Куприн "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Газизова Файруза Рифовна

разработка урока по рассказу Куприна "Чудесный доктор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin_chudesnyy_doktor_otkrytyy_urok.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”. Ответить на вопросы на карточке. (Всему классу)
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
  3. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
  4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
  5. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).  
  6. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

I. Мотивационно-установочный этап

1.   Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я смотрю на вас и вижу любознательные, умные, пытливые, искрящиеся глаза. А ведь недаром говорят, глаза – зеркало души.  Я рада, что у моих учеников такой проницательный взгляд.

2.  Вызов.

Прием «Яркое пятно».

На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»

Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как ДОБРО, милосердие.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

А что же такое ДОБРО? Как вы понимаете это слово?

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.
Давайте проверим. (по словарю и в интернете)

 «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

4. Определение темы и целей урока.

— Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о добре, милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.

— Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).

— Итак, тема нашего урока – Великая сила добра в рассказе Куприна «Чудесный доктор».

Цели:

— познакомиться с личностью писателя;

— проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;

— определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа, в жизни людей.

II. Осмысление. Слово о писателе (прием «Портрет»)

— Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?

Сообщение уч-ся о писателе.

Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.

III. Анализ рассказа

— Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события? (В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе.)  

1. Особенности рождественского рассказа.

— Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)

В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

2. КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА.

– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?

•        Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой.

3. ПЛАН РАССКАЗА

- Проверим д.з. Правильно постройте пункты плана.

  1. Огромное окно гастрономического магазина
  2. Покосившийся ветхий дом
  3. Машутка больна
  4. Письмо
  5. Общественный сад
  6. Чудесный человек
  7. Перемены в жизни

4. ГЕРОИ кластер

– О ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами
кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…»
(Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….»
(Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…»
(Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..»
(Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»?
(Грудной ребёнок)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/27/s_5c9bb0d70a9f3/s1124495_0_1.png

-Давайте обратимся к началу произведения. Мальчики у витрины гастронома. Также прошу обратить внимание на слайд.

— Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов – эпитеты, гипербола, однородные члены предложения).

— Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

— Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

— Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Антитеза – противопоставление).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

  • Что его остановило? (Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного? (“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
  1. Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

  • Что последовало за этим?

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы?                  (Испуганных долгим отсутствием отца  и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)

- Что сразу же предпринял доктор?                                                                                                        ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.)
- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.

6. РАСШИФРОВКА

-  Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых.                                          ( На экране зашифрованный текст: «Не падайте никогда духом»)

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)

 – Какой  сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора?                                            (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги)                                                                 – Назвал ли доктор свою фамилию?                                                                                                                 ( Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)

- Как  Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»?                                                                       (На аптечном  ярлычке, прикреплённом к лекарству)

   – Ребята, а как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя?                                                      (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

7. Сообщение ученика о Н. И. Пирогове.
Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, которое приготовил к сегодняшнему уроку………………………….                                  

- Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя  во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала  ему находить новые способы лечения раненых.  Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки.  Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями.  При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова  часто называли «Чудесным доктором»

- Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

IV. Рефлексивно-оценочный этап:

1. ДИСКУССИЯ

- Какое чудо совершил этот человек? (И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.)

- Объясните,  а  что  такое в  вашем  представлении милосердие,  сострадание,  доброта?

Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.  

Есть  в  нашем  современном  обществе  такое  чудо, как  милосердие?

Ответы учащихся.

Учитель:

- И в наше время  немало милосердных  людей, которые помогают и словом, и делом.  Например, существует  благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает  детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает  медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте  пяти лет. В  Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели  отдала присуждённую ей Государственную премию  известная актриса Чулпан Хаматова.

2. ПРОСМОТР ПРИТЧИ О ДОБРЕ

Итоговая творческая работа (домашнее задание).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
  2. В какие чудеса следует верить людям?

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 

             

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 

             

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 

Карточка 1

Распределите слова в две колонки:  

бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок с презентацией Доктор Чехов

Разроботка урока с презентацией по литературе, которую можно использовать на внеклассном мероприятии в 7-8 классах...

Урок литературы в 11 классе "Доктор Живаго"

Урок литературы в 11 классе. « Т...

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

     Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...