"И. А. Крылов – выдающийся русский баснописец" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Методическая разработка урока по литературе для 5 клааса "И. А. Крылов – выдающийся русский баснописец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._a._krylov_-_vydayushchiysya_russkiy_basnopisets.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя русского языка и литературы МОУ «Школа №44 г. Донецка»

Захаровой Маргариты Анатольевны

Тема. И. А. Крылов – выдающийся русский баснописец.

Цель: формировать читательскую позицию, расширяя сведения о баснописце; развивать логическое мышление, умение находить причину явлений, делать выводы; при выразительном чтении басни воспитывать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урок: урок приобретения новых знаний.

Теория литературы: басня, аллегория, иносказание; мораль.

I. Актуализация опорных знаний

  • К какому роду литературы относится басня?
  • Какие роды литературы ещё вы знаете?
  • Чем они отличаются?

II. Постановка цели и задач урока

III. Работа над темой урока

1. Теория литературы

Запись в словарь литературоведческих терминов

О басне

Вы знаете много басен – коротких занимательных рассказов в стихах, где действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевлённые предметы.

Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений и т.п. в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией. Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.

Чтобы исправить пороки и недостатки, баснописец их осмеивает. Поэтому в баснях много смешного. Но главная мысль басни всегда очень серьёзна. Она высказывается в виде поучительного вывода. Это нравоучение обычно даётся в конце или в начале и называется моралью басни.

Таким образом, басня – небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Мораль – это чёткий вывод из рассказанной истории.

2. Вопрос для эрудитов

1) Что объединяет всех перечисленных писателей (запись на доске):

Эзоп (грек) – Федр (римлянин) – Ж. Лафонтен (француз) – А. Сумароков (русский) – И. Крылов (русский) – Г. Сковорода (украинец)? (Они все – баснописцы.)

2) Назовите басни, из которых взяты следующие выражения, ставшие пословицами и поговорками:

  1. Слона-то я и не приметил.
  2. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, Кума, оборотиться?
  3. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
  4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
  5. А воз и ныне там.
  6. А Васька слушает да ест.

3) Проведите конкурс на лучшего чтеца басен Крылова.

4) Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить одной из пословиц, указанных во втором задании.

3. Сообщение учителя «Великие баснописцы»

– Родоначальником басни во всём мире принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. От имени древнегреческого баснописца и пошло выражение «эзопов язык», то есть язык иносказания, тайный язык.

Сегодня мы ознакомимся с басней Эзопа «Крестьянин и его сыновья».

Крестьянин и его сыновья

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нём вы найдёте спрятанным всё, что я имел». «Должно быть, там зарыт клад», – подумали сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

  • О чём рассказывает данная басня?
  • В каких строках заключается её мораль?
  • Можно ли назвать отца заботливым и почему?

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображённых на памятнике героев его басен – разных зверей и птиц.

И. А. Крылов писал стихи, пьесы, издавал журналы, но настоящим его призванием была басня.

Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что речь в них идёт о людях, их недостатках и слабостях – о лени, зависти, невежестве.

Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в царской России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чванных вельможах.

Жизнь Крылова проходила в неустанных трудах. По черновикам писателя можно судить, как много работал он над своими произведениями. Только в одной басне «Кукушка и Петух» поэт написал 200 черновых строк, а басня короткая – в ней всего 21 строка.

Язык басен Крылова удивительно прост и ясен. Стихи звучат как живой непринуждённый разговор: «И полно, кумушка! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей», «Как вдруг на них шасть из леса медведь». Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель не только узнает, что случилось с героями, но и видит перед собой яркую живую сценку.

Герои басен Крылова – добродушный увалень Медведь, хитрая, льстивая Лиса, тупой, упрямый Осёл и другие – как будто пришли из народных сказок. Многие строки его басен сразу же вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона» и многие другие.

Уже при жизни баснописца его сочинения знала вся Россия. Русский писатель Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

1) Посмотреть мультфильм «А может…», прочитать басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», найти отличия от басни И. А. Крылова.

2) Прочитать (по желанию) книгу С. Мосияша «Ваня Крылов», сделать запись названия книги и автора в раздел «Дополнительная литература» (в конце тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование навыков монологической речи на немецком языке в прошедшем повествовательном времени (Imperfekt) на основе текста “Баварский период жизни выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева”»

Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего повествовательного времени Imperfekt на уже известном из уроков ли...

презентация о творчестве выдающегося русского композитора П.И.Чайковского

перзентация составлена для уроков музыки для 7 класса , а также может быть использована для внекласных мероприятий в школе....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец"

Данная презентация является наглядным материалом и сопровождением к уроку литературы в 5 классе  по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец" и предназначена для проведения урока в общеобра...

Презентация к уроку по литературе Тема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец»

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец»...

Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов

Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов...

Николай Иванович Пирогов – выдающийся русский хирург и ученый.

Статья " Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый" может быть использована учителем на уроках биологии в 8 классе при изучении нескольких тем: "История развития зна...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему : «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осёл и Соловей»»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему : «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осёл и Соловей»»Тип урока: урок открытия новых знаний....