Коллегам-филологам
методическая разработка по литературе

Родина Ольга Александровна

вспомогательный материал для уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossvord_i.s._turgenev.docx15.34 КБ
Файл krossvord_literatura_xviii_veka.docx14.94 КБ
Microsoft Office document icon testy_po_lit_6_kl.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Кроссворд «И.С. Тургенев»

Кроссворд «И.С. Тургенев»

По горизонтали: 5. Стихотворение И.Тургенева, на слова которого композитор А.Рубинштейн написал музыку. 6. Персонаж романа «Накануне». 9. Стихотворение в прозе. 11. Европейская столица, в которой долгое время жил писатель. 12. Имя главной героини романа «Накануне». 16. Комедия Н.Гоголя, в которой И.Тургенев вместе с другими писателями выступал как актёр. 18. Отставной армейский майор из повести «Степной король Лир». 19. Корнет, русский дворянин немецкого происхождения в повести «Бретёр». 20. Одна из “таинственных повестей” писателя. 21. Персонаж романа «Накануне». 25. Персонаж романа «Дворянское гнездо». 26. Персонаж романа «Рудин». 27. Сатирическая поэма писателя, которую В.Белинский назвал “физиологическим очерком помещичьего быта”. 30. Одно из первых стихотворений писателя, напечатанное в журнале «Современник». 33. Персонаж повести «Вешние воды». 34. Пьеса И.Тургенева. 35. Рассказ, который так и не был опубликован писателем. 36. Стихотворение в прозе.

По вертикали: 1. Персонаж рассказа «Бригадир». 2. Персонаж повести «Ася». 3. Стихотворение И.Тургенева, явившееся отзывом на “премухинский роман” с Татьяной Бакуниной. 4. Великий русский писатель, который принимал экзамен по истории у студента Тургенева. 7. Персонаж романа «Дым». 8. Персонаж романа «Новь». 10. Имя глухонемого крестьянина, прототипа дворника Герасима в повести «Муму». 13. Помещик из повести «Бретёр», любивший давать балы. 14. Калужский помещик, страстный охотник из рассказа «Хорь и Калиныч». 15. Персонаж романа «Новь». 17. Персонаж рассказа «Стучит». 22. Один из издателей журнала «Современник», в котором печатался И.Тургенев. 23. Друг А.Пушкина, профессор русской литературы, которому отдал на суд И.Тургенев свою юношескую поэму «Стено». 24. Персонаж романа «Накануне». 28. Имя младшего брата писателя. 29. Главный герой повести «Степной король Лир», которого выгнали из дома родные дочери. 31. Имя одного из мальчиков рассказа «Бежин луг». 32. Стихотворение И.Тургенева в прозе. 

Ответы

По горизонтали: 5. «Баллада». 6. Инсаров. 9. «Милостыня». 11. Париж. 12. Елена. 16. «Ревизор». 18. Житков. 19. Кистер. 20. «Собака». 21. Стахов. 25. Паншин. 26. Лежнёв. 27. «Помещик». 30. «Вечер». 33. Санин. 34. «Нахлебник». 35. «Землеед». 36. «Христос».

По вертикали: 1. Наркиз. 2. Гагин. 3. «Осень». 4. Гоголь. 7. Осинина. 8. Паклин. 10. Андрей. 13. Перекатов. 14. Полутыкин. 15. Соломин. 17. Филофей. 22. Панаев. 23. Плетнёв. 24. Рендич. 28. Сергей. 29. Харлов. 31. Павел. 32. «Нищий».



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Литература XVIII века»

Кроссворд «Литература XVIII века»

По горизонтали: 5. Ода Г.Державина. 6. Русский писатель-сказочник и прозаик. 9. Стихотворение А.Сумарокова. 11. Стихотворение А.Ржевского. 12. Трагедия Н.Николева 1777 года. 14. Трагедия А.Сумарокова. 18. Басня А.Сумарокова. 19. Персонаж трагедии Я.Княжнина «Вадим Новгородский». 20. Стихотворение Н.Львова. 21. Персонаж комедии Я.Княжнина «Чудаки». 24. Действующее лицо восточной повести И.Крылова «Каиб». 25. Персонаж комической оперы М.Матинского «Санкт-петербургский гостиный двор». 27. Действующее лицо драмы Н.Николева «Розана и Любим».         30. Великий русский учёный и поэт. 33. Стихотворение М.Хераскова. 34. Персонаж сказки И.Дмитриева «Модная жена». 35. Стихотворение Г.Державина. 36. Поэма А.Кантемира.

По вертикали: 1. Автор первой русской комической оперы «Анюта». 2. Половецкий князь из трагедии Н.Николева «Сорена и Замир». 3. Персонаж комедии П.Плавильщикова «Бобыль». 4. Трагедия Я.Княжнина. 7. Персонаж комической оперы А.Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват».    8. Стихотворение Г.Державина. 10. Персонаж комедии П.Плавильщикова «Бобыль». 13. Действующее лицо комедии Д.Фонвизина «Недоросль». 15. Поэт-баснописец. 16. Комедия А.Сумарокова.     17. Персонаж комической оперы М.Матинского «Санкт-петербургский гостиный двор». 22. Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». 23. Действующее лицо трагедии Я.Княжнина «Вадим Новгородский». 26. Стихотворение А.Сумарокова. 28. Автор оды «На войну с турками». 29. Действующее лицо комедии В.Капниста «Ябеда». 31. Мелодрама Я.Княжнина, опубликованная в 1781 году. 32. Стихотворение А.Ржевского.

Ответы

По горизонтали: 5. «Водопад». 6. Лёвшин. 9. «Жалоба». 11. «Сонет». 12. «Приказчик». 14. «Семира». 18. «Терпение». 19. Рурик. 20. «Песенка». 21. Улинька. 24. Хасан. 25. Перебоев. 27. Щедров. 30. Ломоносов. 33. «Лесть». 34. Пролаз. 35. «Тончию». 36. «Петрида».

По вертикали: 1. Попов. 2. Замир. 3. Честин. 4. Дидона. 7. Фаддей. 8. «Желание». 10. Матвей. 13. Еремеевна. 15. Хемницер. 16. «Лихоимец». 17. Крючкодей. 22. Радищев. 23. Селена. 26. «Болван». 28. Петров. 29. Кохтин. 31. «Орфей». 32. «Рондо».



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по курсу литературы 6 класс

Тест по творчеству А.С. Пушкина

Задания

1. В каком году А. Пушкин поступил в Лицей?

а) 1811

б) 1812

в) 1837

г) 1805

2. Какой срок обучения был в Лицее:

а) 5

б) 6

в) 10

г) 11

3. Кому из друзей-лицеистов А. Пушкин посвятил стихотворение:

а) Дельвигу

б) Кюхель-бекеру

в) Пущину

4. Из какого стихотворения А. Пушкина эта строчка:

а) «Зимнее утро»

б) «Узник»

в) «И.И. Пущину»

г) «К Наталье»

5. Найдите эпитеты

а) Мороз и солнце

б) Пора, красавица, проснись

в) Под голубыми небесами

г) Великолепными коврами

6. Определить, кто является главным героем романа «Дубровский»

а) Владимир Дубровский

б) Маша Троекурова

в) Екатерина II

г) Князь Верейский

7. Почему произошла ссора между А.Г. Дубровским и К.П. Троекуровым

а) А.Г. Дубровского оскорбили слуги Троекурова

б) он заболел

в) уехал в Петербург

г) нашел нового друга

8. Где учился Владимир Дубровский:

а) в школе

б) училище

в) университете

г) кадетском корпусе

9. Как Владимир Дубровский попал в дом к Троекурову:

а) под видом врача

б) под видом соседа

в) под видом учителя

г) под видом садовника

10. Почему Владимир Дубровский отказался мстить Троекурову:

а) испугался

б) из-за любви к Маше

в) влюбился в другую девушку

г) оправдал Троекурова

11. Почему Маша не встретилась с Дубровским:

а) она была под арестом

б) она полюбила старого князя

в) она разлюбила Дубровского

г) она послушалась отца

12. Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян:

а) боялся ареста

б) мстить было некому

в) из-за Маши

г) не хотел быть разбойником

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знать биографические сведения об А.С. Пушкине

1, 2

2

Определять историю создания стихотворения

«И.И. Пущину»

3

3

Знать содержание стихотворения «Узник»

4

4

Определять художественные средства

5

5

Определять героев романа «Дубровский»

6

6

Определять завязку романа

7

7

Знать биографию главного героя

8

8

Определять развитие сюжета

9

9

Определять основную мысль романа «Дубровский»

10

10

Определять причину поступков героев

11

Определять позицию героя романа

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1-2

Знают биографию поэта

3

Определили историю создания стихотворения «И.И. Пущину»

4

Знают содержание стихотворения «Узник»

5

Определили художественные средства

6

Определили героев романа

А. Пушкина «Дубровский»

7

Определили завязку романа

8

Знают биографию главного героя романа

9

Определили развитие сюжета

10

Определили основную мысль романа

11

Определили причину поступков героя

12

Определили позицию героя

Сумма баллов

Отметка


 

Сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова»

Задание

1. Выбрать стихотворение.

2. Объяснить, почему оно – любимое.

3. Определить его тему.

4. Определить основную мысль.

5. Определить лирического героя.

6. Определить настроение стихотворения.

7. Определить, какие художественные средства использовал поэт.

8. выразить свое отношение к стихотворению.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Выбрать стихотворение

1

2

Объяснить, почему оно любимое

2

3

Определять тему

3

4

Определять основную мысль

4

5

Определять лирического героя

5

6

Определять настроение стихотворения

6

7

Определять художественные средства

7

8

Выражать свое отношение

8

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1

Выбрали стихотворение

2

Объяснили выбор стихотворения

3

Определили его тему

4

Определили основную мысль

5

Определили лирического героя

6

Определили настроение стихотворения

7

Определили художественные средства

8

Выразили свое отношение к стихотворению

Сумма баллов

Отметка

Контрольная работа по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета, Н.А. Некрасова,

И.С. Тургенева

Письменные ответы на вопросы

Задания

1. Расскажите о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И.С. Тургеневым.

2. В стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело» найдите метафоры, сравнения, эпитеты.

3. Как вы думаемее, о чем написано стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»?

4. В стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает вам, живущим теперь?

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Использовать тип речи – описание

1

2

Включать в описание художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры

1

3

Знать текст рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

4

Включать авторскую лексику в описание луга

1

5

Определять художественные средства в стихотворении

Ф. Тютчева «Неохотно и несмело»

2

6

Строить собственное высказывание на предложенную тему по стихотворению А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

3

7

Делать выводы на основании стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

4

8

Формировать представление о прошлом России на основании стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

4

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1

Владеют типом речи описание

Включили в описание художественные средства

Знают текст рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Включили авторскую лексику в описание луга

2

Определили художественные средства в стихотворение

Ф. Тютчева «Неохотно и несмело»

3

Построили собственное высказывание на предложенную тему по стихотворению А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

4

Сделали вывод по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Имеют представление о прошлом России на основании стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Сумма баллов

Отметка


Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина»

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знать тексты рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского»

1

2

Определять основную мысль рассказов

3

Определять героев рассказов, несущих доброту и справедливость

4

Определить, чему научила жизнь героев

5

Строить текст сочинения-рассуждения

6

Приводить примеры из текста

7

Делать выводы

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1

Знают тексты рассказов В. Астафьева и В. Распутина

2

Определили основную мысль рассказов

3

Определили героев рассказов, несущих доброту и справедливость

4

Определили, чему научила жизнь героев

5

Написали текст сочинения-рассуждения

6

Привели примеры из текста рассказов

7

Сделали выводы

Сумма баллов

Отметка


Письменные ответы на вопросы по творчеству Н.С. Лескова, А. Платонова,

М. Пришвина

Задания

1. В чем сходство и различие между сказом и народной сказкой?

2. Почему Левша и его товарищи взялись подковать блоху?

3. Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в ее поведении М.Пришвин в «Кладовой солнца»?

4. Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «Кладовая солнца».

5. Чем отличается сказка – быль А. Платонова «Неизвестный цветок» от литературных сказок.

6. Чем герои Платонова не похожи на других?

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знание текста Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом левше»

1

2

Знать различие между сказом и народной сказкой

1

3

Определять основную проблему «Сказа о левше»

Н.С. Лескова

2

4

Знание текста «Кладовой солнца» М. Пришвина

3

5

Определять авторскую позицию

3

6

Определять нравственные качества героев, которые ценит автор

3

7

Определять нравственные качества героев, которые осуждает автор в своих героях

3

8

Понимать смысл названия повести «Кладовая солнца»

4

9

Определять изображение природы в «Кладовой солнца»

4

10

Определять отличие между сказом и литературной сказкой

5

11

Определять, чем отличаются герои Платонова от героев Пришвина: девочка Даша и девочка Настя

6

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1

Знают текст сказки Н.С. Лескова «Сказ о тульском левше»

Определили различие между сказом и народной сказкой

2

Определили основную мысль сказа о Левше

3

Знают текст «Кладовой солнца»

Определили авторскую позицию

Определили нравственные качества героев, которые ценит автор

Определили нравственные качества героев, которые осуждает автор

4

Определили смысл названия «Кладовая солнца»

Определили изображение природы

5

Определили отличие между сказом и литературной сказкой

6

Определили отличие героев Платонова от героев Пришвина

Сумма баллов

Отметка


 

Итоговый тест за курс литературы 6 класса

1. Что относится к фольклору?

а) баня

б) стихотворение

в) пьеса

г) пословицы

2. Кто написал стихотворение «Зимнее утро»?

а) А.С. Пушкин

б) А. Фет

в) Ф. Тютчев

г) М. Ломоносов

3. В каком стихотворении М. Лермонтова звучат мотивы одиночества

а) «Тучи»

б) «Три пальмы»

в) «На севере диком»

г) «Бородино»

4. Как звали героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

а) Иван

б) Михаил

в) Семен

г) Порфирий

5. Определить жанр «Кладовой солнца» М. Пришвина

а) сказка

б) быль

в) притча

г) философская притча

6. Как звали собаку Акимыча в «Кладовой солнца»

а) Рекс

б) Арто

в) Травка

г) Серый Помещик

7. Какой миф не относится к мифам о Геракле

а) «Скотный двор царя Авгия»

б) «Яблоки Гесперид»

в) «Легенда об Арионе»

г) «Лернейская гидра»

8. Где жил Одиссей

а) Итака

б) Ольвия

в) Троя

9. Кто произнес эти слова: «Ты навсегда в ответе на всех, кого приручил»

а) красавица

б) маленький принц

в) старый лис

г) автор

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

1

Определили жанры фольклора

2

Определили автора «Зимнего утра»

3

Определили тематику стихотворения М.Ю. Лермонтова

4

Определили главных героев рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий»

5

Определили жанр «Кладовой солнца» М. Пришвина

6

Определили героев «Кладовой солнца»

7

Определили мифы о Геракле

8

Определили родину Одиссея

9

Определили, кому принадлежит основная мысль сказки «Маленький принц»

Сумма баллов

Отметка