Презентация по литературе по теме: Д.И.Фонвизин "Недоросль".
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ АВТОРА 1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне. 2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли. 3. Выяснить причины, уродующие личность. 4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования). 5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением. 6. Вынести на обсуждение тему воспитания. 7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ Правила «трех единств» единство места поместье Простаковых единство времени в течение одних суток единство действия борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) Назначение комедии: смехом казнить пороки «Говорящие» фамилии персонажей Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.
Структура драматического произведения Действие, или акт. (события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время представления делаются перерывы ( антракты). ) Явление, объявление новых персонажей Картина Сцена Весь текст составляет речь персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свои настроения и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к самому себе. Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. – возражаю, отвечаю, раскрываю). Язык автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. Язык автора в пьесе называется ремарками (от фр. – пометка, примечание).
Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге ( Вольный Российский Театр , он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок. Первые постановки
Действующие лица Простаков. Гж .* Простакова , жена его. Митрофан , сын их, недоросль. ** Еремеевна , мама*** Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж . Простаковой . Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка , портной. Слуга Простакова . Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых . * Гж . - сокращенное написание слова "госпожа". В дальнейшем принято более употребительное сокращение - г-жа. ** Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия. *** Мама, то есть кормилица.
Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых , 15 лет. Имя « Митрофан » означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев .
Недоросль Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. М. учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.
Н епросвещенность Лень Пустые занятия Обжорство Подхалимство Неблагодарный
Простакова жена Терентия Простакова , мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость , необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.
Грубость по отношению к другим, оскорбления, побои Невежество, неразвитость ума Цель жизни – захват добычи Хитрость, изворотливость, обман Лесть Наглость Жадность Превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.
Муж Простаковой , отец Митрофана . «Простак» – протофиля , наивный человек Простаков Терентий
Тарас Скотинин брат г-жи Простаковой , «Близость со скотиной»
Скотинин Тарас - дворянин, брат Простаковой . Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном , конфликтовал с Простаковой : «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».
Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой . София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Софья- « мудрость » Милон- «мил он»
Умна, образованна Испытывает искреннее почтение к Стародуму,уважает Правдина. верна Милону насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»).
Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя Правдин
Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).
«любитель обычаев старины», «думающий по-старому» Стародум
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Невежда без души — зверь. Великий государь есть государь премудрый. Начинаются чины — перестает искренность. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Для прихоти одного человека всей Сибири мало. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван. Последуй природе, никогда не будешь беден.
Еремеевна , мама Митрофана , то есть кормилица. Цыфиркин, отставной сержант, учитель по арифметике Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, фамилия указывает на род занятий (от «кутья» – каша с изюмом)
, Вральман, учитель (от «враль» и «манн» - человек)
Интересные факты Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.
Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:"Проблема поколений в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Презентация по литературе...
Презентация по литературе на тему "Урок памяти для 11 класса"
Данная мультимедийная презентация представляет собой заключительный урок литературы для 11 класса. Проводится он в рамках мероприятий для выпускников накануне Последнего звонка. Предлагаемый материал ...
презентация по литературе на тему Н.В.Гоголь "Шинель"
презентация на тему Н.В.Гоголь "Шинель"...
Презентация по литературе на тему "Дуэли и дуэлянты"
Данная презентация является сопровождением к научно-исследовательской работе "Дуэли и дуэлянты"...
Презентация по литературе на тему "Н.А.Некрасов"
"Нельзя сказать, что Некрасову при жизни воздавали должное. Многие из них считали, что Некрасов пишет нехудожественно, но это неважно, и он великий поэт - потому что содержание важнее формы. Эстеты от...
Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"
Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"...