Мероприятие посвященное 125-летию со Дня рождения С.Есенина
план-конспект по литературе

Дорофеева Ольга Владимировна

Конкурс чтецов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskaya_gostinaya_esenin_oktyabr_2020.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая

125 – летию со дня рождения С.А.Есенина

Тема: «Знакомый Ваш, Сергей Есенин»

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка посвящена творчеству Сергея Александровича Есенина. Эта тема актуальна в любое время. Интерес к творчеству великих русских классиков возрастает в связи с введением в 11 классе экзамена по литературе (сочинение). К итоговой аттестации необходимо готовиться заблаговременно, используя не только урочные, но и внеурочные формы обучения.

При подготовке внеурочного мероприятия (литературно-музыкальной гостиной) используются различные виды самостоятельной работы. Учащиеся отбирают, систематизируют необходимый материал, готовят выразительное чтение стихотворений С. Есенина, принимают участие в оформлении помещения, афиши мероприятия, приглашают на мероприятие обучающихся, родителей, учителей. Участники гостиной с огромным интересом занимаются поиском материала, составлением сценария мероприятия, работают над выразительностью речи, подбирают музыкальное сопровождение.

Цель: заинтересовать обучающихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине, природе;

Задачи:

Образовательные

– познакомиться с личностью и жизнью поэта, эпохой;

– ввести обучающихся в сложный мир есенинского стиха, подчеркнуть его музыкальность и живописность;

– раскрыть особенности поэтического таланта автора.

Развивающие

– формировать индивидуальные оценочные суждения о жизни и творчестве поэта;

– развивать творческие, актёрские способности.

Воспитательные

– воспитание любви к творчеству С. Есенина;

– формирование эмоциональной культуры личности и ценностного отношения к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;

формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками.

Область применения: литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина

Литературно-музыкальная гостиная

«Знакомый ваш, Сергей Есенин»

(слайд №1 – встреча гостей)

Ведущий 1 (слайд №2)

В былые времена ходила в народе байка, что, создав земную твердь, Господь Бог полетел над нею и, как истинный крестьянин-сеятель, стал разбрасывать из лукошка – куда леса и реки, куда горные хребты и песчаные пустыни. Когда же он пролетал над Рязанщиной, лукошко прорвалось и всё, самое красивое, - густые Мещёрские леса, полноводная Ока, пшеничные поля, яблоневые сады – высыпалось в этом благословенном месте – сердце России.

А потом, в самом конце XIX века, судьба сделала этой земле, да и всей России, ещё один подарок, самый драгоценный из всех возможных – она подарила им Поэта. Звали его Сергей Есенин. Его жизнь была короткой – он прожил на этой грешной земле всего 30 лет, - но искромётной. Подобно яркой звезде взошёл он на небосклон российской поэзии, и вот уже 115 лет льётся немеркнущий свет его стихов, его души.

Ведущий 2 (слайд №3)

Константиново.

Милое сердцу селенье…

Здесь явился на свет

Самый русский поэт.

Ряд крестьянских усадеб

Да чуть в отдаленье

Возвышается церковь –

(Жаль, звонницы нет).

Вот бревенчатый дом.

Вот прохладные сени.

Вот амбар деревянный,

В котором не раз

Колдовал над стихами

Кудесник Есенин.

Так выкладывал душу –

Что слёзы из глаз.

Ведущий 1(слайд №4)

К вершинам поэзии С.Есенин поднялся из глубины народной жизни. Он постоянно и настойчиво подчёркивал своё крестьянское происхождение.

Герой, исполняющий роль С. Есенина.

«Я родился в 1895 году в селе Константинове…в Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна.

Детство провёл у деда и бабки по матери в другой части села…»

«Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах…»

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму заживёт».

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться …в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал».

Ведущий 2 (слайд №5)

Детство Серёжи Есенина протекало, как и у всех деревенских мальчишек. Но была одна область, в которой мальчик отличался от своих сверстников. Причём не просто отличался – он был иным – в нём пробуждался Поэт. Стихи Серёжа начал сочинять рано, лет с девяти. Конечно, поэтический талант был дарован ему Богом. Но на созревание, на развитие этого таланта большое влияние оказала песенная народная среда, в которой он рос, а также родная природа, живая, одухотворённая, наполненная звуками и красками.

Исполнение романса

Герой, исполняющий роль С. Есенина. (слайд №6)

«Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…

Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки…

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»

Под окнами

Костёр метели белой.

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное

Степное пела,

Порой зевая

И крестя свой рот.

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Ведущий 1.

Однажды в разговоре с Сергеем отец задал ему вопрос: «Кому нужны твои стихи? Кто их понимает?». Улыбнувшись, Сергей ответил: «Э, отец, меня поймут через сто лет. Давай я лучше почитаю тебе мои стихи».

Чтец. «Я покинул родимый дом» (слайд №7)

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде,

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.

(1918)

Ведущий 2. (слайд №8)

С особой теплотой и любовью относился Есенин к матери. Много стихов он посвятил ей. Он читал их в доме, куда стремился всей душой.

Песня под гитару «Письмо матери» («Ты жива еще, моя старушка?») 2 куплета.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Затем студентка, накинув на плечи платок, как это делают русские деревенские женщины, читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано...»

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать! (1917)

(После чтения стихов со слов «Я по-прежнему такой же нежный...» вновь продолжается песня):

...Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том…

(Романс «Письмо матери»)

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(1924)

Ведущий 1. (слайд №9)

«Сергей любил слушать гармонь и поэтому часто посещал посиделки. В своих эскападах он не выделял кого-нибудь из девушек, он любил ухаживать за женщинами, но никому не отдавал явного предпочтения, – вспоминает Атюнин. – Только позднее он серьёзно влюбился в сестру своего друга Анну Сардановскую. Однажды летним вечером Анна и Сергей …прибежали в дом священника…, держась за руки, и попросили монахиню разнять их руки, заявив, «мы любим друг друга и поклялись в будущем пожениться. Разнимите наши руки, и тот, кто предаст клятву и женится первым, пусть будет избит другим хворостиной». Анна оказалась первой, отступившей от клятвы и вышедшей замуж. Узнав об этом, Есенин написал ей письмо через монахиню, требуя, чтобы монахиня изо всех сил выпорола Анну. Сила мужского начала, неудержимое влечение к женщине нашли своё поэтическое яркое выражение в стихотворениях, написанных в 1910-1911 годах.

(слайд №10 – картинка 1)

Чтец. «Выткался на озере алый цвет зари».

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет.

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска весёлая в алостях зари.

(1910)

Ведущий 2. (слайд №10 – картинка 2)

Одной из самых известных женщин, кого любил и кому посвящал свои стихи С. Есенин, была Лидия Ивановна Кашина. Ей он посвятил стихотворение «Зелёная причёска», о ней писал в поэме «Анна Снегина».

Сценка №1. Отрывок из поэмы «Анна Снегина» (гл. 3)

Есенин.

Однажды, вернувшись с тяги,

Я лёг подремать на диван.

Разносчик болотной влаги,

Меня прознобил туман.

Трясло меня, как в лихорадке,

Бросало то в холод, то в жар

И в этом проклятом припадке

Четыре я дня пролежал.

Мой мельник с ума, знать, спятил.

Поехал,

Кого-то привёз…

Я видел лишь белое платье

Да чей-то привздёрнутый нос.

Потом, когда стало легче,

Когда прекратилась трясь,

На пятые сутки под вечер

Простуда моя улеглась.

Я встал.

И лишь только пола

Коснулся дрожащей ногой,

Услышал я голос весёлый:

Анна

«А!

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы – знаменитый поэт.

…………………………

Ну, сядем.

Прошла лихорадка?

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой.

Да…

Не вернуть, что было.

Все годы бегут в водоём.

Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоём.

Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер…»

Есенин.

Я слушал её и невольно

Оглядывал стройный лик.

Хотелось сказать:

«Довольно!

Найдёмте другой язык!»

Но почему-то, не знаю,

Смущённо сказал невпопад:

«Да…Да…

Я сейчас вспоминаю…

Садитесь.

Я вам прочитаю немного

Стихи

Про кабацкую Русь…

Отделано чётко и строго.

По чувству – цыганская грусть».

Анна.

«Сергей!

Вы такой нехороший.

Мне жалко.

Обидно мне.

Что пьяные ваши дебоши

Известны по всей стране.

Скажите:

Что с вами случилось?»

Есенин.

«Не знаю»

Анна.

«Кому же знать?»

Есенин.

«Наверно, в осеннюю сырость. Меня родила моя мать».

Анна.

«Шутник вы…»

Есенин.

«Вы тоже, Анна».

Анна.

«Кого-нибудь любите?»

Есенин.

«Нет».

Анна.

«Тогда ещё более странно. Губить себя с этих лет:

Пред вами такая дорога…»

Есенин.

Сгущалась, туманилась даль…

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки её и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон

Наплывом шестнадцати лет.

Расстались мы с ней на рассвете

С загадкой движений и глаз…

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.

Герой, исполняющий роль С. Есенина (слайд №11)

«В 1913 году я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написаны книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком.

Сценка №1.

А.Блок, С.Есенин

Александр Блок. Здравствуйте. Как вас зовут? (Произносят имена).
– Откуда вы родом, Сергей?
– Да не стесняйтесь, прошу, садитесь

Есенин. Я из Рязанской губернии, село Константиново там есть. Хотел бы напечатать свои стихи в петербургских журналах. Вот книгу написал, но не печатают.

Александр Блок. Стихи? Так, посмотрим. (Листает страницы). «Радуница»
– Почитай мне что-нибудь из своих стихов.

Есенин. Что же? Может это...

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,

Я одурманен весной.

Александр Блок. Ты же настоящий талант! Мы сейчас же поедем в редакцию, ты будешь печататься.

Уходят.

Ведущий1. Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались сложно.

(Слайды: портреты Ахматовой, Гумилева, Маяковского)

Ведущий 2. Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».

(Эпизод из фильма: Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского)

Ведущий 1. Со своей стороны, и С. Есенин понимал значение и силу таланта В. Маяковского.

Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов. В мае 1922 г., во время пребывания в Риге, в беседе с сотрудниками рижской газеты «День» он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин»

Ведущий 2. (слайд №12)

В 1921 году в жизнь Сергея Есенина ворвалась сильная, окрыляющая его любовь. Это была знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Айседора Дункан приехала в Москву в 1921 году. Приехала, чтобы основать в России школу пластического танца. На вечеринке у одного художника А. Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Любопытно, что встреча Дункан с Есениным произошла 21 сентября 1921 года в день рождения поэта. Ему в тот день исполнилось 26 лет, Айседоре Дункан было уже 42 года.

Сценка №2.

Илья Шнейдер (импресарио Дункан) Однажды меня остановил прямо на улице известный московский театральный художник Жорж Якулов. Он был популярен, оформлял в те годы премьеры крупных московских театров.

Якулов. У меня в студии сегодня небольшой вечер. Приезжайте обязательно. И, если возможно, привезите Дункан. Было бы любопытно ввести её в круг московских художников и поэтов.

Шнейдер. Я пообещал. Айседора, когда я рассказал ей об этом приглашении, сразу же согласилась. Чувствовала ли она, что идёт навстречу своей судьбе? Мастерская Жоржа Якулова помещалась на верхнем этаже дома №10 по Большой Садовой. Появление Дункан в студии Якулова вызвало минутную паузу, а потом начался невообразимый шум. Якулов сиял. Он пригласил всех к столу, но Айседора ужинать не захотела и устроилась в маленькой комнате, где она, окружённая поклонниками, расположилась, полулежа на кушетке. И вдруг…

Есенин (вбегает, чуть не сбив с ног Шнейдера) Где Дункан? Где Дункан? (падает на колени перед Дункан) (Обращается к Шнейдеру и Якулову) Мне сказали, что Дункан в Эрмитаже. Я полетел туда.

Дункан (гладит Есенина по голове) За-ла-тая га-ла-ва…За-ла-тая…

Шнейдер (изумлённо, обращаясь к Якулову) Странно, Айседора же не знает ни одного слова по-русски. А потом она крепко поцеловала Есенина в губы, потом ещё раз и, приятно изломав русские буквы, проговорила:

Дункан. Ангел! (целует ещё раз). Чёрт!

Шнейдер. (обращается к Якулову) Почему она назвала его ангелом, я понять могу, в его лице есть что-то ангельское. Но откуда «чёрт»? Когда Есенин увидел эту восхитительную женщину, в нём вспыхнула страсть. Было совершенно неясно, как они понимали друг друга – Айседора не говорила по-русски, а Есенин не знал ни одного европейского языка.

Есенин. (читает стихи Айседоре)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на берёзке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрёт бубенец.

Я ещё никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Всё любя, ничего не желать?

(1918)

Дункан (Шнейдеру) Есенин читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи писал гений.

Шнейдер. За полночь участники вечеринки начали расходиться. Я спросил Айседору, не собирается ли она домой. Дункан неохотно поднялась. Есенин неотступно следовал за ней. Когда они вышли на Садовую, было уже совсем светло. Им повезло – мимо проезжала свободная пролётка. Мы поехали по улице, уже освещённой лучами солнца. Извозчик задремал, а его лошадёнка уже в который раз объезжала вокруг церкви, попавшейся нам на пути. Есенину и Дункан это было совершенно безразлично. Они держали друг друга за руки и казались вполне счастливыми. Первым очнулся я и тронул извозчика за плечо:

- Эй, отец! Ты что, венчаешь нас что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь.

Есенин (смеётся) Повенчал! Повенчал!

Дункан. Что происходит?

Шнейдер. Он вас повенчал, как на свадьбе.

Дункан. Свадьба? Перед отъездом из Лондона я зашла к гадалке, которая сказала мне: «Вы едете в далёкое путешествие. Вас ждут странные переживания, неприятности. Вы выйдете замуж…» При слове «замуж» я прервала её смехом. А она ответила: «Подождите, увидите». Выходит, от судьбы не уйдёшь.

Шнейдер. Через некоторое время Айседора и Есенин решили закрепить свой брак по советским законам, тем более что им предстояла поездка в Америку.

Ранним солнечным утром мы втроем отправились в загс. Когда их спросили, какую фамилию они выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию – Дункан - Есенин.

Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу».

Не жалею, не зову. Не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(1921)

Ведущий 1. (слайд №13)

В мае 1922 года Дункан увезла поэта в Европу, а затем и в Америку, где они пробыли до августа 1923 года. Год продолжалась их полная страсти любовь. Любовь была глубокая и взаимная. Айседора боготворила Есенина. По словам современников, Дункан была требовательной и ревнивой, не отпускавшей от себя поэта ни на минуту. Это утомляло его, и он бежал от неё на пароходике. Однако восхищение звучало в голосе С.Есенина, когда он говорил о ней: «Она настоящая русская женщина… У неё душа наша, она меня хорошо понимала». Вскоре по возвращении из-за границы они разошлись. Айседора тяжело переживала разрыв. Всё было кончено, и она уехала в Америку, где вскоре трагически погибла.

Герой, исполняющий роль С. Есенина

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.

Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошадёнка. Это не то что небоскрёбы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Чтец . «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

(1925).

Ведущий 2. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине”.

Есенинская Русь – страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез, душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине – это любовь ко всему, что дышит, движется, растет – живет на родной земле.

Ведущий 1. (слайд №14)

На экране – репродукции известных полотен Васильева, Нестерова, Васнецова, Грабаря. Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживет в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, белым, синим, золотым цветами – цветами неба, зари, снега, озер, колосящегося поля!

(слайд №15)...Необычное березовое зимнее утро в «Февральской лазури» Грабаря, когда природа, по словам художника, «казалось, праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток», и есенинское:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом.

Точно серебром....

(слайд №16) Полотно Васильева «Мокрый луг». Темные деревья на фоне уходящей тучи, тень которой скользит по лугу. Еще напоен влагой воздух и …

Еще не высох дождь вчерашний.

В траве – зеленая вода.

Тоскуют брошенные пашни,

И вянет, вянет лебеда.

(слайд №17) «Осенний пейзаж» Нестерова может проиллюстрировать есенинские строки:

Морозный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Расстилающийся простор полей, синь озер, рек и неба, деревушка, виднеющаяся вдали, церковь, белеющая на горизонте, – такой увидел Россию художник Васнецов, такой же ее запечатлел поэт:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа... (1914)

Ведущий 2. Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная...” написано 19-летним поэтом. В 1925-м Сергей Есенин – больной, спивающийся, отчаявшийся, глядевший на горящую в небе звезду, – думал о смерти и снова – о родине:

Гори, звезда моя, не падай,

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит. (1925)

Ведущий 1. Кавказ издавна волновал воображение Есенина. Ведь с Кавказом были связаны славные имена русской поэзии – Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Есенину, который всем своим существом ощущал себя наследником и продолжателем этих великих русских поэтов, казалось крайне важным и в этом последовать их примеру – поехать на Кавказ. Так он и сделал в 1924 году.

За 5 месяцев пребывания на Кавказе Есенин написал 9 поэм, 23 стихотворения, статьи. А в середине декабря 1924 года Есенин познакомился с батумской школьной учительницей армянкой Шаганэ Нерсесовной Тальян. О характере их отношений ничего не известно, но уже дня через два после их знакомства Есенин написал стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» - честь, которой удостаивались весьма немногие женщины.

Чтец. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

(1924)

Ведущий 2. (слайд №18)

Многие знакомые Сергея Есенина, читая строчки из стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»:

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

невольно вспоминали Галину Бениславскую, умную и красивую девушку, личного секретаря Есенина. Есенин считал её своим близким другом и в письмах признавался, что неизвестно, как бы он смог писать свои стихи в последние годы, если бы её не существовало. За четыре последних года дружба со стороны Галины переросла в сильную любовь. Но для поэта она была лишь другом. Вспоминая о ней, поэт испытывал щемящее чувство вины. Не о ней ли, «что всех безмолвней и грустней» вспоминает Есенин в стихотворении «Собаке Качалова»?

Чтец. «Собаке Качалова».

Дай Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

(1925)

Ведущий 1. (слайд №19)

Жизнь С. Есенина подходила к концу. Душевные силы этого человека иссякли. Чувствуя свой конец, Есенин перед отъездом в Ленинград побывал у всех родных, навестил детей – Константина и Татьяну (детей от первого брака с Зинаидой Николаевной Райх) и попрощался с ними. Пришёл перед самым отъездом и к Анне Изрядновой, когда-то работавшей с Есениным корректором в типографии, у которой рос сын Есенина Юрий. Ей на прощанье он сказал: «Пришёл проститься. Чувствую себя плохо, наверное, умру». Простился и с Софьей Андреевной Толстой – своей женой, внучкой Льва Николаевича Толстого, зашёл к сёстрам, побывал у матери.

Ему было всего 30 лет.

Чтец. «Гори, звезда моя, не падай».

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью

И наполняешь тишь полей

Такой рыдалистою дрожью

Не отлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,

Не то за рощей – за холмом

Я снова чью-то песню слышу

Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,

В берёзах убавляя сок,

За всех, кого любил и бросил,

Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С весёлой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак.

Исполнение романса «Отговорила роща золотая».

Ведущий 2. (слайд №20)

Человечность поэзии С. Есенина, его любовь ко всему живому, к красоте родной природы, к милой его сердцу России волнуют нас и теперь. Звезда Есенина по-прежнему кристально сияет, горит над полями, над лесами, над водами России. Поистине непотухающая, незакатная звезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Открытое мероприятие, посвященное 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Открытое мероприятие, посвященное 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого...

Сценарий мероприятия, посвященного 120 летию со дня рождения С.Есенина

Сценарий мероприятия, посвященного 120 летию со дня рождения С.Есенина....

Литературная гостиная , посвященная 120 -летию со дня рождения С.Есенина

Цель: воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.Задачи: 1. Развивать у детей интерес к русской литературе. 2. Учить детей чувствовать и слышать красоту род...

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная методическая разработка (литературно-музыкальная композиция) предназначена для проведения общетехникумовского внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литер...

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А. Есенина...