Внеклассное мероприятие "Литература 18 века".
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия "Литература 18 века" (в форме игры брейн-ринг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature_v_9_klasse.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

Игра брейн-ринг по литературе 18 века.

Цели:

  1. Закрепить знания о жизни и творчестве писателей 18 века, повторить особенности классицизма, сентиментализма как литературных направлений;
  2. Показать связь литературы с историей, дать понять тонкую грань между литературным и историческим, расширить кругозор учащихся;
  3. Воспитать чувство команды, умение брать на себя ответственность при принятии решения.

Оборудование: проектор, компьютер, портреты писателей , распечатанная зашифрованная запись; ручки, бумага для учащихся.

Тип урока: повторение, игра

Ход урока:

- Организационный момент: Класс делится на 5 команд. В каждой команде по 5-6 участников. Распределение на команды можно проводить по-разному. Обычно более сильные учащиеся становятся командирами. И они сами набирают команду. В течение игры команды должны набрать максимальное количество баллов: по количеству набранных балов определяется победитель.

1 конкурс «Разминка»

Проходит в форме вопрос-ответ. За каждый правильный ответ 20 баллов.

1. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».

3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»

4. Откуда фраза (укажите автора, произведение, жанр): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала»

5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву»  действует не русский царь, а «царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан»

6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»

8. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела»

9. Да или нет? Царская водка – смесь серной и уксусной кислоты.

10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»

11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

12.С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?

13. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

14. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»

16. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

17. Кто это? «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице»

18. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»

19. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.

20. Укажите современный вариант слова «Покрыты мздою очеса»

Раунд 1. «Эпоха Просвещения»

На ответ дается одна минута, одна команда отвечаете устно, остальные пишут ответ на листочках. Каждой команде будет задано по два вопроса. За правильный ответ команда получает по 100 баллов.

  1. В чём сущность реформы русского стихосложения, проведенной Тредиаковским вместе с Ломоносовым?
  2. Разрабатывая разные жанры (от трагедии до песни), Сумароков подчеркивал их равноправие: «Слагай, к чему влечёт тебя твоя природа; Лишь просвещение, писатель, дай уму, Прекрасный наш ... способен ко всему». Какое слово пропущено?
  3. До Крылова Сумароков был самым плодовитым (более 300 басен) и популярным баснописцем. Вот концовка одной из его басен: «Коль такое ваше племя, Так лети отсель ты прочь: Поплясати время». Что это за басня и как звучит аналогичный финал у Крылова?
  4. Кого за просветительскую деятельность арестовали по приказу Екатерины II и поместили в Шлиссельбургскую крепость? Дождался ли он освобождения?
  5. Если Г. Державин замечал и подчеркивал в человеке противоречивость (раб и царь, червь и бог), то А. Радищев отказывался быть рабом и скотом и чувствовал себя только человеком. Можете ли вы процитировать строки обоих авторов, ставшие афоризмами?
  6. Судьбы многих русских писателей XVIII в. были драматичны, а порой и трагичны. Екатерина II, считая себя главным учителем своих подданных, не терпела и боялась людей умных и либерально настроенных: одних отправляла в отставку, других — в ссылку, третьих — в крепость, четвертым «затыкала рты», запрещая печататься и издавать журналы. Назовите этих писателей.
  7. Существовала в XVIII в. и массовая литература, популярная и читаемая в «низах»: в Петровское время это была авантюрная повесть «Жизнь и приключения Ваньки Каина», в конце столетия — роман о вдове убитого под Полтавой солдата Мартоне, смелой и находчивой женщине, сумевшей разбогатеть. Кто был героем повести и как назывался роман?
  8. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились?
  9. Почему И. Дмитриев называл себя «рядовым на Пинде воином»?
  10. Почти все писатели XVIII в. совмещали литературную деятельность с государственной службой (статской или военной) и нередко достигали высоких чинов и должностей (министров, губернаторов, сенаторов). А были среди них не пожелавшие служить и выбравшие жизнь частного человека?


    Раунд 2.  «Писатели 18 века»

Команде задается вопрос, одна минута на раздумье, потом команда отвечает, если ответ неправильный, право ответа переходит к команде, которая подняла руку первой. За правильный ответ команды получаю по 100 баллов.

  1.  О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
  2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей.
  3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века.
  4. Укажите фамилию русского поэта-одописца 18 века, который пытался подражать Ломоносову, но не выдержал великолепия и пышности языка, поэтому внёс элементы живой разговорной речи.
  5. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?
  6. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».
  7. Реформатор русского языка, создатель уникального исторического труда; саамы яркий представитель сентиментализма в русской литературе.
  8. Русский литератор Екатерининской эпохи. Автор комедии «Бригадир» и других сатирических произведений, направленных на улучшение социально-политического порядка в стране.
  9. Русский поэт 18 века, присутствовал на публичном экзамене по русской словесности в Царскосельском лицее и оценил дарование А.С. Пушкина.
  10.  Этому писателю император Александр 1 именным указом даровал ему звание историографа.



Конкурс капитанов.

Каждому капитану задается вопрос, если он на него не отвечает, право ответа переходит к следующему капитану. За каждый правильный ответ получают по 50 баллов.

1. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий

2. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

3. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

4. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»

5. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

6 Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»

9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.

10. Укажите современный вариант слова «изрёк»

Раунд 3.  «Что в имени тебе моём...»

Ответы должны быть развернутым. За правильный ответ команда получает по 150 баллов.


1. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

2. Имя Эраст в переводе  означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

3. Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

4. Имя Софья в переводе в греческого означает «мудрая». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

5. Имя Иван древнееврейского происхождения и означает дар Бога, благодать Божья. Оправдывает ли Иванушка свое имя? (комедия «Бригадир»). Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Раунд 4. «Шифровальщики»

- команды получают расшифрованное задание: приведено высказывание молодого Пушкина о творчестве одного из писателей 18 века ( «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом»). Высказывание состоит из 8 зашифрованных слов, каждое слово оценено определенным баллом.

 

Задача команды: расшифровать это высказывание, причем можно «открыть» любое слово или слова в обмен на баллы.

Подведение итогов. Команды подсчитывают баллы. Определяется победитель. Выставляются оценки за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "СПИД - чума XXI века"

Внеклассное мероприятие "СПИД - чума XXI века" проводилось как  заседание "Клуба Здоровье". В нём сочеталось ролевая игра и выступление агитбригады, использовалась презентация и музыка. Ребята ис...

Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....

Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».

К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

«Бал XIX века» (сценарий внеклассного мероприятия)

Сценарий бала был разработан для проведения недели русского языка и литературы. Цель данного мероприятия - вызвать у детей интерес к историческому прошлому соей Родины; привитие вежливого отношения др...

"От века минувшего в настоящее и будущее". Внеклассное мероприятие по биологии

"От века минувшего в настоящее и будущее"Что происходит в мире? Как развивалась и развивается жизнь и наука биология? Что нас ждет в будущем? Эти и многие другие вопросы частот задает человечест...

Сценарий внеклассного мероприятия "Женщины-поэты XXI века"

Данный сценарий представляет собой разработку литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Ирины Шалаевой и Елены Исаевой....