программа литература 7 класс, Меркин
рабочая программа по литературе (7 класс)

Адаптированная рабочая программа по литературе обучающегося с задержкой психического развития для 7 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года №1897 (редакция 31.12.2015);

2. Основной образовательной программы основного общего образования
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области.

Образовательный процесс осуществляется с использованием учебника:

Литература в 2 ч.7  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Меркин Г.С., - М.:«ООО «Русское слово – учебник» 2015 .

Данная программа адресована обучающимся с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_li_7.docx60.75 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по литературе обучающегося с задержкой психического развития для 7 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года №1897 (редакция 31.12.2015);

2. Основной образовательной программы основного общего образования
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области.

Образовательный процесс осуществляется с использованием учебника:

Литература в 2 ч.7  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Меркин Г.С., - М.:«ООО «Русское слово – учебник» 2015 .

Данная программа адресована обучающимся с ЗПР.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,

подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания

специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа

школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или

функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные

факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,

психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов

обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,

приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от

умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные

затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными

познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического

развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности

и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени

выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный

темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности

произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения

речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной

ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не

только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по

своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания

(раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от

практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко

устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре

нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От

обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со

здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении

общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР

определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении

образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и

потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих

ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического

развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,

сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой

органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в

повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной

работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в

разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,

зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики

и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных

категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,

определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в

структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления

об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют

выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и

специфические.

К общим потребностям относятся:

* получение специальной помощи средствами образования сразу же после

выявления первичного нарушения развития;

* выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего

преемственность между дошкольным и школьным этапами;

*получение общего образования в условиях образовательных

организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям

обучающегося с ОВЗ;

* обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе

индивидуальной работы;

* психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с

педагогами и соучениками;

* психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия

семьи и образовательной организации;

* постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные

потребности:

* адаптация основной общеобразовательной программы общего

образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

* обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной

среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и

нейродинамикипсихических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,

низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

* комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,

направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также

специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов

эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной

деятельности и поведения;

* организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и

навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»

предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных

методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и

компенсации индивидуальных недостатков развития);

* учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение

индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для

разных категорий обучающихся с ЗПР;

* профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

* постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и

сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики

психофизического развития;

* обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной

деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,

позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

* постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к

себе, окружающему предметному и социальному миру;

* постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,

в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

* специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые

ситуации взаимодействия с действительностью;

* постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм

поведения;

* использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и

поведения;

* развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения

и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование

навыков социально одобряемого поведения;

* специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование

способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию

возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь

взрослого;

* обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации

(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально

активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и

принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и

других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в

форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности

человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,

готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,

здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с

мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для

создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме

хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и

иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая

электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе

контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая

виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь

текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным

критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для

целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства

для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в

том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической

формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и

дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер

знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи.

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу
  • оценивать систему персонажей ;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями  как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы ; вести учебные дискуссии;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта

чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по

заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,

справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические

произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной

подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное

ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с

целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и

научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при

прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев

произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и

картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,

формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и

устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную

мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,

описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и

отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с

опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания

явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и

отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с

опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,

фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на

содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между

отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между

отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь

на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,

опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать

связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и

поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,

основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте

напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,

соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно

делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для

художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом

специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать

вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого

этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех

видов текстов).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Ученик научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете)

по заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и

внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по

заданному образцу.



Содержание учебного предмета

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника.Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая историяпроизведения.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой  «Илья  Муромец».  Событие  в былине, поэтическая речь  былины,  своеобразиехарактера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические пес- ни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По- учительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственностьпоколений,любовькродине,образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейныеценности.

Из русской литературы 18 века

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (от- рывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. Державин

Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом

Д.И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и арак тер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Из русской литературы 19 века

А.С. Пушкин

Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и  природа:  «Туча».  Тема  власти,  жестокости,  зла: «Анчар».

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование,предвидение,провидение;вераисуеверие.Поэма

«Полтава»(всокращении). ОбразПетраитемаРоссиивпоэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческаяисторияпроизведений.

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

И.С. Тургенев

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.

Н.А. Некрасов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основнаяпроблематика произведений: судьба  русской  женщины,любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорностьсудьбе.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух  генералов  прокормил»,  «Дикий  помещик»  и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позицияписателя.

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. Лесков

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

А.А. Фет

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение- медитация.

А.П. Чехов

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Произведения русских поэтов19 века о России

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков

«Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»

Из русской литературы 20 века

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

И.А. Бунин

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

А.И. Куприн

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

А.С. Грин

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.

В.В. Маяковский

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы со- здания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...»,

«Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувствородины,эмоциональноебогатстволирическогогерояв стихотворенияхпоэта.

И.С. Шмелев

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественнаяидея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господ- не» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографическиемотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С.Лескова.

М.М. Пришвин

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. Паустовский

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла

«Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов-участников ВОВ

Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков«Повестка»; М. Джалиль«Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов пред- военного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия

В.М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Поэты 20 века о России

Г. Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был. Онзвалутешно...»;М.И.Цветаева«Рябинурубилизорькою...»; И. Северянин «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев«Волга».

Своеобразие раскрытия темы  Родины  в  стихах  поэтовXXвека.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...»,

«Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

МацуаБасё

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов иструктуры.

Р. Бёрнс

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основныемотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре исиле.

Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качествагероя.

А. де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе.  Повесть  «Планета  людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Р. Брэдбери

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Я. Купала

Основныебиографическиесведения.Отражениесудьбыбело- русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».М.ГорькийиМ.Исаковский—переводчикиЯ.Купалы

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 7 КЛАССЕ

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. Одно-два стихотворения (по выбору). М.Ю. Лермонтов «Родина».

И.С. Тургенев «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (от- рывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно-двастихотворенияоРоссиипоэтовXIXвека(повыбору). М. Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору). Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно-два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Из устного народного творчества

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы ХVIII века

Г.Р. Державин «Признание».

Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

И.С. Тургенев «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Коняга». А.П. Чехов «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький «В людях». И.А. Бунин «Цифры».

В.В. Маяковский «Адище города».

А.Т. Твардовский «Дом у дороги», «Я знаю, никакой моей вины…».

Б.Л. Васильев «Вам привет от бабы Леры».

В.П. Астафьев «Родные березы», «Весенний остров». В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

К. Булычев «Белое платье Золушки». В.М. Шукшин «Забуксовал».

Ф.А. Искандер «Петух».

Из зарубежной литературы

Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».


























Тематическое планирование

7 класс

№ урока п\п

Тема урока

Количество

часов

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

Любите читать!

1

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2ч.)

2

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.

1

3

Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Песни лирические, лиро-эпические.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

4

Из «Повести временных лет».

1

5

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (6ч.)

6

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове. Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к сочинению на тему «Слава науке».

1

7

Ода «На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

8

Краткие сведения о Г.Р.Державине. Г.Р. Державин «Властителям и судиям».

1

9

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения.

1

10

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт пьесы и её проблематика.

1

11

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (27ч)

12

После Лицея. А.С.Пушкин в Санкт-Петербурге.

А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Два чувства дивны близки нам…»

1

13

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Туча».

1

14

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

15

А.С.Пушкин Поэма «Полтава».

1

16

М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников.  

М.Ю Лермонтов-художник.

1

17

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Родина».

1

18

«Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю.Лермонтова.

1

19

Основные мотивы «Песни…» Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

1

20

Н.В.Гоголь  в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

1

21

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести.

1

22

Краткие сведения об И.С.Тургеневе. Общая характеристика книги «записки охотника». Духовный облик рассказчика-героя «Записок охотника». «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения.

1

23

«Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

1

24

«Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения а прозе.

1

25

Краткие сведения о Н.А.Некрасове «Вчерашний день, часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда»

1

26

«Русские женщины»

1

27

«Железная дорога».

1

28

Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине. «Дикий помещик».

1

29

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

30

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

31

Севастополь в декабре месяце».

1

32

Краткие сведения о Н.С. Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

1

33

Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе. Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России

1

34

Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан».

1

35

Краткие сведения об А.А. Фете. «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер»

1

36

Произведения русских поэтов 19 в. о России.

1

37

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. А.Чехов «Хамелеон».

1

38

А.Чехов «Смерть чиновника».

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (19ч.)

39

Краткие сведения об И.А.Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер».

1

40

И.Бунин «Кукушка».

1

41

А.Куприн «Чудесныйд октор».

1

42

А.Куприн «Allez!».

1

43

Краткие сведения о М. Горьком. .Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».

1

44

Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести.

1

45

М.Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» .

1

46

Вн. чт. А.Грин «Алые паруса».

1

47

Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

48

Краткие сведения о С.А.Есенине. «Гой ты, Русь, моя родная!», «Я покинул родимый до…»

1

49

С.Есенин «Отговорила роща золотая».

1

50

Краткие сведения об И.С.Шмелёве. «Русская песня».

1

51

И.Шмелёв «Яблочный спас».

1

52

Краткие сведения о М.М. Пришвине. М.Пришвин Рассказ «Москва-река».

1

53

Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещёрская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство».

1

54

«Мещёрская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».

1

55

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком «Не позволяй душе лениться!».

1

56

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни».

1

57

Поэма «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».

1

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (4 ч.)

58

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной Войны.

1

59

Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. Рассказ «Экспонат №…».

1

60

 Краткие сведения о В В.М.Шукшине. В.М. Шукшин «Чудик».

1

61

Русские поэты 20 века о России.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  8 ч. (6 ч.+ 2ч. )

62

Краткие сведения об  У. Шекспире. Сонеты.

1

63

 Краткие сведения о Мацуо Басё.Хокку.

1

64

Краткие сведения о Р.Бёрнсе.  «Возвращение солдата». «Джон Ячменное Зерно».

1

65

Краткие сведения о Р.Л.Стивенсоне «Остров сокровищ».

1

66

Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери.

«Планета людей» (глава «Линия»).

1

67

Краткие сведения об Янке Купале. «А кто там идёт?», «Мужик», «Алеся».

1

68

Резервный урок

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профил...

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса» Учебник: С.А....

Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...