Задания к школьному туру олимпиады по литературе 5-6 классы
олимпиадные задания по литературе (5 класс)
Задания к школьному туру олимпиады по литературе по литературе 5-6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания к школьному туру олимпиады по литературе 5-6 классы | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по литературе
Школьный этап
2020-2021 учебный год
Задания для 5-6 классов
Задания рассчитаны на 1,5 часа (90 минут). Максимальный балл за работу – 60.
Часть первая
1 Узнайте героя литературного произведения по его портретной характеристике.
Укажите автора и название произведения.
А. «Он видел себя в постели больным при смерти, и тетка наклоняется над ним, с мольбою о прощении, но он поворачивается лицом к стене, не произнося ни слова. Что-то она тогда почувствует! И он представлял себе, как его приносят домой из реки, мертвого, волосы его совсем мокрые, бедные рученьки навсегда перестали проказить, наболевшее сердце успокоилось навеки. И вот она бросается на его тело, слезы ее льются рекою, уста молят Бога вернуть ей ее мальчика, которого она больше никогда, никогда не будет обижать! Но он лежит перед нею холодный и бледный, не подавая признаков жизни, — бедный маленький страдалец, испивший до дна чашу скорби!»
Б. «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
В. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?»
Укажите героя, автора и название произведения, заполните таблицу:
Имя героя | Автор | Название произведения | |
А | |||
Б | |||
В |
2 Соотнесите автора с названием произведения и с его жанром.
1 А.С.Пушкин | 1 «Неизвестный цветок» | А. Сказка |
2 Н.С.Лесков | 2 «Алые паруса» | Б. Поэма |
3 С.Я.Маршак | 3 «Руслан и Людмила» | В. Повесть |
4 А. Платонов | 4 «Двенадцать месяцев» | Г. Очерк |
5 А.Грин | 5 «Человек на часах» | Д. Рассказ |
Заполни правильно таблицу:
1 А.С.Пушкин | ||
2 Н.С.Лесков | ||
3 С.Я.Маршак | ||
4 А.Платонов | ||
5 А.Грин |
3 Определите жанр произведений.
А) Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой________________________________
Б) В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет,
На зубок он попадет.____________________________________________________
В) Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву._______________________________________________________
Г) Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет. _____________________________________________________
Часть вторая. Максимальный балл за вторую часть – 20 баллов.
Выбери только один из предложенных ниже вариантов:
1-й (по тексту Л.Улицкой) или 2-й (по тексту А.Прокофьева)
Вариант 1-й. Выполните анализ прозаического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст произведения Л.Улицкой.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем это произведение? Какова его главная мысль?
- Какое открытие сделали для себя ребята?
- Почему в конце произведения Геня был счастлив?
- Какой художественной прием использует автор, чтобы передать состояние главного героя в начале рассказа и в конце?
- Почему рассказ называется «Бумажная победа»?
Л.Улицкая «Бумажная победа»
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
- Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
...Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.
- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
- И ты, Женя, приходи.
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась "Веселый час", написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей - некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось...
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
- Давайте в фанты,- предложила мать.
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
- Это будет мой фант.
Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...
Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
- И мне, и мне сделай!
Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек... рубашка... собака...
Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам.
Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые...
Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:
- Гень, посмотри-ка, а дальше как...
Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.
Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...
Вариант 2-й. Выполните анализ поэтического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст стихотворения А.А.Прокофьева.
А.А.Прокофьев
«Я поднял дерево»
Я поднял дерево –
Оно росло не стоя,
Лесок его, как в битве, затерял.
Оно не говорило со звездою,
И соловей его не удивлял.
Оно, скажу, ползло в лесу заветном,
Что кронами встречает синеву,
Оно ползло,
Униженное ветром
И брошенное намертво в траву!
О нем уже не помнила округа,
Ликуя, вешней свежестью дыша…
Я поднял это дерево,
Как друга.
О, как заговорила в нем душа!
А) Как вы поняли смысл стихотворения?
Б) Какие художественные средства помогают автору охарактеризовать одинокое дерево и «ликующую округу»?
В) Почему в название стихотворения вынесено целое предложение?
Г) Почему в дереве заговорила душа?
Часть третья. Творческое задание. Максимальный балл – 20 баллов.
Выполните только одно из предложенных ниже заданий в соответствии с выбранным Вами вариантом.
Вариант 1-й. Русская народная пословица гласит: «Человек без друзей – что дерево без корней». Подумайте и напишите рассказ о том, кого бы вы пригласили к себе в гости из литературных персонажей и почему? (Какие черты характеры, поступки приглашенных гостей вам по душе). Представьте себя на месте мальчика Гени из рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа». Какие творческие способности вы продемонстрировали бы своим друзьям, чтобы их удивить и заинтересовать?
Вариант 2-й. «Природа – это источник вдохновения и нравственный путеводитель, поэтому забота о ней – дело каждого» (К.Паустовский). Напишите, используя в своем рассказе русские народные пословицы, о значении природы в жизни человека.
Русские народные пословицы о природе:
1 «Лес не школа, а всех учит».
Чему может научить человека природа? Какие нравственные качества должен проявлять человек по отношению к природе? Аргументируйте свой ответ.
2 «Рощи да леса – всему краса».
Почему природа вдохновляет людей творческих профессий на создание произведений? Аргументируйте свой ответ. Приведите в пример автора и его произведение.
3 «Всякому семени свое время»
Как вы думаете, есть ли в природе гармония? Аргументируйте свой ответ.
4 «Сломать дерево – секунда, вырастить – года»
Расскажите, что нужно делать, чтобы сохранить родную природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по географии 6-11 класс.
В материале представлены задания школьного тура олимпиад по географии для 6-11 класса. Задания "собраны" из различных источников. Вопросы подобраны таким образом, чтобы не только проверить теоретическ...
Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов
Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...
Разработка заданий для школьного тура олимпиады по географии, 5-6 класс.
Данный материал может быть использован при подготовке проведения школьного тура олимпиады по географии для 5-6 классов....
Задания к школьному туру олимпиады по литературе 7-8 классы
Задания к школьному туру олимпиады по литературе 7-8 классы...
Задания для школьного тура олимпиады по географии в 8 классе
школьный тур олимпиады по географии 8 класс...