Тема. «Солдат и смерть».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
13.09
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Тема. «Солдат и смерть».
Цель:
выявить главное свойство жанра легенды, заключающегося в утверждении этических норм христианства; определение художественной идеи легенды «Солдат и смерть», проявляющейся в отношении героя к смерти как части жизни;
формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: иллюстрации учащихся.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Обращение к учебнику. Работа с понятием «легенда».
Легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся как достоверные. Легенда выражает христианские понятия и представления.
Главным свойством жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевлённого отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад.
Классификация легенд.
Рассказы о жизни Спасителя, о подвигах его учеников.
Легенды о грешниках и праведниках.
Легенды сказочного происхождения.
Легенды на тему греха (о скупости, пьянстве, лености и тунеядстве).
Легенды о преступлениях и семейных отношениях (детоубийстве, долге перед родителями и др.), судьбе и смерти.
Персонажи легенд – святые, Богородица, Христос.
Легенды часто сближаются с бытовыми сказками.
3.Беседа.
- Что такое легенда?
- Каковы основные свойства жанра?
- Какими бывают легенды?
- Назовите героев легенд.
4. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизодов легенды, комментарии к иллюстрациям.
1 вариант. «Прощание с друзьями. Встреча со старухой».
2 вариант. «Чудесная котомка. В усадьбе у барина».
3 вариант. «Солдат и нечистая сила. Солдат на том свете».
4 вариант. «Солдат у райских ворот. Солдат «откармливает» смерть (в мешке с камнями, в табакерке, в яме)».
5. Анализ легенды.
- Назовите героев легенды «Солдат и смерть».
Господь, смерть, ангелы, Михаил-архангел, сатана, король, старуха, барин, черти, два молодца.
- Устно создайте портрет солдата. На что вы будете обращать особое внимание в созданном вами портрете?
У солдата ничем непримечательное лицо. Таких немало среди простых людей. Характерная черта его облика – лукавая усмешка в глазах.
6. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.
1 вариант.
- Найдите в тексте реплики солдата. Какая лексика характерна для речи героя?
2 вариант.
- Найдите в тексте реплики Господа, ангелов, Михаила-архангела. Какая лексика характерна для речи героев?
Для речи солдата, смерти, Господа и ангелов характерны просторечные слова и выражения.
- Что необычного вы заметили в изображении Господа? Каким он представлен в легенде?
Господь имеет черты характера простого человека. Он справедлив, доверчив, немного наивен. Смерть является здесь не отвлечённым понятием, а согласно древнейшему представлению, живою, олицетворённую. С ней легко может справиться смертный человек.
В легенде смешаны языческие и христианские понятия. Веру народ воспринимает на мирской, житейский, обыденный лад.
7. Художественный пересказ сказки братьев Гримм «Смерть кума».
У одного бедняка было двенадцать человек детей, и он должен был день и ночь работать, чтобы добыть им хлеб насущный. Когда родился у него тринадцатый ребенок, он уж и не знал, как ему быть, выбежал на большую дорогу и хотел позвать к себе в кумовья первого встречного.
Первый, встретившийся ему на дороге, был сам Господь Бог, и ему было уже известно, что у бедняка на сердце; Бог и сказал ему: "Мне жаль тебя, бедного. Я приму твоего ребенка от купели, буду о нем заботиться и наделю его счастьем на земле". Бедняк спросил его: "А кто ты таков?" - "Я - Господь Бог". - "Ну, так я тебя не хочу в кумовья брать, - сказал бедняк, - ты все только к богатым щедр, а бедного голодать заставляешь". Это он говорил потому, что не знал, как премудро распределяет Бог богатство и бедность между людьми.
И отвернулся он от Господа, и пошел своим путем-дорогою.
Тут подошел к нему дьявол и сказал: "Чего ты ищешь? Не хочешь ли меня взять в крестные к твоему ребенку, так я его тогда осыплю золотом с головы до ног и доставлю ему все радости мира". Бедняк спросил его: "Да ты кто же?" - "Я - дьявол". - "Ну, так я тебя в крестные не желаю, - сказал бедняк, - ты всех обманываешь и вводишь людей в соблазн".
И пошел далее своим путем-дорогою, и видит - идет ему навстречу Смерть, ковыляя на своих костлявых ногах, и говорит: "Возьми меня в кумовья". Бедняк спросил: "А ты кто?" - "Я - Смерть, которая всех приравнивает". - "Ну, так ты и есть мой настоящий кум! - сказал бедняк. - Ты безразлично уносишь и бедного, и богатого... Ты и будь моему ребенку крестной". Смерть сказала: "Я твоего ребенка обогащу и прославлю - тот, кто со мною дружит, во всем должен иметь удачу". Бедняк сказал: "Мы крестим в будущее воскресенье: смотри же, не опоздай".
Смерть явилась по обещанию и стояла у купели как настоящая крестная.
Когда мальчик подрос, явилась однажды к нему крестная и приказала ему за собою следовать. Она вывела крестника в лес, указала ему на какую-то травку, которая в лесу росла, и сказала: "Вот тебе от меня крестильный подарок. Я тебя сделаю знаменитым врачом. Когда тебя позовут к больному, я каждый раз буду тебе являться: если я буду стоять в головах у больного, то ты можешь смело утверждать, что его вылечишь, и если дать ему этой травки, он и точно выздоровеет; но если увидишь меня в ногах у больного, то знай, что он - мой, и тогда ты должен сказать, что ни один врач в мире его спасти не может. Но берегись: не давай больному травы против моей воли, а то тебе самому может быть плохо".
Немного времени спустя юноша сделался знаменитейшим врачом во всем свете. "Стоит ему только взглянуть на больного, так уж он знает, как обстоит дело, и скажет сразу: выздоровеет он или умрет", - так всюду шла о нем молва, и отовсюду приходили к нему лечиться, приводили больных и давали ему за лечение столько золота, что он вскоре разбогател.
Вот и случилось, что заболел сам король: позвали к нему врача, чтобы он сказал, возможно ли выздоровление. Когда он подошел к постели больного, то увидел, что смерть стоит у него в ногах и никакой надежды на исцеление нет. "А что, если я попытаюсь хоть однажды перехитрить Смерть? - подумал врач. - Она, конечно, на меня прогневается, но так как я ее крестник, то она на это, конечно, посмотрит сквозь пальцы... А ну-ка, попытаю".
И взял он больного на руки и переложил его на кровати так, что Смерть у него очутилась уже не в ногах, а в головах. Затем он дал ему своей травки, и король оправился и вновь выздоровел.
А Смерть явилась к врачу, насупившись и сурово сдвинув брови, погрозила ему пальцем и сказала: "Ты вздумал меня провести - на этот раз я тебе спущу, потому что ты мой крестник; но если ты еще раз осмелишься это сделать, то тебе несдобровать, и я унесу тебя самого".
Вскоре после того заболела дочь короля. Она была у него единственным детищем, и бедный король плакал день и ночь над нею, почти ослеп от слез и объявил ко всеобщему сведению, что кто ее спасет от смерти, тот получит ее в супруги и наследует корону.
Врач, явившись к постели больной, увидел Смерть у нее в ногах. Он должен был бы вспомнить о ее предостережении, но красота королевны и обещанное ему счастье в супружестве с нею так отуманили его, что он позабыл все на свете.
Не посмотрел он и на то, что Смерть бросала на него гневные взгляды, что поднимала руку и грозила ему своим костлявым кулаком; он поднял больную на руки и переложил ее так, что голова ее очутилась в ногах, а ноги - на месте изголовья. Тогда он дал ей отведать своей травки, и тотчас зарделись ее щеки румянцем, и жизнь вновь возвратилась к ней.
Смерть, таким образом, вторично обманутая врачом, который вырвал у нее из рук ее добычу, медленно приблизилась к врачу и сказала: "Ну, теперь уж нет тебе пощады: очередь за тобою..." Своею холодной как лед рукою ухватила она его так крепко, что он не мог и думать о сопротивлении, и повела его в подземную пещеру.
Там увидел он нескончаемые ряды тысяч и тысяч свечей, горевших ярким пламенем: одни из них были большие, другие - средней величины, третьи - совсем маленькие. Ежеминутно одни погасали, а другие загорались вновь, так что огоньки, постоянно меняясь, как бы переносились с места на место.
"Вот видишь, - сказала Смерть, - это все свечи жизни людей. Большие - это свечи детей, средние принадлежат людям во цвете лет и сил, маленькие - старикам. Но и у детей, и у молодых людей часто бывают очень маленькие свечи". - "Покажи мне свечу моей жизни", - сказал врач и думал, что она должна быть еще достаточно велика.
Смерть указала ему маленький кончик свечи, который вот-вот готов был догореть, и сказала: "Видишь, вот она". - "Ах, дорогая крестная! - заговорил испуганный врач. - Зажгите мне новую свечу из любви ко мне, чтобы я мог насладиться жизнью, быть королем и супругом прекрасной королевны!" - "Не могу этого сделать, - отвечала Смерть, - сначала должна она погаснуть, а потом уж может быть зажжена новая на ее месте". - "Так поставьте хоть огарочек-то моей старой свечи на новую, которая бы тотчас могла загореться, когда огарочек догорит", - молил врач.
Смерть прикинулась, как будто желает исполнить его желание, и добыла новую большую свечу; но так как она хотела отомстить врачу, то при перестановке свеч она преднамеренно вздрогнула, и огарочек свечи врача упал и погас.
В тот же миг и сам врач упал на землю, и сам попался в когти Смерти.
- Какой представлена смерть в немецкой сказке?
Смерть представлена как крестная человека. С самого рождения она сопровождает героя, помогая ему и в то же время напоминая о неизбежном конце. В сказке нашли отражение представления о смерти как части жизни.
IV. Подведение итогов урока.
- Какие общие черты имеют русская и немецкая сказка?
В русской и немецкой легендах действуют одни и те же персонажи – смерть и человек. В обеих легендах звучит мысль о бессмертии человека, делающего добро людям. В русской легенде Господь наградил солдата бессмертием за его любовь к людям, а герою немецкой легенды не удалось второй раз перехитрить смерть, поскольку он искал счастья для себя.
- О чём говорит обращение к образу смерти в легендах и сказках разных народов?
Людям всех национальностей присущи размышления о жизни и смерти, стремление к познанию тайн бытия. Осознание неизбежности смерти способствует осмыслению ценности человеческой жизни.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать сказку «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
3.Подготовить художественный пересказ встречи Бадыноко с великаном. Создать иллюстрации к эпизоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"
ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...
разработка урока по ОБЖ по теме "Солдат в обороне"
Методическая разработка урока для проведения занятий с учащимися 10 классов во время учебных сборов....
Классный час на тему: Освенцим- лагерь смерти.
Канцетрационный лагерь лагерь смерти.Распалагавшийся 1040-1045 годах о запада от Генерал- губернаторства недолеко от города Освенцим....
Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 8-ом классе на тему «Любовь сильнее смерти…». Факты биографии И.С. Тургенева.
Данная презентация познакомит с фактами биографии И.С. Тургенева, с историей взаимоотношений писателя и Полины Виардо; подготовит к пониманию содержания повести «Ася» и других произведений...
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
Цель: показать, как М. Ю. Лермонтов осмысляет тему жизни и смерти.Задачи:показать учащимся трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира;развивать умения проникать в по...
Сочинение не тему "Любовь сильнее смерти"
Сочинение на тему "Дюбовь сильнее смерти"...