Куприн "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
разработка урока по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin_chudesnyy_doktor_otkrytyy_urok.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
- Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
- Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
- Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания
Формируемые универсальные учебные действия
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
- Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”. Ответить на вопросы на карточке. (Всему классу)
- Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
- Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
- Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
- Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).
I. Мотивационно-установочный этап
1. Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я смотрю на вас и вижу любознательные, умные, пытливые, искрящиеся глаза. А ведь недаром говорят, глаза – зеркало души. Я рада, что у моих учеников такой проницательный взгляд.
2. Вызов.
Прием «Яркое пятно».
На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»
Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как ДОБРО, милосердие.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
— А что же такое ДОБРО? Как вы понимаете это слово?
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.
Давайте проверим. (по словарю и в интернете)
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
4. Определение темы и целей урока.
— Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о добре, милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.
— Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).
— Итак, тема нашего урока – Великая сила добра в рассказе Куприна «Чудесный доктор».
Цели:
— познакомиться с личностью писателя;
— проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;
— определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа, в жизни людей.
II. Осмысление. Слово о писателе (прием «Портрет»)
— Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?
Сообщение уч-ся о писателе.
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
III. Анализ рассказа
— Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события? (В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе.)
1. Особенности рождественского рассказа.
— Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)
В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
2. КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА.
– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
• Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой.
3. ПЛАН РАССКАЗА
- Проверим д.з. Правильно постройте пункты плана.
- Огромное окно гастрономического магазина
- Покосившийся ветхий дом
- Машутка больна
- Письмо
- Общественный сад
- Чудесный человек
- Перемены в жизни
4. ГЕРОИ кластер
– О ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)
-Давайте обратимся к началу произведения. Мальчики у витрины гастронома. Также прошу обратить внимание на слайд.
— Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов – эпитеты, гипербола, однородные члены предложения).
— Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).
— Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).
— Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Антитеза – противопоставление).
- “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?
(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).
- Что его остановило? (Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
- Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
- Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного? (“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
- Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
- Что последовало за этим?
(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы? (Испуганных долгим отсутствием отца и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)
- Что сразу же предпринял доктор? ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.)
- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.
6. РАСШИФРОВКА
- Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых. ( На экране зашифрованный текст: «Не падайте никогда духом»)
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)
– Какой сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора? (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги) – Назвал ли доктор свою фамилию? ( Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)
- Как Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»? (На аптечном ярлычке, прикреплённом к лекарству)
– Ребята, а как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя? (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)
Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
7. Сообщение ученика о Н. И. Пирогове.
Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, которое приготовил к сегодняшнему уроку………………………….
- Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»
- Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
IV. Рефлексивно-оценочный этап:
1. ДИСКУССИЯ
- Какое чудо совершил этот человек? (И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.)
- Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся.
Учитель:
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.
2. ПРОСМОТР ПРИТЧИ О ДОБРЕ
Итоговая творческая работа (домашнее задание).
Напишите сочинение на одну из тем:
- Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
- В какие чудеса следует верить людям?
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
Карточка 1
Распределите слова в две колонки:
бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пастернак "Доктор Живаго"
урок 11класс...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок с презентацией Доктор Чехов
Разроботка урока с презентацией по литературе, которую можно использовать на внеклассном мероприятии в 7-8 классах...
Урок литературы в 11 классе "Доктор Живаго"
Урок литературы в 11 классе. « Т...
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...