Жизнь и творчество Солженицына
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Материалы о жизни и творчестве Солженицына
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_cheloveka_v_totalitarnom_gosudarstve.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сопротивление антинародному режиму – важнейшая тема В ранее опубликованных рассказах А.Солженицын еще не подошел к одной из самых важных для него тем – теме сопротив- ления антинародному режиму. Она стала од- ной из важнейших в «Архипелаге ГУЛаге». Это произведение нельзя назвать романом – это, скорее, совершенно особый жанр художест – венной документалистики, основным источ – ником которой является память Автора и лю- дей, прошедших ГУЛаг и пожелавших вспом – нить о нем и рассказать Автору о своих воспо- минаниях. В определенном смысле это произ- ведение во многом основано на националь – ной памяти 20го столетия, включающей в себя и страшную память о палачах и жертвах.
Вручение Нобелевской премии
Из Нобелевской лекции Автор воспринимал «Архипелаг ГУЛАГ» не как свой личный труд – «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку» – а как «общий памятник всем замученным и убиенным. Он просит проще – ния у тех, кому не хватило жизни об этом рассказать, просит прощения за то, что он не все увидел, не все вспомнил, не обо всех догадался». Эта же мысль выражена в Нобелевской лекции: «И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, - как угадать и выразить, что хотели бы сказать ОНИ ?»
. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…
Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседствовало, все было рядом –аресты, лагеря, упоение «коммунистической мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни… Вы арестованы! Я-а?? За что??? – вопрос, миллионы раз повторенный и никогда не получивший ответа… ЧТО ТАКОЕ АРЕСТ??
«Арест» – глава 1-я, часть 1-я – «Тюремная промышленность» Еще в 1918 году Ленин провозгла сил общую единую цель «очистки земли российской российской от всяких вред ных насекомых». ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОТАЛИТАРИЗМ ? Что такое арест? «Это прямой удар молнии, духовное потрясение, вас «выволакивают, как куль, а калит ку «в прошлую жизнь захлопывают навсегда». Это ошибка! Разберутся! Там же люди. И человек идет безропотно, ничего не понимая…
Глава 2-я – «История нашей канализации», часть 1-я – «Тюремная промышленность » « Архипелаг ГУЛАГ» композиционно построен таким обра зом: его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории. Аресты и тюрьмы… и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди, с тав теперь отбросами… «Напор то выше проектного, то ниже, но НИКОГДА не прекращался. Три самых больших потока, распиравших некогда «зловонные трубы… тюремной канализации :
Художественное своеобразие. Композиция Поток 1929-1930 годов коллективизация 1937-1938гг 1 1944-1946гг «…протолкнули в тундру и тайгу млнов15 мужиков, а они жалоб и мемуа-ров не писали…» «…прихватил этот поток людей с положением, с образованием…» «Гнали целые нации и еще млны побыва-вших в плену, уве- зенных насильно…»
Архипелаг Гулаг- русская Голгофа 20го века. Части и главы, о которых пойдет речь. Часть 1 – «Тюремная промышленность». Главы «Арест», «История нашей канализации», «Следствие» Часть 3 – «Истребительно – трудовые». Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет», «Архипелаг дает метастазы», «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук…», «Социально-близкие», «Корабли Архипе- лага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи-цепи…» - ДУХОВНОЕ УМИРАНИЕ Часть 4 – «Душа и колючая проволока». Главы «Восхождение», «Замордованная воля». - РЕНЕССАНС ДУШИ
Потоки и «ручейки» ПОТОКИ И «РУЧЕЙКИ» КАНАЛИЗАЦИИ ГУЛАГа Три самых больших потока, но были и «ручейки». Очистку взяла на себя ВЧК – «Часовой Революции». Практиковали ВНЕСУДЕБНУЮ РАСПРАВУ ! Поток раскулаченных, всех тех, кто составлял суть деревни, ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть, без имущества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу. А город ничего бы и не заметил, если бы не потрясший их трехлетний странный голод – ГОЛОД БЕЗ ЗАСУХИ И БЕЗ ВОЙНЫ !!! «Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют ПОВЕРХНОСТНУЮ ЦВЕТУЩУЮ ЖИЗНЬ». «Кипучая, могучая, никем непобедимая страна моя…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.
Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.Это урок изучения нового материала, на котором учащиеся знакомятся с биографией А.И.Солженицына и его творчеством, на примере рассказа «Матренин ...
Урок литературы в 9 классе "Жизнь и творчество А.И.Солженицына"( с презентацией)
Краткий очерк о жизни и творчестве А.И.Солженицына(вводный урок)....
Александр Исаевич Солженицын. Очерк жизни и творчества.
Урок по литературе в 11 классе. Знакомство учащихся с биографией и творчествои писателя Солженицына....
Зачётные работы по литературе №9, №10 (Жизнь и творчество А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына). 12 класс вечерней школы
Зачётные работы №9 "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского" и №10 "Жизнь и творчество А.И.Солженицына" помогут быстро проверить знания обучающихся по изучаемому материалу. В целях экономии времени на уро...
Презентация. Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына
Презентация содержит сведения о жизни и творчестве А.И.Солженицына Рекомендована к использованию на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества А.И.Солженицына....
Жизнь и творчество А. И. Солженицына
Презентация-подспорье для короткого дайджеста по творчеству Солженицына...
Жизнь и творчество А. Солженицына
Обзор биографии А. Солженицына и его творчества...