конспект урока "Фотография"
опыты и эксперименты по литературе

Ирина Николаевна Кунгурова

материал урока по русказу Приставкина "Фотография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fotografiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: анализ художественного текста в рамках подготовки к ГИА (на примере рассказа А.Приставкина «Фотография»)

Цели и задачи урока:

  • познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
  • обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
  • развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.

Оборудование

      1. Выставка фотографий одной семьи.

  1. Запись на доске темы урока, цитат.
  2. Презентация
  3. Словарь

                                                                 Как много желтых снимков на Руси
                                                              В такой простой и бережной оправе!

                                                                                                    Н. Рубцов.

Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.

                                                                                               А. Приставкин.

  1. Музыкальное оформление.

Ход урока:

1. Слово учителя.

Сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это будет урок – исследование . Я помогу вам погрузиться в изучаемую эпоху. А вы будьте внимательны.

Мнемотехника.

Детство, память, снимок, эвакуация, ожидание, любовь, дорога, забота, разговор, испытание, детдом, письмо, связь, милосердие.

Музыкальное сопровождение

У Анатолия Приставкина очень интересная и сложная судьба.

 Презентация читают учащиеся. (СЛАЙДЫ)

2.Работа с текстом.  

Сегодня мы проанализируем рассказ Приставкина.

 - Что такое рассказ?

Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

С этим автором вы уже знакомились на уроках внеклассного чтения.

 - какое произведение вам известно? («Ночевала тучка золотая»)

Рассказ, над которым мы будем работать, называется «Фотография»

Какие ассоциации возникают у вас при прочтении  названия рассказа? Запишите их в тетрадь. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

 (открыть цитаты на доске)

Обратите внимание на цитаты.

  • Что имел в виду Рубцов?
  • Как вы думаете, почему Приставкин произнес такие слова о фотографии? Наша задача в процессе работы найти наиболее точное определение фотографии с точки зрения ее значения для личности

Дайте определение фотографии (СЛАЙД)

   Текст разделен на три части. Граница каждой части отмечена звездочкой.  Возьмите лист бумаги и закройте две последние части. А первую давайте прочтем.

 - КАК вы думаете, как будут развиваться события дальше?

-предположите текст письма, которое ребенок получил из дома.

 -читаем вторую часть.

 - Как вы думаете, чем закончится рассказ?

-что за листок получил мальчик? - похоронка (СЛАЙД)

  • каково было его психологическое состояние после получения листка(запишите опорные слова)

читаем третью часть.

  • предположите текст письма тети

3.Обсуждение.

-Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?

-От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)

 - Как мы определили, что это рассказ о войне?

-Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.

-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)

  • Почему брат прячет правду от сестренки?

  •  -Укажите конкретные слова из текста (как он говорит о сестренке)

  • О чем этот текст (о любви, два крошечных существа – дети, любят друг друга, поэтому выживают) – записать ключевое слово  ЛЮБОВЬ

  • А что такое текст? (определение)

  • В тексте много диалога. С какой целью автор его использует (показ внутреннего мира ребенка, показ его состояния)  записать ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ

  •  образуйте приставочным способом новое слово от слова текст (подтекст)

  • Что такое подтекст? (СЛАЙД) То есть, подтекст – это то, что мы читаем между строк.

Записать слово ПОДТЕКСТ

Характер мальчика раскрывается в поступках.

-Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?

(Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).

Записать слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

-Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.

-Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?

Маленький человек, но у него большая сила воли.

-Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)

записать вывод в тетради

-Какой возраст мальчика?

-Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)

Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.

- В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»). Слово ЗАТЕРЯЛСЯ записать в тетради.

  • - Какой вы представляете Людочку?

( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)

Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.

-Как назвать тему произведения?

Тема детей войны, сиротства.

Записать в тетради

-Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотография»?

(слайд)

Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия) – читает учащийся из словаря

Память 

  1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.(Это на его памяти)
  2. То же, что воспоминание о ком – чём-нибудь. (Хранить память о событии)
  3. То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)

читает учащийся из словаря

 - Назовите главную черту характера мальчика

(милосердие)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)

читает учащийся из словаря.

Какова же идея произведения?

Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.

 - Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Какое определение фотографии нам подходит больше?

Для чего автор использует подтекст?

Как он раскрывается(в диалогах)

показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)

СЛАЙД  дети войны

Заключительное слово учителя.

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться.

4. Выставка фотографий учащихся

обратите внимание на выставку – это память современных семей.

5.Работа с тестами ГИА

Итог урока: давайте встанем в круг, и пусть каждый из вас выскажет свое впечатление.

Домашнее задание:

 дифференцированное. Те, кому достаточно оценки «3», составляют синквейн к произведению.

Те, кто хочет получить «4» пишут отзыв о рассказе.

Те, кто хочет получит «5» пишут рецензию на рассказ.

Самоанализ урока.

Цели урока:

  • познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
  • обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
  • развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения

Анализ целей урока.

 . Несмотря на отсутствие данного автора в программе по литературе, мы взяли этот рассказ по нескольким причинам

  • С творчеством Приставкина дети знакомились на уроке внеклассного чтения в среднем звене. Данный рассказ помог расширить кругозор учащихся.
  • При сдаче ГИА используются незнакомые для детей тексты, по объему содержания похожие на изученный на уроке.

  Постановка   целей урока разработана  с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков. Данный урок является первой ступенью моего отчета по теме по самообразованию : «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность человека»

  Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.

Анализ структуры и организации урока.

 Структура урока соответствует его целям. Типа урока ( интегрированный, комбинированный), его структура, логическая последовательность  взаимосвязана с  этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к.  Это позволяет слабоуспевающим детям выполнить задание и тоже высказать свое мнение, поучаствовав в обсуждении. Оборудование урока.  - и выставка фотографий, и эпиграфы, и презентация,помогают  рациональная организацияи труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. 

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Использование различных приемов, таких, как мнемотехника, эвристические вопросы, групповая работа, само и взаимопроверка задание на предположительное развитие ситуации, ресурсный круг помогли генерализация основных  идей урока. актуализации опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся.

 Характер тренировочных упражнений был нацелен на обучение детей мыслить и рассуждать, высказывать предположения; виды самостоятельных работ по составлению текста и решению тестовых заданий были озвучены и проверены, задания были различной  степень сложности – аналогично вариантам ГИА,  принималась во внимание вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Степень усвоения нового материала эффективна. Связь нового с ранее изученным. Повторение не только литературных терминов, но и непосредственное решение тестовой части задания.

Анализ методики проведения урока.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке.

Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

Качество знаний, умений и навыков.

Ребята  вычленяли ведущие идеи в материале урока, применяли  знания в различных ситуациях, приобретали  с помощью имеющихся новые знания.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. 

Домашнее задание дифференцированное, рассчитанное на каждый уровень подготовленности учащихся и предоставляющее им право выбора.

Недостатки урока – надеюсь услышать от посетивших урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...