Презентация А.И.Куприн. Куст сирени
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Презентация А.И.Куприн. Куст сирени
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоотверженность и находчивость главной героини. (По рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас остаётся. Л. Н. Толстой
Цели урока: Выявить позицию автора в изображении любви: определить качества характера, помогающие героям сохранить и развить любовь; Показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи рассказа; Развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности ; Воспитывать активную жизненную позицию .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Педант - тот , кто излишне строг в выполнении формальных требований; Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.
ТРИ ЧАСТИ РАССКАЗА А . Куприна «КУСТ СИРЕНИ» 1 часть - «Горе»: возвращение Алмазова домой . 2 часть - «Надежда»: посещение оценщика и садовника. 3 часть - «Счастье»: благополучный исход, поступление в академию.
ЗЕРКАЛЬНАЯ композиция - такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.
Сравнительная характеристика Николай Алмазов Верочка, жена его Раздражен, недоволен. Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Верит в успех дела. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее .
«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком"
Домашнее Задание Сочинение – рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова ?»
Предварительный просмотр:
Тема: А.И. Куприн «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.
Ход урока
Любовь — это бесценный дар.
Это единственная вещь, которую мы
можем подарить, и все же она у тебя
остаётся.
Л.Н. Толстой
I. Организационный момент. Определение темы урока.
Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
Запись в тетради темы урока, эпиграфа.
II. Мотивация и актуализация. Постановка целей урока.
Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Выявить взгляд Куприна на любовь; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).
III. Изучение новой темы.
1. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы продолжим рассматривать произведение писателя – рассказ «Куст сирени».
2. Словарная работа (запись в тетрадь).
В тексте встречаются незнакомые для вас слова, а некоторые из них - устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением:
педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.
Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения; в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет – основа формы произведения.
Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нём события; фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых.
3. Слово учителя.
Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.
4. Вопросы на читательское восприятие.
Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви).
-Физкультпауза.
5. Исследование по тексту.
- Николай Алмазов возвращается домой.
- Говорит ли автор прямо о его состоянии?
- Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Вспомните в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках.)
6. Аналитическая беседа.
- Как Вера сопереживает мужу?
- В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
- Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
- В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
- Чем же заканчивается эта история?
- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.
- А теперь давайте вспомним о композиции. Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три).
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись).
Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
- Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика
Николай Алмазов | Верочка |
Раздражен, недоволен. | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. |
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. | Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех. | Верит в успех дела, надеется на положительный исход. |
Подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. |
Прокомментировать таблицу с примерами.
- Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
8. Отношение автора к героям.
- Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
- А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)
9. Ответ на главный вопрос урока (домашний письменный ответ на вопрос).
Два ученика:
1) Рассказ Куприна "Куст сирени" – это история любви, трогательная и авантюрная, полная страстей и веселого юмора. Неожиданное решение проблемы главного героя, делает рассказ очень оптимистичным, поднимающем настроение. Неудача молодых супругов, муж не поступает в академию, поставив кляксу на чертеже. Вера не опускает руки, находит выход из положения, сажая куст сирени там, где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен. Алмазов отвергал помощь жены, считая себя взрослым мужчиной, но после поступления он понял, что счастье в единстве супругов, помощи друг другу.
Верочка самоотверженно борется за мужа, она не думает о себе, своих интересах, карьере. Она принесла себя в жертву, став опорой и защитой любимого. Верочка не обращает внимание на настроение Алмазова, тон упивается своими неудачами, винит себя и ничего не предпринимает. На грубости мужа Верочка отвечает улыбкой, на жалобы-оптимизмом и радужной перспективой. Вера вдохновляет Алмазова, он начинает верить в себя. Находчивость Веры изумляет, сдав в ломбард последние драгоценности, она нанимает садовника и проворачивает план с кустом сирени. Муж спасён, он поступает в академию, счастье молодых супругов безгранично.
2) Героиня рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" Вера Алмазова, молодая женщина, жена офицера.
Они небогаты, и Верочке приходится прикладывать усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. Она отказываю себе во всём, создавая, нужный для напряженно работающего мужа, комфорт. Не будь её, он "махнул бы на всё рукою", не находя в себе достаточно энергии. Вера разделяла с ним все его проблемы и "приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом".
Была для мужа "переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой". Эта женщина сильнее, смелее и ярче, чем ее муж. Верочка не живет своей жизнью, она вся в заботах и делах мужа. Его поступление в Академию – это дело её жизни. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен. Из-за случайной небрежности, помарки педантичный немец не принял чертеж Алмазова. Отчаявшийся офицер приходит домой чуть ли не плача. Конечно, Верочка не могла видеть мужа в таком состоянии. Поэтому она решается надерзкий, но неблагородный поступок – обмануть профессора, посадить кусты сирени в том месте, где они были на плане Алмазова.
Собрав свои драгоценности Вера вместе с Николаем отправилась в ломбард, где заложила свои серьги, старинное кольцо с солитером и браслет и на вырученные двадцать три рубля она наняла садовников, на указанном месте посадили кусты сирени.
И лишь когда Алмазов получает долгожданную оценку, Верочка успокаивается. Она -счастлива. И никто из этих героев не думает о том, что совершил аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное – он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции. Для Верочки это также неважно, потому что она сделала всё, что могла, для горячо любимого мужа. Именно любовь к мужу движет её поступками, ради него она и идёт на любые жертвы.
10. Работа с карточками в парах (подготовить и дать устный развернутый ответ):
1) “Что значит быть счастливым?” по произведению Куприна “Куст сирени”.
2) Характеры героев рассказа Куприна “Куст сирени”.
3) Сравнительная характеристика героев в рассказе А. И. Куприна “Куст сирени”
4) Произведение А. И. Куприна “Куст сирени”. Тема утверждения согласия и взаимопомощи в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
11. Работа с эпиграфом
- Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).
12. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)
13. ДЗ Написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»
Тест по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»:
1. В какой губернии находился город Наровчат, в котором родился А.И. Куприн?
А) Пензенская; Б) Пермская; В) Саратовская; Г) Тамбовская.
2. В каком звании А.И. Куприн вышел в отставку?
А) капитан; Б) майор; В) прапорщик; Г) поручик.
3. Где в эмиграции с 1920 года жил писатель?
А) в Берлине; Б) в Париже; В) в Лондоне; Г) в Праге.
4. После написания какого произведения А.И. Куприн оставляет военную тему?
А) Гранатовый браслет; Б) Молох; В) Юнкера; Г) Поединок.
5. Как называется рассказ А.И. Куприна?
А) Куст розы; Б) Куст можжевельника; В) Куст сирени; Г) Куст шиповника.
6. На какой год Алмазов смог поступить в Академию?
А) на второй; Б) на третий; В) на четвертый; Г) на пятый.
7. Как звали жену Алмазова?
А) Верочка; Б) Наточка; В) Наденька; Г) Женечка.
8. Кем не приходилось быть жене Алмазова для мужа?
А) памятной книжкой; Б) чтицей; В) художником; Г) репетиторшей.
9. Что сдала в ломбард жена Алмазова?
А) серьги с изумрудом; Б) золотое колье; В) жемчужное ожерелье; Г) кольцо с солитером.
10. Сколько денег выручили супруги в ломбарде?
А) около 23 рублей; Б) свыше 52 рублей; В) менее 68 рублей; Г) 125 рублей.
11. Кем был по национальности садовник, согласившийся посадить кусты?
А) поляк; Б) белорус; В) чех; Г) венгр.
12. За какое дерево принял профессор высаженные кусты?
А) за осину; Б) за березу; В) за рябину; Г) за тополь.
13. Каким словом объяснили свой одновременный смех за обедом Алмазов и его жена?
А) ерунда; Б) шутка; В) глупости; Г) нелепость.
14. Назовите последнее крупное произведение А.И. Куприна ЮНКЕРА
15. Впишите пропущенные слова в сказанное А.И. Куприным: «..…» – это мое…. русской молодежи. ЮНКЕРА, ЗАВЕЩАНИЕ
Ответы:
1 – А; 2 – Г; 3 – Б; 4 – Г; 5 – В; 6 – Б; 7 – А; 8 – В; 9 – Г; 10 – А; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – Юнкера; 15 – Юнкера, завещание.
(3 правильных ответа считать за 1 балл. Все ответы правильные – 5 баллов.)
Возможна взаимопроверка.
V. Домашнее задание:
Средний - достаточный уровень: Дать письменный ответ на вопрос: чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?
Высокий уровень: составить кроссворд по произведению или синквейн по 3 понятиям: «Куст сирени», Алмазов, Верочка.
VI. Подведение итогов. Комментирование и выставление отметок.
Тест по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»:
5. Как называется рассказ А.И. Куприна?
А) Куст розы; Б) Куст можжевельника; В) Куст сирени; Г) Куст шиповника.
6. На какой год Алмазов смог поступить в Академию?
А) на второй; Б) на третий; В) на четвертый; Г) на пятый.
7. Как звали жену Алмазова?
А) Верочка; Б) Наточка; В) Наденька; Г) Женечка.
8. Кем не приходилось быть жене Алмазова для мужа?
А) памятной книжкой; Б) чтицей; В) художником; Г) репетиторшей.
9. Что сдала в ломбард жена Алмазова?
А) серьги с изумрудом; Б) золотое колье; В) жемчужное ожерелье; Г) кольцо с солитером.
10. Сколько денег выручили супруги в ломбарде?
А) около 23 рублей; Б) свыше 52 рублей; В) менее 68 рублей; Г) 125 рублей.
11. Кем был по национальности садовник, согласившийся посадить кусты?
А) поляк; Б) белорус; В) чех; Г) венгр.
12. За какое дерево принял профессор высаженные кусты?
А) за осину; Б) за березу; В) за рябину; Г) за тополь.
13. Каким словом объяснили свой одновременный смех за обедом Алмазов и его жена?
А) ерунда; Б) шутка; В) глупости; Г) нелепость.
Тест по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»:
5. Как называется рассказ А.И. Куприна?
А) Куст розы; Б) Куст можжевельника; В) Куст сирени; Г) Куст шиповника.
6. На какой год Алмазов смог поступить в Академию?
А) на второй; Б) на третий; В) на четвертый; Г) на пятый.
7. Как звали жену Алмазова?
А) Верочка; Б) Наточка; В) Наденька; Г) Женечка.
8. Кем не приходилось быть жене Алмазова для мужа?
А) памятной книжкой; Б) чтицей; В) художником; Г) репетиторшей.
9. Что сдала в ломбард жена Алмазова?
А) серьги с изумрудом; Б) золотое колье; В) жемчужное ожерелье; Г) кольцо с солитером.
10. Сколько денег выручили супруги в ломбарде?
А) около 23 рублей; Б) свыше 52 рублей; В) менее 68 рублей; Г) 125 рублей.
11. Кем был по национальности садовник, согласившийся посадить кусты?
А) поляк; Б) белорус; В) чех; Г) венгр.
12. За какое дерево принял профессор высаженные кусты?
А) за осину; Б) за березу; В) за рябину; Г) за тополь.
13. Каким словом объяснили свой одновременный смех за обедом Алмазов и его жена?
А) ерунда; Б) шутка; В) глупости; Г) нелепость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" ( продолжение)
Продолжение презентаци к уроку...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...
Презентация по произведению А.И.Куприна "Куст сирени"
Презентация разработана действующим учителем русского языка и литературы, на основе основной общеобразовательной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Урок внеклассного чтения....
Презентация к произведению А.И. Куприна "Куст сирени"
Презентация к уроку...
Открытый урок по литературе. Презентация. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)
Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”) Вид урока: Изучение нового материала, беседа...