, явл.3 (монологи Кулигина)

1 Выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе;

2 Выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

действие 1, явл. 2

действие 2, явл. 1

действие 3, явл.1

3 Прочитайте монологи Феклуши, о чём она рассказывает горожанам, почему они ей верят?

2 уровень (оценка «4-5»)

Действие1, явл.3

действие 2, явл.5,6

действ 3, явл.2

Проанализируйте сцены, в которых герои сопоставляются или противопоставляются друг другу и тем самым раскрывают себя в своих монологах и диалогах:

Дикой

Кабаниха

что говорят о нём:

Что говорят о ней:

Что представляет сам:

Что представляет сама:

В чём основы жизни по его мнению:

Её представления о семейной жизни:

Вывод:

Вывод:

действ. 1, явл.2

действ 2, явл.10

Катерина

Варвара

Представление о счастливой жизни:

Жизненные правила

Почему Катерина взяла ключ?

Почему Варвара дала Катерине ключ?

Вывод:

Вывод:

действ 1, явл.3,4,5

действ 2, явл.4

действ4, явл.3

Борис

Тихон

Положение в семье Дикого, почему он терпит всё:

Положение в семье Кабановой, почему он терпит всё:

Поведение в сцене прощания с Катериной:

Поведение в сцене прощания с Катериной:

Можно ли считать его жертвой «тёмного царства», почему:

Можно ли считать его жертвой «тёмного царства», почему:

Вывод:

Вывод:

3 уровень (оценка «5»)

Напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопросы:

- Так ли страшно «тёмное царство» для человека, как представил его в своей пьесе Островский?

- каковы отличительные черты «тёмного царства»?

- какой приём использует автор для изображения города, героев?

-кто правит этим царством?

- чем оно страшно для героев пьесы? (Катерины, Тихона, Кулигина, Бориса..)

Тема: «Катерина в «тёмном царстве»

уровень

текст

задание

1 уровень – базовый (оценка «3-4»)

действ 1, явл.5

Перечитайте реплики Катерины, какие черты характера проявляются в них?

действ 1, явл. 7 (со слов: «Такая ли я была…»)

Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала её в родной семье?

действ 2, явл.10

действ 3, явл.3

действ 5, явл.4

Перечитайте монологи Катерины, разговор с Борисом в сцене свидания, выпишите слова и предложения, характеризующие мучения героини, борьбу с собой.

2 уровень (оценка «4-5»)

действ 1, явл.7

действ 2, явл.10

действ 5, явл.2

действ 5, явл.4

Перечитайте монологи Катерины, определите основную мысль каждого, выпишите ключевые слова, характеризующие состояние героини.

финал

Проанализируйте финальную сцену, выпишите реплики героев после смерти Катерины, можно ли их считать «тихим» бунтом, ответ обоснуйте.

3 уровень (оценка «5»)

Ст. Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»;

Ст. Д.Писарева «Мотивы русской драмы»

Написать сочинение – размышление: «Кто на ваш взгляд более прав  в характеристике Катерины Писарев или Добролюбов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Материл для изучения пьесы А.Н. Островского "Гроза" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.    Целенаправленно орган...

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.

Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...

Методическая разработка урока по литературе "Пьеса А. Островского "Гроза" (10 класс)

Методическая разработка урока по литературе "Пьеса А. Островского "Гроза" (10 класс)...