урок чтения по повести Агнии Кузнецовой "Моя Мадонна" "А душу твою люблю..."
книга по литературе (9 класс)
АГНИЯ КУЗНЕЦОВА
«Моя Мадонна»
«А душу твою
люблю…»
9 класс
Учитель: Гончарова И. В.
Урок внеклассного чтения по повести
Агнии Кузнецовой «Моя Мадонна».
«А душу твою люблю…»
Цель: 1) расширить знания учащихся о Пушкине, помочь лучше понять
поэта через воспоминания жены и его современников;
2) развивать умения учащихся высказывать свое мнение,
аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свою точку
зрения, свободно общаться;
3) воспитывать культуру речи; воспитывать чувство патриотизма
через эмоциональное восприятие таких произведений о людях,
которые составляют нашу национальную гордость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
урок внеклассного чтения по повести Агнии Кузнецовой "Моя Мадонна" "А душу твою люблю..."
АГНИЯ КУЗНЕЦОВА
«Моя Мадонна»
«А душу твою
люблю…»
9 класс
Учитель: Гончарова И. В.
Урок внеклассного чтения по повести
Агнии Кузнецовой «Моя Мадонна».
«А душу твою люблю…»
Цель: 1) расширить знания учащихся о Пушкине, помочь лучше понять
поэта через воспоминания жены и его современников;
2) развивать умения учащихся высказывать свое мнение,
аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свою точку
зрения, свободно общаться;
3) воспитывать культуру речи; воспитывать чувство патриотизма
через эмоциональное восприятие таких произведений о людях,
которые составляют нашу национальную гордость.
Оборудование: на столике свечи, портрет Н. Н. Пушкиной, томик Пушкина.
На доске: портрет Пушкина и его жены, под ними надпись:
Эпиграф: «Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они в самом
деле святы… ни одна святыня наша не побоится
свободного исследования, но это именно потому, что она
крепка, в самом деле.»
Ф. М. Достоевский.
Горят свечи. Звучит музыка Григ «Смерть Озе» (сюита).
І Чтение отрывка повести (1 – 2 абзац)
- Так начинает свою повесть «Моя Мадонна» о Наталье Николаевне Пушкиной, опираясь на подлинные письма и факты, Агния Кузнецова.
Сегодня мы обращаемся к этому произведению, чтобы лучше узнать Пушкина, его мы будем воспринимать через воспоминания Натальи Николаевны о своей жизни.
ІІ Несколько слов об авторе.
А. А. Кузнецова родилась в 1911 г. в г. Иркутске. С Сибирью связан большой определивший дальнейшую писательскую судьбу период ее жизни: детство, юность, начало трудовой деятельности.
Литературная работа Кузнецовой началась рано. С молоду она пишет очерки, газетные статьи. Сборник рассказов «Октябрята», опубликованный в 1932 г., был первой книгой молодого прозаика.
Во времена Великой Отечественной войны А. Кузнецову избирают ответственным секретарем Иркутской писательской организации. Она привлекает в актив Союза писателей молодежь, пишет рассказы и очерки о патриотизме детей: «Таежный подарок», «Тимуровцы», «В поезде» и др.
В послевоенное время А Кузнецова публикует повести «Чертова дюжина» (1945), «Твой дом» (1948), «Свет-трава» (1953), «Много на земле дорог» (1961), «Ночевала тучка золотая» (1970) и др.
Героями многих произведений Кузнецовой являются школьники и учителя. Повесть «Зимний поклон» (1976), которую писательница посвятила светлой памяти своей учительницы и родной тетки Евгении Николаевны Домбровской, вырастившей и воспитавшей ее, отмечена Государственной премией РСФСР имени Н. К. Крупской.
Последние годы Кузнецова много и плодотворно занимается пушкинской темой. Итогом ее работы явились повести «Под бурями судьбы жестокой», «Долли», «А душу твою люблю…».
Учитель:
- Когда читаешь произведение Кузнецовой, на память приходят слова Ф. М. Достоевского (именно их мы взяли в качестве эпиграфа), который как-то сказал: «Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они в самом деле святы… ни одна святыня наша не побоится свободного исследования, но это именно потому, что она крепка в самом деле.»
- Поэт был убит на дуэли. И враги, и друзья, и писатели, и историки, и современники, и потомки сочли прямой или косвенной виновницей его гибели Наталью Николаевну, «бессердечную» или, в лучшем случае, легкомысленную красавицу, его жену.
Светская чернь, недруги, интриги, невежды формировали общественное мнение, и трудно было прорваться сквозь плотно сотканную ложь6 даже Гоголь поверил ей, а А. Ахматова писала, что «одна» Наталья Николаевна «могла все остановить», но не сделала этого
Комментатор к книге Ахматовой замечает: «Хотелось бы больше снисходительности к простодушию и непосредственности еще такой молодой женщине».
- Но жена Пушкина не нуждается в снисходительности, Наталья Николаевна нуждается только в истине, только в свободном от предрассудков исследование всех обстоятельств ее жизни, и строгая неподкупная истина доказывает, что эта женщина была именно такой, какой любил ее Пушкин.
ІІІ Как же складывалась работа писательницы над произведением? (Выступление учащегося).
ІV - Какой же виделась Наталья Николаевна своим современникам, какой показалась она автору и вам, читателям?
(Из дневника графини Фикельмон, стр. 67;
Из письма Плетнева, стр.74;
Гончарова брату, стр.66; и т. д.)
Вывод: А. Кузнецова сумела показать мудрую скромность и высокое достоинство, которые отличали жену Пушкина во всех обстоятельствах ее жизни, среди сплетен и обвинений, не умолкавших за ее спиной, а иногда достигавших ее слуха.
- А. Кузнецова разворачивает панораму жизни Пушкиной от конца к началу и середине. Наталья Николаевна, умирая, вспоминает события своей жизни.
V - какие из них на ваш взгляд, наиболее ярко всплывают в памяти героини? Какие эпизоды понравились, запомнились вам?
(Например:
- весть о дуэли Пушкина, стр.43 – 46
- Как этот эпизод характеризует Наталью Николаевну?
(прокомментировать)
- Венчание
- детство, жизнь в Полотняном заводе, стр. 46;
Гончарова с Пушкиным в Полотняном заводе, стр.65.
- Чтение стихотворения И. Кашпурова, «Дом Натали».
4) о Дантесе, стр. 56, 64;
5) о Николае І, стр. 70 – 71;
6) о Лермонтове, стр. 68, 95;
7) Пушкин в Михайловском, стр. 74,75.
- Почему Наталью Николаевну так тянуло в Михайловское!
Вывод: Действительно, Кузнецова сумела передать обаяние юной женщины, простой, естественной, разумной, доброй. Она полюбила Пушкина завоевала его доверие, успешно учиться понимать и ценить его личность. И Кузнецова вовсе не рисует икону. Она видит трудности, и даже неловкости, неизбежные у неопытной женщины, перенесшейся из тихого поместья в большой свет с его ловушками.
VІ - А. Кузнецова приводит письма, воспоминания современников Пушкина, свидетельствующие о том, что Наталья Николаевна помогала своему мужу, интересовалась его делами.
Приведите примеры:
(Например:
- письмо Наталья Николаевна брату Дмитрию, стр.81
- стр. 90
- стр. 78.)
- Действительно, могла ли бессердечная пустая женщина, мечтающая лишь о празднике успехах, писать письмо брату, лишь потому, чтобы не беспокоить мужа мелкими хозяйственными хлопотами. Это письмо – свидетельство ее любви к мужу, и душевной тонкости, чуткости.
VІІ - Пушкину было за что любить Наталью Николаевну, а а любил он ее безумно. Это доказывают его письма:
(Н/р: стр. 83, «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…» и мн.др.)
стр. 77 ( - Моя Мадонна!) - отрывок
VІІІ «Мадонна». Именно так называется стихотворение Пушкина, которое Пушкин посвятил своей жене. Чтение стихотворение.
- Пушкин был великий художник. Его привлекала красота, а в современной красоте он видел выражение совершенной духовной ценности. Он писал Наталье Николаевне, уже ставшей его женой: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».
Наталья Николаевна, семья, дети стали опорой поэту в его трудной судьбе, в его великом подвиге, в его служении России.
Музыка. Заключит строки повести (чтение, стр. 91)
- Наталья Николаевна исполнила волю умирающего Пушкина, вторично вышла замуж, но не через 2 года, а через 7 лет.
Новый брак принес ей иную жизнь. А. Кузнецова показывает, как в этой иной жизни Наталья Николаевна сумела сохранить уважение к достоинству Пушкина и оградить интересы его детей.
- Почему, будучи счастливой, во втором браке, она все же умирает с именем Пушкина на устах?
Д/з Сочинение - миниатюра
Мои размышления после прочтения произведения «Моя Мадонна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...
Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...
Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»
(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....
урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."
Тип урока- изучение нового материала. Урок изучается в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, ...
Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"
Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...