«От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Цели урока:
- выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в рассказе
- развивать навыки аналитического чтения
- помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем
- вызвать у учащихся определенные чувства, мысли, переживания, идеи, в чем-то убедить их
Оборудование: учебник 8 класса ч.2, авторы В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Ход урока
Ӏ. Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)
Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым в 1903 году, а напечатан уже после его смерти в 1911 году, т.е рассказ можно полностью отнести к «возвращенной» литературе. Почему рассказ называется «После бала?» А что было до бала?
ӀӀ. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»)
Учитель: Во времена Толстого военная служба была престижная и естественная для дворянина. При отсутствии ее в биографии того или иного лица требовалось объяснить, чем отсутствие вызвано - болезнью, физическим недостатком или неимением средств для службы в гвардии.
Перед молодым человеком из высшего общества все было предопределено: 1.Учеба 2. Военная карьера 3. Выгодная женитьба
А у Ивана Васильевича как все сложилось?
Ответы детей: 1. «Веселый и бойкий малый», богатый студент провинциального университета 2.Мечтал стать военным 3.Хотел свою судьбу связать с Варенькой. Был счастлив.
Учитель: То есть, для него тоже все было предопределено? Но почему через 32 года спустя Иван Васильевич признается своим собеседникам в том, что он «никуда, как видите, не годился»?
Ответы учащихся: учебу, видимо, оставил, не стал военным и не женился на Вареньке - поэтому «никуда, как видите, не годился»
Определение целей урока: Поиск ответов на вопросы: «Почему Иван Васильевич выбрал этот путь, и что повлияло на этот выбор?», «С каких позиций подходит к этому важному вопросу Л.Н. Толстой? »
ӀӀӀ. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)
(Побуждающий диалог) Учитель: Почему Иван Васильевич не согласился с мнением своих собеседников, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, в которых живут люди»? Докажите, что у Ивана Васильевича был душевный разлад. Может ли разлад в душе человека определить его судьбу?
(Подводящий диалог) Учитель: Как формируется жизненная позиция человека? Что влияет на выбор жизненного пути? Вы согласны с позицией Л.Н. Толстого, который подводит нас, читателей, к мысли, что в глубине души человек всегда точно знает, хорошо или дурно он ведет себя?
ӀV. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
V. Взаимопроверка, взаимоконтроль;
VӀ. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Учитель: Так какой же ответ мы нашли по теме урока? Посмотрите на слайд с изображением парохода и трюма парохода. Какие ассоциации вызывают у вас эти фотографии? Свяжите их с рассказом «После бала».
Ответы учащихся: Дворянин всегда находился на верхней палубе парохода, где свет, блеск, богатое убранство, балы. Он случайно спустился в трюм, где были кочегары, пот, грязь, теснота, грохот машин и был сражен увиденным. Иван Васильевич увидел то, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека…»
Подготовка презентации по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
УРОК ««Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)»
Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока: Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза); Сравнить главных г...
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого "После бала")
План-конспект обобщающего урока с презентацией...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...