Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Л. Н. Андреев «Ангелочек».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
На уроке внеклассного чтения развиваем критическое мышление, прослеживаем нравственное становление героя рассказа.
Задачи технологии развития критического мышления – научить школьников:1. выделять причинно-следственные связи;2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;3. понимать, как различные части информации связаны между собой;4. выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;5. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;6. избегать категоричности в утверждениях;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_angelochek.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Нарисовать на ватмане дорогу
- приготовить 1 лист бумаги чистой каждому и набор карандашей или фломастеров
- сделать ангелочков и выложить их стол лежа
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Тема: Л.Н. Андреев «Ангелочек».
Проблеме становления личности и христианская мораль.
Цели урока:
1.Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;
2.Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.
3.Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;
ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”
МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”
Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части; учебник ; прием “Цветограмма” ,стихотворение А.Блока “Сусальный ангел”
Ход урока
I этап. Мотивационный.
Учитель: Доброе утро, дорогие мои, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями.
1 слайд :Давайте обратимся к экрану, кто изображен на слайде?
Дети : Ангел
Учитель: Откройте тетради, запишите число, запишите в тетради тему свободного письма: “Ангелочек” Запишите два предложения о вашем представлении ангела.
Дети : В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают.
Примерные варианты ответов ( спросить у троих учеников)
Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. Я просила вас сделать ангелочков из бумаги дома. Покажите, пожалуйста, ваши работы. Хорошо, спасибо. Поставьте их перед собой , и пусть они оберегают вас сейчас.
Учитель Так кого обычно называют ангелочком?
Учитель Итак, ребята, мы пришли к какому выводу? (Ангелы – это хранители души человека, вестники Рождества).
Как вы думаете, как называется тема нашего урока, о ком мы будем читать?
Дети об ангеле.
2 слайд Девизом нашего урока будут следующие слова :
(Не выпускайте солнце из души — оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется!
II этап. Реализационный.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева “Ангелочек»
Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?
Запись 3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.) на ватмане (первая стоп линия).
Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.
“Чтение с остановками” (Читают дети )
1. Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни». Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами, и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным. В пятницу, накануне Рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам .Приходилось идти домой.
Разноуровневые вопросы после чтения:
1.Оправдались ли наши версии?
2. Кто главный герой данного отрывка?
3. Какой характер проявляется у Сашки? найдите ответ по тексту.
(Грубый, непокорный; «непокорная и смелая душа»).
- Какая карикатура чаще всего появляется у Сашки в тетрадке? Почему? (Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», - ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.
Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:
1.Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью.
2. Сашка мстил жизни и ничего не боялся.
3. Сашка лгал всем, не лгал только отцу.
4. Отец прятал еду для сына.
Учитель Вся его жизнь - сплошные страдания. Сашка не видит просвета в своей судьбе, не видит будущего и как-то вынужденно продолжает «делать то, что называется жизнью». Мать – пьет и бьет, отец – больной запуганный человек, а сам 13-летний парень «со смелой и непокорной душой» никому не нужен… Волчонком смотрит он на мир, на людей, на все окружающее.
Учитель: Как вы думаете, что случится дальше:
Версии учащихся: Записываем на втором отрезке.
1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.
2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.
3. Отец пожалеет его.
Чтение 2 части.
2. — Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Сашка презрительно шмыгнул носом и прошел за перегородку, где слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу.
— Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, — прошептал он.
— Врешь? — спросил с недоверием Сашка.
— Ей-Богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.
Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.
- Правда, Сашка, ступай, что ломаешься? Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые. Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь, — продолжал отец.
Он хитрил, — Сашка понимал это и презирал отца за слабость и ложь, но ему действительно захотелось что-нибудь принести больному и жалкому человеку.
Беседа после чтения:
Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой? (Сашке не хватает чего - то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.)
Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).
Учащиеся работают с “Цветограммой”
Слово учителя:
Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.
Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).
Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца
Какие цвета преобладают в сердце мальчика?
1) Фиолетовый: обман, ложь;
2) Красный: агрессия, злость;
3) Коричневый: потеря веры;
4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);
5) Синий: тревожность.
6) Чёрный: мрак.
Ребята, возьмите лист бумаги и нарисуйте сердце , Разделите его линией пополам и закрасьте одну сторону теми цветами, которые присутствуют в характере Саши на данном этапе.
Чтение части 3 .
Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
Запись на третьем отрезке
Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к их наивным речам. Но вот открылись двери, и чей-то голос сказал:
— Дети, идите! Тише, тише.
Заранее вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку. Она бросала сильный свет на их лица. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Сашка был угрюм и печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой . она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Он думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, На обращенной к нему стороне елки он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно плывущий по воздуху. Его прозрачные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый... милый ангелочек!____________________________________________________________________
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.
Прилетели ангелочки – становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили – в стороны направили
Наклонились до земли – словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули
Повели руками чуть над головами.
Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!
Остановка 3.
Разноуровневые вопросы:
- Что еще нового мы узнали о Сашке?
Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.
- Меняется ли Сашка ? Нет. (Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток.)
- Какие чувства он вызывает у вас и почему?
_____________________________________________________________________________________
Чтение части 4 .
В дверях показалась хозяйка , и Сашка подошел к ней . Горло его перехватывало.
Те... тетечка. Дай мне одну штуку с елки, — ангелочка.
— Нельзя, — равнодушно ответила хозяйка. — Елку будем на Новый год разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марьей Дмитриевной.
Сашка чувствовал, что он падает в пропасть, и ухватился за последнее средство.
— Я раскаиваюсь. Я буду учиться, — отрывисто говорил он.
Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:
— Дай ангелочка!
Сашка впился глазам в даму, и та , испугавшись, поспешила ответить:
— Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты просишь.
А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки . Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего костюма гимназистом и одухотворенным личиком ангелочка.
— Я домой пойду, — глухо сказал Сашка,— к отцу.
_____________________________________________________________________________________
Остановка 4.
Беседа
- Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?
- Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком”один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)
- Давайте возьмем сердце Сашки и закрасим вторую половину. Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
- Кем стал ангелочек для Сашки? Для чего ангелок ему нужен ? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика).
Давайте прочитаем , что же будет дальше?
Чтение части 5
В маленькой комнатке, за перегородкой, горела на столе кухонная лампочка.
— Хорош? — спрашивал шепотом Сашка.
Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.
— Да, в нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в игрушку.
Ангелочек спустился с неба и принес в душу человека любовь, счастье, жизнь.
Все добро, сияющее над миром, впитал в себя ангелочек, и поэтому он горел мягким божественным светом, поэтому трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные крылышки.
Нужно было ложиться спать, но до этого устроить на ночь ангелочка. На земле оставлять его было невозможно; он был повешен на ниточке к печке. Так его могли видеть оба — и Сашка, и отец.
А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. По розовым ножкам его скатывались густые капли воска и падали на лежанку. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты бесформенной массой.
А в это время люди, прикоснувшиеся к светлому, спали: покой и безмятежность легли на лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который еще только начинал жить.
Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:
1. Ангелочек повесили у горячей печки, чтоб он был виден отцу и Сашке.
2. Ангелочек изменил душу Сашки.
3. Ангелочек упал на пол бесформенной , растаявшей массой.
4. Ангелочек принес в душу человека разочарование..
Лидия Чарская
Ночь… Тишина… У киота
Тихо лампада сияет…
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
Он из надзвездного мира
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки…
Ученик:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь
ученик
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Ученик
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Ученик
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Ученик
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Ученик
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Учитель:
Но... хрупко счастье.
А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять.
Учитель Рассказ заканчивается очень грустно. Ангелочек, с такой любовью подвешенный на самом видном месте, у горячей печки, тает. Счастье Сашки растаяло вместе с восковым ангелочком. Опять его ждут злые будни, нищета, грубость матери. Или надежда у Сашки всё-таки есть?
Составьте синквейн на тему «АНГЕЛОЧЕК».
Как можно сформулировать тему урока?
Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:
Чудесное превращение Сашки в Рождество.
Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.
Нужно разбудить в человеке доброту.
Израненное сердце Сашки.
“Красота спасет мир” (Ф. М. Достоевский)
О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)
Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?
Ребята высказывают свое мнение. «Всем было в эту ночь отрадно», – пишет писатель Владимир Набоков свой отзыв о рассказе «Ангелочек». И хочется верить в Рождественскую сказку, согласно которой в эту ночь самых несчастных, самых одиноких – всех тех, для кого не хватило человеческого тепла, – согреют и приласкают спустившиеся на землю ангелы.
Спасибо всем и пусть ваш ангел-хранитель будет всегда с вами рядом!
Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”
Напишите счастливый конец к рассказу. Пофантазируйте, что будет утром, когда Сашка проснётся?
Рефлексия : оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
Оценка за “Синквейн” и устные ответы.
Дети раздают ангелочков гостям на уроке.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Л.Андреева"Ангелочек"
В материале представлен анализ рассказа Л.Андреева "Ангелочек",рассматривается тема детства в литературе начала века,герой рассказа- ровесник учеников, и им интересен разговор о его проблемах....
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...
Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» и другие произведения писателя
Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» и другие произведения писателя....
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...
Урок внеклассного чтения в 6 классе. Тема: "Прости нас, Бим..." Г. Троепольский "Белый Бим черное ухо"
Урок с применением информационных технологий.: технологическая карта урока, презентация, игра "хочешь стать пятионером, отрывок из к/ф,...