Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00128ac0-24511067.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
16.09
Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».
Цель: выявление жанровых особенностей предания;
Задачи:
- познакомить с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об Одиссее;
- формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
УУД:
Предметные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы народов России. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Метапредметные:Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни
Личностные: Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Оборудование: фрагмент художественного фильма об Одиссее.
Технология урока.
- Самоопределение или мотивация к деятельности.
- Проверка Домашнего задания. Пересказ сказки.
- Целеполагание. Сообщение темы, цели, плана урока.
- Открытие нового.
2.Слово учителя. Предание как жанр.
Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей, происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращённость в прошлое.
Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности.
Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстаёт прежде всего местная история.
Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.
Предания можно разделить на три группы:
- мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.;
- натуралистические – о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о фантастических животных и пр.;
- исторические. Исторические в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.
3.Рассказ о нартском эпосе.
Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.
Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события.
Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п.
Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.
В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:
Ты обезглавишь сотни чудовищ,
Сотни сокровищ нартам раздашь.
… Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок,
Славен и звонок будет твой путь.
Будешь ты светом рода людского…
Бадыноко прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.
При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.
Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.
- Физминутка.
- Закрепление.. Беседа.
- Как появился нартский эпос?
- Объясните значение слова «нарт».
- Каковы качества характера Бадыноко?
5. Анализ предания.
- Назовите героев предания о Бадыноко.
Хагур с семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан.
- На какие части можно условно разделить предание?
Рассказ Хагура и подвиг Бадыноко.
- В какой части предания о Бадыноко можно найти общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов?
В рассказе Хагура.
Рефлексия.- Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко, сложенной Хагуром?
- Кто такой Хагур?
Хагур – это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.
- Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».
Нартский муж Бадыноко,
Быстроокий, бесстрашный,
Был для нартов душою,
Был грозою для чинтов.
Был он сильным, удалым,
Ста ударам был равен
Взмах меча Бадыноко.
Был повсюду он славен —
И вблизи, и далеко,
И повадкой особой,
И посадкой особой,
И особою хваткой.
Говорили повсюду:
“Всех сильней Бадыноко!”
“Всех смелей Бадыноко!”
V. Домашнее задание.
1.Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».
2.Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия
волшебных предметов.
3.Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.
4.Индивидуальные задания:
-подготовить сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока;
-подобрать иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам» Цель: формировать...
Классный час на тему 75 лет победе в Великой Отечественной Войне
Классный час направлен на воспитание патриотических чувств, расширение представлений о подвиге народа.Содержит цели и задачи, ход урока, презентацию....
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...
Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне
75 лет отделяют нас от победного 9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного времени в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе, в памятниках и обелисках, ...
Классный час. Тема: "75 лет Победе в Великой Отечественной войне"
Классный час. Тема: "75 лет Победе в Великой Отечественной войне"...