Использование кейс-метода на уроках литературы: методические рекомендации
методическая разработка по литературе (10 класс)

Жданова Оксана Валерьевна

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках литературы разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием. Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям русского языка и литературы для использования в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanova_metodicheskie_rekomendatsii_keys-metod.docx83.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент профессионального образования

Томской области

Стрежевской филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«ТОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации

Код и наименование профессии (специальности) 

220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 38.01.02 Продавец, контроллер-кассир,

23.01.03 Автомеханик.

 

Разработал:

О.В. Жданова, преподаватель русского языка

 и литературы

первой квалификационной категории

Стрежевой, 2020

Рассмотрено на заседании ЦМК

Одобрено и рекомендовано к

___________________________

Протокол № ______

использованию методическим
Советом колледжа

«_____» ________ 2020 г.

«_____»_____________2020 г.

Председатель ЦМК

_______________ФИО председателя

Зам. директора по УМР

_______________Г.И. Руденская

Использование кейс-метода на уроках литературы: методические рекомендации

Автор: О.В. Жданова, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории СФ ОГБПОУ «ТГПК»

Рецензент: Г.Ю. Титова, зав.кафедрой социальной педагогики ФГБОУВО «Томский государственный педагогический университет», к.п.н., доцент

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного (общего) образования по литературе  и  примерной рабочей программой по дисциплине «Литература»  для специальностей среднего профессионального образования.

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках литературы разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием. Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям русского языка и литературы для использования в учебном процессе.

Содержание

Введение        4

История развития кейс-технологии        5

Кейсовая технология как метод обучения на уроках литературы        6

Классификация кейс-метода        8

Методика преподавания литературы по кейс–методу        11

Применение кейс-технологии на уроках литературы        14

Заключение…………………………………………………………………………………   16

Приложение. Примеры применения кейс-метода на уроках литературы        17

Список литературы        29


Введение

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных стандартов определяет поиск новых форм и методов обучения в образовательном учреждении.

В новых ФГОС СПО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». То есть, иными словами, происходит движение от профессионального стандарта к образовательному.

Исходя из этого, мы должны понимать и помнить, что в рамках цикла обще- гуманитарных и социально- экономических, общеобразовательных дисциплин преподаватели должны формировать общие компетенции, а не отвлечённые знания, умения, навыки.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

Одним из основных методов по ФГОС, направленным в
первую очередь на стимулирование интереса обучающихся к овладению знаниями, является метод проблемного обучения.

Кейс-метод является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Данные методические рекомендации разработаны с целью дать описание методики использования метода кейсов на уроках литературы, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием.

История развития кейс – технологии

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний. В это же время некоторые зарубежные фирмы, имеющие филиалы и представительства в нашей стране, стали использовать кейс тестирование при приеме на работу.

В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ.  Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case - портфель, небольшой чемодан [10, с. 15], другие – с латинским casus - сложный, запутанный случай          [10, с. 15]. Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе [5]

В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами [11, с. 67]. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности [11  , с. 72].

Первоначально отечественные вузы и школы бизнеса пользовались переводными кейсами, однако они имели недостаточную эффективность, поскольку формулировавшиеся в них задания не учитывали российскую специфику организации производства, законодательства и т.д. Лишь в конце 2000-х стали появляться бизнес кейсы, основанные (или моделировавшиеся) на опыте российских компаний и фирм.

В последнее время все больше говорится об использовании кейс технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного).

Кейсовая технология как метод обучения на уроках литературы

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию [15, с. 172].

Кейс-технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности обучающихся. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса [15, С. 174-176].

Цели кейс–метода:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки [15, С.  176 - 178].

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  • Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
  • Общение, обмен ответами между обучающимися.
  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.  [15, С. 178 - 179].

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения обучающимися.

Классификация кейс – метода

Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа [7, С. 74 - 82].

Метод инцидента заключается в том, что обучающийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что обучающемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Проведение чемпионата мира по футболу в России – плюсы и минусы».

Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы обучающиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Структура кейса:

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

•                Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;

•        Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

•                 Комментарий ситуации, представленный автором;

•                 Вопросы или задания для работы с кейсом;

•                 Приложения [14, с. 102].

 

Этапы разработки кейса:

•                 Определение места кейса в системе образовательных целей;

•                  Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса;

•                 Построение, или выбор модели ситуации;

•                 Создание описания;

•                 Сбор дополнительной информации;

•                 Подготовка окончательного текста;

•                 Презентация кейса, организация обсуждения [14, с. 104].

Организация работы с кейсом:

 Вариантов очень много, это возможность для творчества самого педагога. Мы предлагаем максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа [14, С. 106 - 110].

Этапы организации занятия:

1Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:

Текст КС может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание учащимися материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Педагог организует и направляет общую дискуссию.

3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия педагога могут быть следующими: Педагог завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре  [14, С. 112 - 114]  

Структурированные кейсы включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний.

Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему [14, С. 115 - 116].

Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора  на занятии и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит преподавателю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений, оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений обучающихся самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Методика преподавания литературы по кейс–методу

Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы обучающихся.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно – методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам [1, с. 68].

Примерная схема обучения по кейс–методу:

Преподаватель

Обучающиеся

Разработка кейса

Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы

Разработка плана урока

Руководство групповой работой

Организация итогового обсуждения

Оценка работ обучающихся.

 

Получение кейса

Изучение литературы

Самостоятельная подготовка

Организация предварительного обсуждения содержания кейса

Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания

Представление и отстаивание своего варианта решения задания

Выслушивание точек зрения других участников

Методика каждого этапа [1, с. 69 - 71]

1. Подготовка:

На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с кейсом:

Обучающиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимулировать интерес обучающихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к обучающимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

  1. Проверка усвоения изученного материала.

Так как обучающиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

  1. Работа в микрогруппах:

Занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы обучающихся в малых группах:

  •  Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
  •   Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не преподавателю, а всем обучающимся).
  • Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
  • Принцип ответственности: (отвечает материал урока обучающийся не преподавателю, а одногруппникам; контроль гласный; обучаем обучающихся методам самоконтроля и самооценки).

 Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

  • общность проблемы для всех;
  • общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
  • количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
  • выделение лидера (формального или неформального);
  • создание контролирующей группы (например, экспертов);
  • гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
  • учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

  Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи обучающиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

  • грамотное решение проблемы;   
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и четкость изложения теоретической части;
  • качество оформления решения проблемы;    
  • этика ведения дискуссии;   
  • активность работы всех членов микрогруппы.     

Применение кейс –метода на уроках литературы

Чтобы помочь обучающемуся стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-метода. Системно-деятельностный подход в обучении побуждает преподавателя к поиску путей формирования и развития универсальных учебных действий, помогающий «объять необъятное», изучать учебные предметы исходя из деятельности, то есть к знанию идти от действия.

В процессе изучения дисциплины «Литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями.

Ряд умений, которыми обязательно должен владеть обучающийся:

- умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста;

- презентационные умения: умение грамотно и доказательно представить свою точку зрения;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение применять логические универсальные учебные действия и др.

Для их формирования на уроках литературы применяем кейс -технологии.

Кейс - технологии ранее использовались только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.

Кейс-технологии (или кейс–метод), с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс - технологий – анализ реальной ситуации (определенных вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес обучающихся к предмету. Применение этого метода помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека [8].

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять публицистическая литература, художественная литература.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности [9, С. 67 - 74]:

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Обучающимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала XIX-го века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе XIX-го века»?

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс обучающимся предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство обучающихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»?

Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе.

Заключение

Итак, применение педагогом кейс–технологии, с одной стороны стимулирует индивидуальную активность обучающихся, самостоятельность мышления, формирует позитивную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе обучающихся, обеспечивает высокую эффективность обучения развития будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции, а с другой – дает возможность преподавателю самосовершенствоваться, по–другому мыслить и действовать, и обновлять собственный творческий потенциал.

Приложение

Примеры применения кейс-метода на уроках литературы.

При изучении литературы на 1 курсе.

Пример кейса при изучении драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

- Определите основную причину развязки событий. Это результат рокового стечения обстоятельств или закономерный финал?

- Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации (Лариса – свидетельница того, что ее разыгрывают в орлянку).

Примеры кейсов для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1)Обучающимся даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты обучающимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается  определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

  • Распределить роли в группе;
  • Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);
  • Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у обучающихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также студенты пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Обучающимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

      Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

      Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

      Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

      - Вы ранены? - промолвил он.

      - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

      - Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

      - Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

      - Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

      - Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

      Базаров оглянулся.

      - Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

      Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

      - Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

      - Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

      - Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

  - О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

  • Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;
  • Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста студентами как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

      Базаров положил руку на лоб.

      Анна Сергеевна наклонилась к нему.

      - Евгений Васильич, я здесь...

      Он разом принял руку и приподнялся.

      - Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

      Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

      - И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

      Анна Сергеевна тихо вышла.

      - Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

  - Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

      Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни).

Задания:

  • Определить возможность подобного изменения ситуации;
  • Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у обучающихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Обучающиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Обучающимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

      - Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

      - О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

      - Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

      - Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

      - Что же прилично? Ругаться?

      - Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

      - Как ты назвал Павла Петровича?

      - Я его назвал, как следует, - идиотом.

      - Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

      - Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

      - Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

      - Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

      - Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

      - Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

      - Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

      - Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

      Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI]

Задания:

  • Распределить роли в группе;
  • Обсудить ситуацию со своих позиций;
  • Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Обучающимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

  • Распределить задания в группе;
  • Проанализировать авторскую позицию, его кредо, его мировоззрение;
  • Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);
  • Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Обучающиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

  • Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);
  • Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Преподаватель предлагает обучающимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

      - Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

 - Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

      - Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

      - Помилуй, папаша, зачем?

      - Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

      - Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

      - Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

      - Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

      - Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

      - Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

      Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III]

Задания:

  • Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;
  • Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Обучающиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что студенты учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8) Обучающимся предлагается ситуация, где они будут авторами рекламы романа «Отцы  дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не ущемлены.

Задания:

  • Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;
  • Создать текст рекламы произведения;
  • Оформить рекламу (с использованием компьютерных ресурсов).

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Студенты, во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать обучающимся в качестве отдельного проекта.

Пример кейса при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов»

Перечитайте главу 9-ую первой части романа («Сон Обломова»).

После ознакомления с текстом кратко перескажите картины, нарисованные в этой главе: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, чёткие картины, лишённые неопределённости и фантастических связей реального сна.

Сформулируйте дилемму: «Двойственно ли отношение Гончарова к Обломовке»?

Организуйте работу по обсуждению ситуации в группах.

          В ходе обсуждения необходимо выработать наиболее сильные аргументы в поддержку своей позиции и выбрать выступающих. Выступление должно быть кратким. (Можно использовать принцип – «один оратор – один аргумент». У каждого выступающего – 1 минута. Всего можно выдвигать не более пяти аргументов, т.е. выступать должно пять ораторов).

   Сравните свои аргументы с аргументами литературных критиков: А.В.Дружинина, А.А.Григорьева, В.Кантора.

А.В. Дружинин. Роман И.А.Гончарова «Обломов» 1859.

 «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, ещё более поражает своим значением во всём романе. Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет, и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным не родным всякому из нас, как теперь,- «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова».

А.А Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

«Вы чувствуете в манере изложения присутствие того искомого, спокойного творчества, которое по воле своей переносит вас в тот или другой мир и каждому сочувствует с равною любовью… И потом перед вами до мелких оттенков создается знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия во всей его непосредственности. Автор становится истинным поэтом – и, как поэт, умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям «райского уголка земли», и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку. Помните ещё место о сказках, которые повествовались Илье Ильичу и, конечно, всем нам более или менее, которых пеструю и широко фантастическую канву поэт развёртывает с такою силою фантазии? Помните ещё остальные подробности: семейный разговор в сумерки, негодование жены Ильи Ивановича на его беспамятство в отношении к разным приметам, сборы его – отвечать на письмо, составлявшее несколько времени предмет тревожного страха? … Всё это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг…»

В.Кантор. И.А.Гончаров к Обломовке, явившейся во сне герою, отнесся «не только ласково, но и с грустью, с сожалением. Он рисует Обломовку даже сатирически – «сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения».

Подведите итоги.

- Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играет «Сон Обломова»?

При изучении литературы на 2 курсе.

Пример применения кейс-метода при изучении темы: «Литературные направления «Серебряного века»  

Основой обсуждения являются причины появления новых течений и школ в начале

 20 века в России.

Содержание кейса:

Тема урока: Литературные течения и группы, их манифесты и основные тенденции. Представители литературных направлений.

Проблема: Была ли возможность избежать конфликта между представителями разных литературных направлений?

Вопросы:

  • В чём причина конфликта?
  • Кто виновен в возникновении конфликта?
  • Как ведут себя участники конфликта?
  • Можно ли было избежать конфликта в существующей на тот момент исторической ситуации?
  • Есть ли место возникновения данной ситуации в нашем современном литературном обществе?

Представление результата: Каждая группа обучающихся соотносит себя с одним из направлений, представляет его концепцию, знакомит с творчеством его участников (имеет место чтения стихотворных текстов наизусть). Затем услышанное обобщается.  Далее,  в  свободной (именно в свободной) форме происходит общение по решению проблемного вопроса.

Пример кейса по произведению М. Горького «На дне» 
Тема урока: Униженные и оскорбленные.
Герои рассказа: обитатели ночлежки.
Проблема: правда или ложь.
Вопросы:
-В чём причина конфликта?
-Воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле или жить иллюзиями?
-Быль ли вашей жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких случаях?
-Какие советы вы могли бы дать обитателям ночлежки
Представление результата: По очереди каждая группа обучающихся представляет свои варианты ответов. Далее, ведется обсуждение наиболее оптимального варианта решения проблемы. Такой урок можно проводить в форме дебатов, проектов, дискуссий и т.д.

Пример кейса при изучении рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

-Можно ли А. И. Солженицына назвать прообразом своего героя-рассказчика? Обоснуйте свой ответ.

Обучающийся, работая с текстом-биографией и текстом произведения, должен привести обосновать свое мнение и сделать вывод.

Пример кейса при изучении поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

В конце поэмы читаем:

Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет  Теркин  твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

            Что ж ты, брат, Василий  Теркин ,

Плачешь  вроде?

-Виноват…

- Что бы вы ответили плачущему Теркину?

Список литературы

  1. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.
  2. Брюханова, Е. Н. Об особенностях применения кейс – технологии на уроках литературы  [Электронный ресурс]  / Е. Н. Брюханова. – Режим доступа: http://kampk.ucoz.ru (дата обращения: 25. 05. 2014)
  3. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, - 2007. -  №4. -  С. 54 – 58.
  4. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 20. 05. 2014)
  5. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. – № 10.
  6. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс] / Е. Г. Завгородняя. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru (дата обращения: 22. 05. 2014)
  7. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
  8. Казюлина, О. В. Использование кейс – метода на уроках  литературы с целью повышения  мотивации к обучению [Электронный ресурс] / О. В. Казюлина. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru (дата обращения: 22. 05. 2014)
  9. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
  10. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. – 15 с. 
  11. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, -  2001. – 67 с.
  12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 1998. С. 17 - 24
  13. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. -  2002. С. 84 – 93.
  14. Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2 . – С. 102 – 116
  15. Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе /  Е. В. Шимутина   // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 - 179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Разработка урока с использованием кейс-метода "Вышивка лентами"

Урок по рукоделию с применением инновационных технологий. Кейс-метод позволяет активизировать работу обучающихся, сокращает время на подготовку, помогает лучшему восприятию материала....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Кейс – технологияЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разраб...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Методические рекомендации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ

Методические рекомендации  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ Составители:Коробова Е. Е.Бокарева О. В.Новикова С.Н.Ахмад Н.С.Карачевская Е.Г....

Методическое объединение "Использование кейс-метода в обучении"

Кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить оди...