Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе
Чтение играет важную роль в развитии ребенка, являясь основным из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smyslovoe_chtenie.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы».
Содержание:
- Введение.
- Методическое обоснование.
- Смысловое чтение:
А) цели и задачи
Б) УУД
В) Формирование умений
4. Виды смыслового чтения
5. Технология смыслового чтения
6. Во время чтения текста использую такие стратегии работы
7. Стратегии смыслового чтения
8. Шаги по выявлению ряда проблем
9. Заключение
10. Литература.
Составитель статьи: учитель русского языка и литературы Бакаева Лариса Валентиновна
( МОБУ СОШ «Агалатовский «ЦО» )
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро)
Хочу начать свою статью со словами Марины Цветаевой: «А что есть чтение – как не разглядывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».
Чтение играет важную роль в развитии ребенка, являясь основным из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе.
Изменение процессов информатизации общества, увеличение текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки, поставили теоретиков и практиков перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Важно было создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы, которая помогает достигать оптимального результата.
Федеральные образовательные стандарты нового поколения, помогли по-новому взглянуть на значение слова «чтение». В разделе 2, п. 9. Определены задачи по овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. В задачах рекомендовано: осознанно строить речевые высказывания, составлять тексты в устных и письменных формах. Давайте разберемся, что стоит за этими словами.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон поведения. (Смысл» - это «с» и «мысль»). Мысль заложена внутри текста, задания. Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность, нацеленная на понимание смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации (определение основной и второстепенной).
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Смысловое чтение – метапредметный навык. Поэтому предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные:
В личностные УУД | Входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе. |
В регулятивные УУД | Принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. |
В познавательные УУД | Логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. |
В коммуникативные УУД | Умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
Исходя из документов, нового ФГОС и примерных программ по русскому языку и литературе, а также ориентируясь на требования к компетентности учеников, осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску по обложке, заглавию, рисункам).
К основным видам смыслового чтения относятся:
Просмотровое чтение | Вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации. |
Ознакомительное чтение | Вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация. |
Рефлексивное чтение | Из всего написанного выделяется главное, второстепенное удаляется. |
Изучающее чтение | Самое вдумчивое чтение, во время которого читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. |
В методической науке выделяют различные способы формирования навыка смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интерпретационный и критический.
Технология смыслового чтения включает в себя три блока работы с текстом:
1блок | Работа с текстом до чтения | Самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится; воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия. |
2 блок | Работа с текстом во время чтения | Характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. |
3 блок | Работа с текстом после чтения | Предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. |
Формирование смыслового чтения в нашем «Агалатовском «ЦО»» является одной из важнейших педагогических задач на МО русского языка уже на протяжении нескольких лет. В межаттестационный период я выбрала методическую тему: «Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках в средней школе как средство развития познавательной и коммуникативной компетенций обучающихся». Я познакомлю вас лишь с некоторыми приёмами, которые практикую на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования: процесс обучения смысловому чтению на уроках в средней школе.
Предмет исследования: стратегии обучения смысловому чтению.
Цель работы: развитие познавательной и коммуникативной компетенций обучающихся на уроках в средней школе посредством формирования навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом.
Гипотеза: система упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения является необходимым условием развития учащихся.
Используя технологию продуктивного чтения, я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по вопросам смыслового чтения;
- Подготовить план действий при формировании навыков смыслового чтения;
- Проанализировать используемые приемы при формировании навыков смыслового чтения;
- Выстроить систему работы и выделить эффективные приемы в работе по формированию навыков смыслового чтения.
- Освоить и внедрить в практику технологию смыслового чтения;
- Актуализировать в учебной деятельности основы смыслового чтения и работу с текстом;
- Провести мониторинг измерения и оценки уровня овладения навыками смыслового чтения текстов.
Для реализации поставленных задач использовала следующее: теоретический анализ и обобщение литературных данных; педагогическое наблюдение.
Цели: учимся самостоятельно понимать текст, используя средство – приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
1.В работе с текстом до чтения определяю цели и задачи чтения, знакомлю с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте. Далее идет актуализация предшествующих знаний; диагностика текста с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.
Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе работы с текстом до чтения давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, чем лучше организован этап до чтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. На этом этапе можно использовать варианты следующих наиболее продуктивных стратегий:
1.Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. Например:
- Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? ( записываю все называемые ассоциации на доске).
- Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
2.Сообщаю цель в виде проблемного задания. Например: в начале урока дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.
3.«Наблюдение за авторскими ремарками» - позволяет сделать вывод, что злость, резкость, равнодушие – это демонстративное поведение главного героя:
«заметил, потягиваясь, Базаров»,
«воскликнул с презрительной усмешкой»,
«ответил с коротким зевком»,
«повторил с особенной дерзостью»,
«хладнокровно заметил»
«громко зевнул»,
«лениво промолвил»…
4.Использование технологической карты.
5.«Рассечение вопроса» - целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Например: предлагаю прочитать заглавие рассказа и разделить его на смысловые части. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
6. «Ассоциативный ряд», «Ключевые слова». Например: я даю ключевое слово, учащиеся составляют ассоциативный куст. ( Книга – мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, духовная пища).
7. Использую результаты предварительного социологического опроса.
8. Использую постановку целей через показ конечных результатов. Или постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. Например: "Нарисуй картину"…
9.Использую постановку привлекательной цели, например: «Мозговая атака» или «Мозговой штурм». Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
2. Во время чтения текста использую такие стратегии работы:
1.Работу с определением вводимых понятий.
2. Использую обыденные аналогии как способ включения в содержание субъективного опыта учащихся.
3. Представляю основной материал одновременно в словесной, знаково-символичной формах или представляю изучаемый материал в сравнительных, или классификационных таблицах. Даю ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v | Знакомая информация |
+ | Новая информация |
-- | Я думал (думала) иначе |
? | Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше |
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
4. Использую экстрактивный режим: рассказ, лекцию, сообщение, объяснение.
5. Использую интерактивный режим: модульное обучение, проблемное обучение, коллективные способы обучения, компьютерное обучение как форму самостоятельной работы учащихся.
6.Самостоятельное чтение или чтение - слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия, первоначальных предположений учащихся о содержании. Например: «Чтение в кружок» - начинаем по очереди читать текст по абзацам. Задача чтецов – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст и т. д.
7.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Например: «Чтение про себя с вопросами» Цель – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
8.«Чтение про себя с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Одни вопросы направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
9.«Чтение про себя с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
«Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
Основным принципом этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление связей и отношений в ходе развития сюжета. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима.
10.В анализе текста мы часто используем приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседу по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и т. д.. Постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
11. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
12. Выразительное чтение.
2.В работе с текстом после чтения предполагаю:
1.Смысловую беседу по тексту с использованием на уроке вопросно-ответного общения.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работу с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Групповую работу. Например: работу с заглавием или иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие разного уровня задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Целью является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Например: «Отношение между вопросом и ответом» Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях.
5.Задаю вопросы после текста: "Что было бы, если бы..." (незаконченный ответ). Например: задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Домашнее задание:
Используя интересную постановку учебной проблемы, даю три уровня домашнего задания – это:
1.Задание массивом.
2. Особое задание.
3. Идеальное задание.
Подведение итогов урока:
1. Сообщение учителя.
2. Подведение итогов самими учащимися.
Этап рефлексии:
1. «Ассоциативный ряд», «Незаконченные предложения», «Разговор на бумаге», «Солнышко», «Лист обратной связи». Этими приемами развиваю способности учащихся к рефлексии, стимулирую к осмыслению того, как другие знают его и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
2. Для реализации рефлексивного алгоритма использую заключительную дискуссию, «Письмо самому себе», «Барометр настроения»: "я" как чувствовал себя, с каким настроение работал, доволен ли собой.
3. Памятки.
4. Пейзаж - зеркало настроения: "мы" комфортно ли было работать в малой группе, какие были затруднения были в общении? "Дело" достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолели свои учебные проблемы и т. д?
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.
При формировании навыков смыслового чтения на уроках был выявлен ряд проблем:
-учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст; -узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения;
- -сокращение учебных часов в неделю и перегруженная учебная программа
-низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и нежелание вообще читать.
Определены шаги для их ликвидации: систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, алгоритмов; выделения ключевых слов в формулировке задания; развитие умения вчитываться в задание, понимать смысл задания, переводить задание и инструкцию в алгоритм действия, используя различные знаки и символы.
Вывод. Таким образом, смысловое чтение как метапредметное умение, формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех уроках. Учащиеся начинают размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации; разбирают непонятные слова и выражения; задают вопросы по ходу чтения; задумываются над дальнейшим развитием событий; сверяют свои выводы и размышления с текстом; включают воображение, додумывают, придумывают…- это дает им лучше понимать текст. Система упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения является необходимым условием развития учащихся.
Список литературы 1. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М. 2016. 2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Эффективное обучение на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ".
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы....
Современные здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и их эффективность
Доклад на ШМО филологии, истории и обществознания на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и их эффективность"....
«Эффективность использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Создание условий для познавательной активности учеников. ...
Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"
Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...
Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.
Современные технологии обученияна уроках русского языка и литературы Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества являет...
Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".
Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы"....