Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме ФУТУРИЗМ
материал по литературе (11 класс)

Граблина Наталия Федоровна

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме ФУТУРИЗМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futurizm.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ФУТУРИЗМ (материалы к уроку литературы в 11 классе)

А.Блок говорил: "Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия... Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры".

В нашем сегодняшнем уроке тоже переплетутся разные виды искусства. На примере живописи, музыки, поэзии мы познакомимся с одним из самых необычных и своеобразных литературных течений начала 20 века – русским футуризмом, узнаем историю его возникновения и развития в России, познакомимся с особенностями поэтического творчества футуристов.

В начале урока мы вспомним уже известные нам поэтические направления начала 20-го века:

Что было прежде - то и будет впредь,

А то, что было, - человек забудет,

Покуда существует эта твердь,

Вовек под солнцем нового не будет.        Экклезиаст

Мы живем в начале ХХI века и думаем о том, что он принесёт нам новую жизнь, что в ХХI веке жить так, как жили раньше, нельзя. Наверное, то же самое думали люди, вступая в век двадцатый. Но мудрые слова Экклезиаста говорят о том, что всё повторяется. Мы идём по кругу. Давайте на миг замкнём круг и вернёмся к началу ХХ века:

Работа с отрывками стихотворений.

 В тетради таблица: место и время возникновения, цель, которую ставили перед собой поэты, характерные черты. 

Символизм  

• возник во Франции во второй половине ХIХ века, в Россию пришёл в 90-х годах;

• цель - вывести искусство из глубокого кризиса;

• характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;

• создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе, построенного на тончайших смыслах слова.

Рассказать о том зыбком, таинственном, запредельном, что составляет суть мира, нельзя обычными словами. Нужен новый, построенный на тонких нюансах поэтический язык. Его разработкой и занимались символисты.

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Акмеизм 

• возник в России в 1910-е годы;

• цель - вернуть слову зримую точность;

• акмеизм движется от запредельного - к обыденному, от вечности - к истории, мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов -зримая точность, реализм подробностей, достоверность, доведённая до виртуозности.

Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность. Стремление акмеистов вернуть литературе  ясность и доступность.   Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы.

Теперь поработаем с репродукциями картин.

Отыщите в них мотивы, близкие к стихотворениям символистов, акмеистов.

Восхищались: "Символист!"

И кивали головами...

Оставлял стандартный лист

С нестандартными словами.

Задыхались: "Акмеист!"

И качали головами...

Горный воздух свеж и чист

С настоящими словами.

Восклицали: "Футурист! "

И стучали головами...

Оставлял корявый лист

С нестандартными словами.

Какая тема урока? Записать в тетрадь в таблицу. Во течение урока таблицу надо заполнить.

Начало ХХ века.

Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, ее художественные приемы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма.

Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?

Футуризм наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. В феврале 1909 г. в парижской газете появилась статья Филиппо Маринетти «Манифест футуризма», в которой автор призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство.

В России статья была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. В России футуризм  на первых порах  проявился в живописи, а только потом - в поэзии. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», – писал В. Хлебников. И действительно, большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, В. Маяковский). С другой стороны, были добившиеся позднее мировой славы как художники Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Ролик с картинами художников –футуристов.

Возникновение русского футуризма относят к 1910 году, когда Давид Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский выпускают сборник стихов «Садок Судей». Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощечина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Программа футуристов была конкретна: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах.

Цель русских футуристов - разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику. Они первыми в отечественной культуре провозгласили «искусство для масс».

Декларация принципов футуризма находит своё отражение в стихотворении Северянина «В блёсткой тьме».

Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи (он называл их «поэзами»), женщины забрасывали его цветами и останавливали уличное движение. Сам он писал, будучи в эмиграции: «Вечный праздник, беззакатное торжество! Цветы! Слава! Влюбленные женщины! И денег - золотой дождь».

Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блёсткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Что же отличало футуризм от других литературных течений?

Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских течений. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» – для картины; «Дохлая луна» – для сборника произведений. Давались уничижительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним  критериям  желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку. Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”.

Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Что же происходит с языком?

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Так создавался «заумный язык». Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии. Вводят стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Исчезала привычная граница между «низким» и «высоким».

Поток снижающих образов – обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь». Вот несколько строчек одного из его текстов: «Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку».

Например, самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо якобы «захватанного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой.

Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение. МОГАТЫРЬ  ЛГАВДА.  БУДРЕЦЫ.  БУДЕТЛЯНЕ.  ТВОРЯНИН.

Ролик Кручёных Зима  (Победа над солнцем)

Новые эстетические возможности стиха были развиты футуристами в связи с их представлением о том, что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, рифм, активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклора.

Примерно тот же процесс происходит в это время и в музыке, и живописи. (Демонстрация картин А. Лентулова .) Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой.

Пороги реки Днестр - Давид Бурлюк Головы на пляже Самовар - Казимир Малевич Женщина с ведрами

Футуризм в музыке (Раздорских). Послушайте отрывок из Симфонии гудков Арсения Авраамова.

Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное сопротивление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления.

Итак, перед нами провинциал, ставший горожанином. Каким же увидели они мир города?

В. Маяковский “Адище города”

Каким же видят мир футуристы? Мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен. А каков же человек этого нового мира?

В. Маяковский “Нате!”

Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы.

Но что герой может противопоставить этому миру?

В. Маяковский “А вы могли бы?”

Почему, на ваш взгляд, футуристы отвергают старое культурное наследие?

Итак, фундаментальная идея футуристов – это мечта о рождении сверхискусства и создание мира, в котором жили бы по законам искусства.

Но такое искусство требует и новых способов выражения.

В.Хлебников “Кузнечик”.

Какова основная мысль стихотворения?

Итак, еще одна черта футуризма – это поиск раскрепощенного слова и эксперименты по созданию нового языка.

В начале урока вам было предложено сформулировать принципы футуризма. Посмотрим, как вы с этим справились. Но так как мы с вами изучаем поэзию, то проверку проведем, попытавшись составить своеобразное стихотворение, называемое синквейном. Попробуйте:

Подобрать к слову “футуризм” 2–3 прилагательных или причастия, выражающих, на ваш взгляд, сущность этого течения. (Бунтарский, преобразующий.)

2–3 глагола (наступать, изменять, создавать).

Подберите фразу или выражение, которое, на ваш взгляд, ассоциируется с этим понятием, выражая, сущность этого течения. (Даешь новый мир, построенный по законам искусства!!!)

Подберите слово, выражающее, на ваш взгляд, сущность этого течения в литературе. (новое искусство, протест, авангард).

А закончить наш урок я хочу словами М.Горького:

“Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни”.

Обобщение учителя

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Северянин, нашли свой способ самовыражения с помощью системы приемов, названных ими «футуризмом». Но их творчество - шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приемы футуристов навсегда остались в их поэзии.

Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях, своими творческими открытииями они обогатили русскую поэзию ХХ столетия.

Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательньпи художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы открытого урока в 6 классе по теме: "Daily routines"

Материалы открытого урока в 6 классе по теме: "Daily routines" (УМК Spotlight) включают: план урока, презентацию, наглядный материал, использованный на уроке....

Материалы открытого урока в 8 классе по теме: "Who is a successful person?""

Материалы открытого урока в 8 классе по теме: "Who is a successful person?" включают: план урока и  презентацию....

Материалы к уроку в 8 классе по теме: Степень окисления

Это материалы к проведению урока по теме: Степень окисления к учебнику О.С. Габриеляна. Материалы являются приложением к моей  презентации по теме: Степень окисления http://nsportal.ru/sites/defa...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...