Годовая контрольная работа по литературе по УМК В.Я.Коровиной, 6 класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Козачанская Алевтина Андреевна

Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальных образовательных достижений обучающихся 6-го класса по блокам содержания курса литературы: из античной литературы; из устного народного творчества, из древнерусской литературы, из отечественной литературы XIX в.,из отечественной литературы XX вв., из теории литературы, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО

учителей гуманитарного цикла

протокол  от ___.___.2021 г.  №___

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 4 г. Сальска

____________ Э.Г. Клец

Приказ № _____ от «____»_______ 2021 г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения промежуточной аттестации

в 2020-2021 учебном году

по  литературе  в 6-х  классах

Составитель:

Козачанская Алевтина Андреевна,

 учитель русского языка и литературы

Спецификация контрольно-измерительных материалов

по предмету «Литература», 6 класс

1.Назначение КИМ.

Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальных образовательных достижений обучающихся 6-го класса по блокам содержания курса литературы: из античной литературы; из устного народного творчества, из древнерусской литературы, из отечественной литературы XIX в.,из отечественной литературы XX вв., из теории литературы, развитие речи.

2.Документы, определяющие содержание КИМ.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 4 г. Сальска, утв. 28.08.2020, приказ № 232.

3.Подходы к отбору содержания, разработке структуре  КИМ.

Задания диагностической работы составлены на материале следующих блоков содержания курса литературы: из античной литературы; из устного народного творчества, из древнерусской литературы, из отечественной литературы XIX в.,из отечественной литературы XX вв., из теории литературы, развитие речи.

Работа содержит 21 задание. В Таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания курса литературы.

Таблица 1

Блоки содержания

Количество заданий в работе

Из античной литературы

2

Из устного народного творчества

2

Из древнерусской литературы

1

Из отечественной литературы XIXв.

11

Из отечественной литературы XX в.

Из теории литературы

4

Развитие речи

1

Итого

21

4.Распределение заданий  КИМ по уровням сложности.

Задания диагностической работы проверяют усвоение обучающимися учебного материала на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

15

15

Повышенный

5

21

Высокий

1

5

Итого

21

41

5.Система оценки выполнения работы:

Задания Части 1 представляют собой задания с выбором ответа (ВО). Выполнение заданий Части 1 оценивается 1 баллом: выставляется 1 балл за верный ответ, 0 баллов за неверный ответ.

Задания Части 2 представляют собой задания с выбором ответа (ВО) – задания 16-17; с кратким ответом (КО) – задания 18-20.

Задание Части 3 представляет собой развёрнутый ответ на вопрос (РО) – задание 20. При оценке письменных развернутых ответов по литературе могут быть следующие критерии:

5 баллов: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; владеть монологической речью.

4 балла: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

3 балла: оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

2 балла: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Критерии оценивания заданий с выбором ответа и с кратким ответом представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Баллы

1 вариант

2 вариант

Часть 1

1

0-1

1

3

2

0-1

3

4

3

0-1

1

2

4

0-1

4

1

5

0-1

2

2

6

0-1

1

3

7

0-1

2

2

8

0-1

3

3

9

0-1

4

4

10

0-1

2

3

11

0-1

4

3

12

0-1

2

1

13

0-1

3

1

14

0-1

3

2

15

0-1

4

3

Часть 2

16

0-5

1-В

2-Д

3-Г

4-А

5-Б

1-Б

2-Г

3-Д

4-А

5-В

17

0-5

1-Д

2-В

3-Г

4-А

5-Б

1-В

2-Г

3-А

4-Д

5-Б

18

0-6

1 – А.П.Платонов «Неизвестный цветок»;

2 – Н.С.Лесков «Левша»;

3 – А.И.Куприн «Чудесный доктор»

1 – И.С.Тургенев «Бежин луг»;

2 – В.П.Распутин «Уроки французского»;

3 – А.С.Пушкин «Дубровский»

19

0-2

1 – эпитет

2 – сравнение

1 – эпитет

2 – олицетворение

20

0-3

1 – хорей

2 – анапест

3 – ямб

1 – дактиль

2 – ямб

3 – хорей

21

2-5

Развёрнутый ответ на вопрос

Развёрнутый ответ на вопрос

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение диагностической работы – 41 балл. Индивидуальная оценка определяется суммарным баллом, набранным обучающимся по результатам выполнения всей работы.

Оценки:

«5» - 35-41

«4» - 28-34

«3» - 21-27

«2» - 0-20

6.Условия проведения работы.

Диагностическая работа проводится в 6-х классах в конце учебного года. На выполнение работы отводится 40 минут.

7.Обобщенный план работы.

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровням сложности приведена в плане работы (Таблица 4).

Таблица 4

№ п\п

Блок содержания

Объект оценивания

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

Максимальное время выполнения

Часть 1

1

Устное народное творчество

Определение пословицы, поговорки

ВО

Б

1

1 мин.

2

Устное народное творчество

Назначение календарно-обрядового фольклора

ВО

Б

1

1 мин.

3

Теория литературы

Двусложные и трёхсложные размеры стиха

ВО

Б

1

1 мин.

4

Древнерусскаялитература

Произведения древнерусской литературы

ВО

Б

1

1 мин.

5

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин «Дубровский»

ВО

Б

1

1 мин.

6

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

ВО

Б

1

1 мин.

7

Русская литература XIX

И.С.Тургенев «Бежин луг»

ВО

Б

1

1 мин.

8

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»

ВО

Б

1

1 мин.

9

Русская литература XX века

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

ВО

Б

1

1 мин.

10

Русская литература XX века

А.Грин «Алыепаруса»

ВО

Б

1

1 мин.

11

Русская литература XX века

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

ВО

Б

1

1 мин.

12

Русская литература XX века

В.Распутин «Уроки французского»)

ВО

Б

1

1 мин.

13

Русская литература XX века

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

ВО

Б

1

1 мин.

14

Античная литература

Гомер «Илиада», «Одиссея»

ВО

Б

1

1 мин.

15

Античная литература

ВО

Б

1

1 мин.

Часть 2

16

Теория литературы

Соотнести жанр с произведением

ВО

П

5

4 мин.

17

Русская литератураXIX-XX века

Соотнести автора с произведением

ВО

П

5

3 мин.

18

Определить по фрагменту произведение и автора

КО

П

6

4 мин.

19

Теория литературы

Определить средство художественной выразительности

КО

П

2

3 мин.

20

Теория литературы

Определить стихотворный размер

КО

П

3

4 мин.

21

Развитие речи

Развёрнутый ответ на вопрос

РО

В

5

7 мин.

Образец работы в 2-х вариантах.

1 вариант

Часть 1

1. Поговорка- это…

1) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения;

2) вид художественного произведения;

3) сказания, передающие представления древних народов о мире;

4) короткая рифмованная народная песенка.

2. Во время какого праздника исполнялись колядки?

1) Масленица;

2) Троица;

3) Новый год и Рождество;

4) Иван Купала.

3. Какой из этих размеров стиха является трёхсложным:

1) дактиль;

2) ямб;

3) хорей.

4. Какие события описывались в произведениях древнерусской литературы?

1) смешные случаи из жизни людей;

2) любовные истории;

3)биографии писателей;

4)значительные события из истории страны.

5. Как звали главного героя романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

1)Александр;

2) Владимир;

3) Евгений;

4) Михаил.

6. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»?

1) Лиза;

2) Акулина;

3) Настя;

4) Маша.

7.Как погиб Павлуша? (Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)

1) утонул в реке;

2) разбился, упав с лошади;

3) сгорел во время пожара;

4) от болезни.

8. К чему призывает Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»?

1)презирать русский народ;

2) жить за чужой счёт;

3) уважать труд русского мужика, жить своим трудом;

4) не ездить по железной дороге.

9.Когда Мерцалов (А.И. Куприн «Чудесный доктор») оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:

1) сбежать от семьи;            

3) хорошо бы выпить горячего чаю;

2) поехать в гости в деревню;            

4) заснуть и забыть обо всём, убить себя.

10. От кого из героев Ассоль услышала слова: «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца…». (А.Грин «Алые паруса»)

1) от матери, она сказала их перед смертью;

2) от собирателя сказок Эгля;

3) от старого моряка;

4) от отца.

11. Мечтой всех деревенских ребятишек был: (В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

1) поход на рыбалку вместе со взрослыми;

2) настоящий армейский конь;

3) калач с изображением розового коня;

4) пряник в виде коня.

12. Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы: (В.Распутин «Уроки французского»)

1) послать их матери;

2) покупать молоко;

3) купить конфет;

4) чтобы доказать ребятам, что он тоже умеет играть.

13.Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович? (Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

1) историю;

2) химию;

3) математику;

4) географию.

14. Поэма Гомера «Илиада» повествует:

1) о любви;

2) о дружбе;

3) о последнем годе троянской войны;

4) о путешествиях.

15. Эпизод «Одиссей на острове циклопов». Как звали циклопа, в пещеру к которому попал Одиссей с товарищами?

1) Стероп;

2) Арг;

3) Бронт;

4) Полифем.

Часть 2

16. Соотнесите жанр и название произведения:

1) «Ель рукавом мне тропинку завесила…»                 А) Сказ

2) «Алые паруса»                                                     Б) Роман

3) «Маленький принц»                                        В) Стихотворение

4) «Левша»                                                             Г) Сказка

5) «Дубровский»                                                        Д) Феерия

17. Соотнесите автора и название произведения:

1) «Тринадцатый подвиг Геракла»                                           А) А.П. Платонов

2) «Левша»                                                                                  Б) С.А.Есенин

3) «Критики»                                                                               В) Н.С.Лесков

4) «Неизвестный цветок»                                                           Г) В.М.Шукшин

5) «Я покинул родимый дом…»                                               Д) Ф.А. Искандер

18. Из какого произведения взяты фрагменты. Напишите название произведения и автора.

1) «Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок»

___________________________________________________________

2) «Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с неё суконный покров, открыли золотую табакерку и бриллиантовый орех, - а в нём блоха лежит, какая прежде была и как лежала». ___________________________________________________________

3) «Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом … лежало несколько крупных кредитных билетов…»

___________________________________________________________

19. Какие средства художественной выразительности используются в данных предложениях?

1) Я всё-таки горд был за самую милую,                          

    За горькую  землю, где я родился.   _____________________________________

                        

2) Золотою лягушкой луна                                                

    Распласталась на тихой воде._____________________________________

20. Определите размер стихотворения:

1) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...   _____________________________________

2) О, весна без конца и без краю –

Без конца и краю мечта!..        _____________________________________                

3) Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…  
_____________________________________

Часть 3

21. Дайте развёрнутый ответ на вопрос (30-35 слов): «Поступок какого литературного героя мне запомнился и почему?» (На основе произведений, изученных в 6 классе)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

2 вариант

Часть 1

1. Пословица – это…

1) выражение насмешки;

2) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

4) старинная песня.

2. Какие песни исполнялись в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года?

1) лирические;

2) частушки;

3) исторические;

4) календарно-обрядовые.

3. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1) дактиль;

2) ямб;

3) анапест;

4) амфибрахий.

4. Какое произведение относится к древнерусской литературе?

1) «Повесть временных лет»;

2) «Бежин луг»;

3) «Три пальмы»;

4) «Дубровский».

5. Что стало с Владимиром Дубровским в финале романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

1)продолжал разбойничать;

2) оставил своих крестьян и уехал за границу;

3) погиб;

4) его поймали и посадили в тюрьму.

6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»?

1) Елизавета;

2) Лизонька;

3) Бетси;

4) Лиза.

7.Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»И.С.Тургенева:

1) автор, который повествует о событиях;

2) крестьянские дети;

3) взрослые крепостные крестьяне;

4) помещики.

8. О чём стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

1) о красивых просторах родной страны;

2) о счастливой судьбе русского народа;

3) о тяжёлом труде крестьян;

4) об умном генерале.

9. Уходя из дома Мерцаловых(А.И. Куприн «Чудесный доктор»), незнакомец под блюдцем оставил:

1) билеты в Москву;              

2) носовой платок;

3) несколько монет;

4)несколько крупных кредитных билетов.

10. Чем занимается Лонгрен (А.Грин «Алые паруса»), чтобы заработать на жизнь? 

1) пишет книги;

2) рисует картины;

3) делает игрушки;

4) продает рыбу.

11. Какие ягоды собирали ребята: (В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

1) клубнику;

2) малину;

3) землянику;

4) смородину.

12. Лидия Михайловна начала играть в азартную игру с учеником для того, чтобы:(В.Распутин «Уроки французского»)

1)он смог покупать себе еду;

2) развлечься;

3) завоевать доверие ученика;

4) самой почувствовать себя ребёнком.

13.О чём на одном из уроков рассказывал Харлампий Диогенович? (Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

1) что-нибудь поучительное или древнегреческое;

2) о тринадцатом подвиге Геракла;

3) об истории Древнего Рима;

4) о своём детстве.

14. Какой сюжет лежит в основе поэмы Гомера «Одиссея»?

1)сюжет о зарождении Вселенной;

2) сюжет о возвращении Одиссея домой;

3) сюжет о поединке Одиссея и циклопа;

4) сюжет о рождении Одиссея.

15. Одиссей являлся царем:

1) Спарты;  

2) Кносса;  

3) Итаки;

4) Трои.

Часть 2

16. Соотнесите жанр и название произведения:

1) «Чудесный доктор»                                                   А) Сказ

2) «Железная дорога»                                                   Б) Рассказ

3) «Неизвестный цветок»                                                   В) Миф

4) «Левша»                                         Г) Стихотворение

5) «Скотный двор царя Авгия»                                           Д) Сказка-быль

17. Соотнесите автора и название произведения:

1) «Уроки французского»                                А) В.П.Астафьев

2) «Дубровский»                                                     Б) А.П.Чехов                                

3)«Конь с розовой гривой»                                   В) В.Г.Распутин        

4) «Алые паруса»                                                     Г) А.С.Пушкин

5) «Толстый и тонкий»                                    Д) А.Грин

18. Из какого произведения взяты фрагменты. Напишите название произведения и автора.

1) «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

___________________________________________________________

2) «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что больше в школе, - нет, а за это, что сталось с нами после».

___________________________________________________________

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

___________________________________________________________

19. Какие средства художественной выразительности используются в данных предложениях?

1) Как шли бесконечные, злые дожди…        _____________________________________

                

2) С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…  _____________________________________

20. Определите размер стихотворения:

1) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною..._____________________________________

2) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..    _____________________________________                

3) Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…  _____________________________________

Часть 3

21. Дайте развёрнутый ответ на вопрос (30-35 слов): «Поступок какого литературного героя мне запомнился и почему?» (На основе произведений, изученных в 6 классе)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовая контрольная работа по немецкому языку в 6 классе по учебнику "Шаги 2".

Можно использовать в качестве итоговой работы за год в 6 классе по учебнику И.Л. Бим и др. "Шаги 2"....

Срезовая контрольная работа политературе в форме ЕГЭ .10 класс

Контрольная работа по литературе в форме ЕГЭ за 1 полугодие. 10 класс....

Подготовка к годовым контрольным работам по английскому языку.(7,8,9 классы)

Материал для подготовки к годовым контрольным работам....

Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс

Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать ана...

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА...

Контрольно-оценочные средства (материалы) для проведения промежуточной аттестации по математике в 5-х классах (Годовая контрольная работа)

Контрольная работа представлена в двух вариантах по 7 (семь) заданий, в каждом из которых необходимо дать полный развернутый ответ. Уровень сложности - базовый,...