Урок литературы в 8-м классе по теме: " Сонеты Шекспира ".
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razraboka_uroka.docx | 28.05 КБ |
prilozhenie._testirovanie_1.docx | 13.47 КБ |
pril1_3.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе по теме: " Сонеты Шекспира ".
Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.
Б. Пастернак.
Цели:
Приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения;
Активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира;
Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному;
Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.
Методы: Проблемно-поисковый метод, эвристическая беседа.
Оборудование:
Портреты Уильяма Шекспира и его современников.
Тексты сонетов.
Набор иллюстраций на тему “Эпоха Возрождения”.
ТСО .
Основные понятия: Ренессанс, сонет.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Проверка д/з. (тест).
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся со своеобразием сонет Шекспира.
Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.
Почему же именно сонет?
Каковы основные темы сонетов?
На эти и другие вопросы попытался найти ответы наш докладчик.
Ученик 1:
- Сонет – это стихотворение, состоящее из четырнадцати строк и развивающее какой-то один мотив. Создан в XIII веке, вероятно, провансальскими трубадурами. Сонет - от провансальского слова “песенка”. От них сонет перешел в Италию, где нашел применение у разных поэтов, усовершенствовавших его форму. В числе великих мастеров поэзии, создававших сонеты, был Данте, посвящавший их своей возлюбленной Беатриче. Следом за ним к форме сонета обратился его соотечественник, первый поэт-гумантист Франческо Петрарка, воспевавший красавицу Лауру. От итальянских поэтов форму сонета в XVI в. переняли французы, испанцы и англичане.
Английский сонет, как и классический итальянский, состоял из 14 строк, написанных пятистопным ямбом.
В Англию сонет был введен еще в царствование Генриха VIII подражателями Петрарки, Уайаттом и Серрейем. В последнее десятилетие XVI в. написал свои сонеты и Шекспир.
УЧИТЕЛЬ.
В тетрадях запишем определение.
На экране.
Сонет- стихотворение из четырнадцати строк с определенным порядком рифмовки. Слайд 2
основные принципы построения сонета: Слайд3
– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.
Слайд4.
Ее глаза на звезды не похожи, А
Нельзя уста кораллами назвать, Б
Не белоснежна плеч открытых кожа, А
И черной проволокой вьется прядь. Б
С дамасской розой, алой или белой, В
Нельзя сравнить оттенок этих щек. Г
А тело пахнет так, как пахнет тело, В
Не как фиалки нежный лепесток. Г
Ты не найдешь в ней совершенных линий, Д
Особенного света на челе. Е
Не знаю я, как шествуют богини, Д
Но милая ступает по земле. Е
И все ж она уступит тем едва ли, Ж
Кого в сравненьях пышных оболгали. Ж
1 строфа: перекрёстная рифмовка ( АБ АБ) – катрен, т.е. строфа из четырех строк;
2 строфа: перекрёстная рифмовка ( ВГ ВГ) – катрен;
3 строфа: перекрёстная рифмовка( ДЕ ДЕ) – катрен;
4 – двустишье: парная рифмовка (ЖЖ).
Вывод: Сонеты Шекспира отличаются формой построения от сонетов итальянских поэтов.
В них так же 14 строк, но3 строфы в форме катрена с перекрёстной рифмовкой и последние 2 строки связаны парной рифмовкой.
Каждый из катренов подобен законченному абзацу прозаического текста, а завершающее двустишие подводит итог всего сонета в очень краткой, близкой к греческим эпиграммам, форме. Как и в итальянском сонете, размер - пятистопный ямб.
О том, как издавались сонеты Шекспира, нам расскажет второй докладчик.
Ученик 2:
- Издание “Сонетов” - один из самых загадочных эпизодов в истории прижизненных изданий, произведений Шекспира. Известно то, что уже до 1598 г сонеты были написаны и ходили в рукописи среди друзей Шекспира. По неизвестной причине он не хотел их публиковать. Остаётся предположить, что эти шедевры лирики имели для него и для кого-то из его близких интимное значение.
Тем не менее, два сонета попали в руки издателя Джаггарда, и он напечатал их в 1599 г. То, что два сонета интимного характера попали в печать, по-видимому, насторожило и Шекспира, и тех, кому были посвящены сонеты. Надо полагать, они приняли меры, чтобы подобное не повторилось. И действительно, десять лет после публикации Джаггарда ни один сонет Шекспира больше не появлялся в печати.
Но вот минуло десять лет, и в 1609 г. “Сонеты” вышли в свет отдельной книгой.
УЧИТЕЛЬ.
На экран книга Шекспира.Слайд5.
На титульном листе стояло:
“Шекспировские сонеты.
Никогда ранее не печатавшиеся в Лондоне.
Будут продаваться Джоном Райтом, проживающим у ворот Храма Христа.
1609 год”.
После титульного листа – посвящение:
“Тому единственному, кому обязаны своим появлением сонеты, мистеру W.H., всякого счастья и вечной жизни”.
Что означает это посвящение? Кому, собственно, посвящена книга? Кто тот “единственный”, кому обязаны своим появлением сонеты? Молодой человек, воспетый Шекспиром? Ведь именно ему обещал Шекспир бессмертие в своих стихах.
Загадка эта до сих пор не разгадана…
- Шекспиром написано 154 сонета. Из них с 1-го по 126-й посвящены другу, остальные - возлюбленной.
Это бесконечно дорогие люди для поэта. Им нет имён: зачем о них знать посторонним?
Итак, кто друг его? - Он молод, знатен, богат и великодушен.
Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира - Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г. Слайд6
“…to Мister W. H.”.
Восхваляя друга, Шекспир выражает основную идею Ренессанса, в Италии провозглашённую ещё Пико делла Марадола, - величие человека.
Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум.
Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо “одинокий путь подобен смерти”.
- “Смуглая дама”. С 127-го по 156-й сонеты посвящены “Смуглой даме”. Кто это? И снова загадка…
По одной из версий – это Мери Фиттон, фрейлина королевы Елизаветы Слайд7.
В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.
(Чтение сонета №130 в переводе С. Маршака.)
Ученица читает под музыку.
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
- Почти все сонеты пронизывает мысль о любви к другу и к черноокой женщине. Это высшее счастье для поэта, наибольшая радость жизни.
– Давайте вспомним основные принципы построения сонета:
– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.
– Что же утверждается в сонете? (Героиня не совершенна.)
– В чём заключается опровержение? (Она не богиня, а земная женщина.)
– Как объясняется это? (Героиня всё-таки прекрасна для поэта).
Какой ведет свою героиню Шекспир?
Учитель
- Шекспир – автор 154 сонетов, очевидно, написанных между 1592 и 1598 годами, когда популярность сонета в Англии превзошла другие формы лирической поэзии.
Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения. Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством. Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет. Вашим общим домашним заданием было прочитать сонеты Шекспира. Особое внимание обратить на 66-ой сонет, найти его различные переводы.
Чтение сонета № 66 на английском языке.
Чтение на русском.
Учитель раздает листочки с этим сонетом в переводе Б. Пастернака. Чтение сонета № 66 в переводе Б. Пастернака.)
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Какие проблемы поднял Шекспир в сонете?
(Что сегодня весомее всего, важнее, ценнее в современном обществе? Какие мысли, поступки, дела?)
- Не устарели ли проблемы, поднятые в этом сонете?
Сонет построен на противопоставлении-антитезе.
Давайте проследим это.
Мучительная жизнь- жизнь шутя
Наглость-чистота
Бедняк-богач
Мощь-немощь
Разум-глупость
Добро-зло
-О чем прямо говорит лирический герой???
что хочет умереть.
Почему?
(Не по личным причинам. От невозможности жить в мире, где царят общественный хаос, произвол: “Измучась всем…”).
- “Измучась всем…”. Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью. И как раз личная. Давайте порассуждаем.
Конфликт, с которым мы только что познакомились, общечеловечен, понятен каждому. Всякий в какой-то момент – иногда в ранней юности! – переживает крушение иллюзий, разочарование в любви, в жизни.
Расстаться с самой ужасной жизнью непросто. 66-ой сонет – гимн человеческому жизнелюбию!
- Чем герой оправдывает свое решение жить?
(С его уходом “другу трудно будет”)
Преданность другому живущему – вот подпора его жизнелюбия.
Живите, говорит нам великий учитель, потому что ваша жизнь нужна вашим близким.
Исследователи давно заметили, что 66-ой сонет перекликается с другими произведениями Шекспира. Тот же вопрос решает Гамлет в монологе “Быть или не быть!”.
Кроме пастернаковского перевода сонета, есть и другие. Прочтите их последние двустишия. (Учащиеся читают вслух).
Хотел бы умереть, но друга моего
Мне в этом мире жаль оставить одного.
Владимир Бенедиктов, 1-я половина XIX в.
Все мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
С. Маршак.
Не жить, не видеть, сжечь бы все мосты,
Да пропади все пропадом! Но ты…
Н. Голь.
Устал – но как мне выпустить из рук
Ту жизнь, в которой остается друг?
В. Орел.
Устал я жить и смерть зову скорбя.
Но на кого оставлю я тебя?!
А. Финкель.
- Какой из этих переводов вам больше нравится? Почему?
- Почему считается, что все они уступают пастернаковскому?
Во всех, кроме пастернаковского, причина заключена “во мне”: мне “жаль оставить, мне “как тебя покинуть”, как “мне выпустить из рук”…
И только в пастернаковском – живу, потому что “другу будет трудно без меня”.
- Что же это за проблемы, которые волновали людей и при Шекспире, и нас, живущих в XXI веке?
Это общечеловеческие проблемы, в основе которых лежит очень важное человеческое качество, – забота о ближнем.
Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос какой из сонетов мне понравился больше всего? Обоснуйте свой ответ.
“Что ныне лежит на весах?”.
Предварительный просмотр:
Тест . Вариант I 1.В каком городе происходит действия трагедии Шекспира? 2.В кого был влюблен Ромео до встречи с Джульеттой? 3.Назовите фамилию Ромео. 4.Где впервые встретились Ромео и Джульетта? 5.Кто такой Меркуцио. 6.Какое событие явилось причиной изгнания Ромео? 7. Какой литературный прием (троп) используется в следующих выражениях: «Ночь тушит свечи»; «Радостное утро на цыпочках встает на горных кручках»? 8.Кто из героев сказал: «Что значит имя? Роза пахнет розой,/Хоть розой назови ее, хоть нет»? 9.Почему Ромео и Джульетта венчались тайно? 10.Сколько лет главным героям?
| Тест. Вариант II 1.В каком веке происходит действие трагедии Шекспира « Ромео и Джульетта»? 2. В кого был влюблен Ромео до встречи с Джульеттой? 3.За кого родители Джульетты собирались выдать ее замуж? 4.Кто такой Тибальт? 5.Назовите фамилию Джульетты. 6.Кому принадлежит план соединения Ромео и Джульетты после изгнания Ромео? 7.Какая фигура речи используется в следующих выражениях»Любил ли я хоть раз до этих пор?», «Что могут обещать мне времена,/Когда врагом я так увлечена?» 8.Кому принадлежат слова: «Я новое крещение приму,/Чтоб только называться по-другому»? 9.Чем закончилась трагедия « Ромео и Джульетта»? 10.Сколько времени занимает действие трагедии? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сонет - стихотворение из четырнадцати строк с определенным порядком рифмовки.
основные принципы построения сонета: – утверждение; – опровержение; – объяснение, указание противоречия; – вывод.
Ее глаза на звезды не похожи, А Нельзя уста кораллами назвать, Б Не белоснежна плеч открытых кожа, А И черной проволокой вьется прядь. Б С дамасской розой, алой или белой , В Нельзя сравнить оттенок этих щек . Г А тело пахнет так, как пахнет тело , В Не как фиалки нежный лепесток. Г Ты не найдешь в ней совершенных линий, Д Особенного света на челе. Е Не знаю я, как шествуют богини, Д Но милая ступает по земле. Е И все ж она уступит тем едва ли, Ж Кого в сравненьях пышных оболгали . Ж
1 катрен – тезис (утверждение) 2 катрен – антитеза (отрицание) 1 терцет – развязка 2 терцет – обобщение (сонетный зам ’ ок, или сентенция)
Портрет Генри Ризли, 3-его графа Саутгемптона
Мери Фиттон (Молл Фиттон), фрейлина королевы, 1600 г.
Сонет № 66 Перевод С.М.Маршака Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместный почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Все мерзостно, что вижу я вокруг, Но как тебя покинуть, милый друг!
Сонет № 66 Перевод Б.А.Пастернака Измучась всем, я умереть хочу, Тоска смотреть, как мается бедняк, И как шутя живется богачу, И доверять, и попадать впросак, И наблюдать, как наглость лезет в свет, И честь девичья катится ко дну, И знать, что ходу совершенствам нет, И видеть мощь у немощи в плену, И вспоминать, что мысли заткнут рот, И разум сносит глупости хулу , И прямодушье простотой слывет, И доброта прислуживает злу. Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу одиноко без меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Открытый урок литературы в 5-ом классе на тему "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"
Использовать на уроках литературы в 5-ом классе...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Презентация к уроку литературы в 10-11 классах по теме "С. Есенин"
Презентация к уроку...
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"
Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....