Урок "Стихотворение в прозе "Воробей" И.С.Тургенева.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Разработка урока в 5 классе "Стихотворение в прозе "Воробей" И.С.Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stih.v_proze_vorobey.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
«Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей»
Учитель Федорова Надежда Анатольевна
Тема урока: «Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».
Класс: 5
Эпиграф к уроку: «…Только её, только любовью держится и движется жизнь!» И.С.Тургенев.
Задачи урока:
1.Образовательные:
-Знакомить учащихся с особенностями жанра стихотворения в прозе на примере лирической миниатюры « Воробей»;
-Систематизировать знания по составлению плана текста, работе с лексическим значением слов, с выразительными средствами речи;
2.Развивающие:
-Создать условия для развития навыков выразительного чтения, связной речи; формировать интеллектуальные умения;
-Развивать эмоциональную сферу учащихся; создать в процессе проектной деятельности модель родителей;
3.Воспитательные:
-Воспитывать самые лучшие чувства как доброту и отзывчивость;
-Воспитывать уважение к родителям;
Технология: ИКТ.
Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, словарь С.И.Ожегова, лист А4.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
И. С. Тургенев – прозаик, поэт, драматург, критик, переводчик. В последние годы жизни Тургенев пишет «Стихотворения в прозе». Всё пережитое и передуманное писателем нашло в них отражение. Сегодня мы ещё раз встретимся с непревзойденным мастером художественного слова. (Портрет И.С.Тургенева).
2.Выразительное чтение стихотворения в прозе «Воробей» (читает учитель, потом подготовленный ученик).
3.Из теории литературы: Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочли? (стихотворение в прозе)
И.С.Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений – стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя. Они глубоко лиричны, эмоциональны, поэтому они и названы стихотворениями. В тексте так много восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора; эмоций, краткость формы, особый ритм.(1слайд)
Миниатюра «Воробей» как бы является продолжением «Записок охотника». Связывает их образ охотника.(2 слайд)
4.Работа по тексту:
1.Учащиеся придумывают и задают друг другу вопросы по содержанию. Возможные вопросы и ответы:
- Что произошло, когда рассказчик возвращался с охоты? (Птенец упал из гнезда, и старый воробей бросился ему на помощь)
-Что поразило охотника в поступке воробья? (Удивительное самопожертвование воробья – такое, что даже собака остановилась).
-Какова тема стихотворения в прозе? ( В стихотворении воспевается мужество и самопожертвование во имя любви).
2.А теперь слушайте вопросы учителя:
- В каких строках заключен главный смысл стихотворения?
( «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»). (2 слайд)
-А что такое любовь? – (Любовь к Родине, природе, родителям, друзьям, учителям и т.д.) (3 слайд)
Любовь овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения…
-А как вы понимаете слова «Благоговеть», «Смущённый»?
4.Словарная работа:
1.Благоговеть - благоговение – глубочайшее почтение
Благоговеть – относиться с благоговением к кому или чему – нибудь
( Словарь С.И.Ожегова) (4 слайд)
2. Смущённый:
1. Значение слова
2. Перевод слова на марийский язык (вожылшо) (5слайд)
5.Групповая работа по тексту:
1 группа – составить план к тексту;
2 группа – выписать эпитеты, олицетворения, гиперболу;
3 группа – сделать характеристики героев: охотника, пса Трезора, маленького птенца и старого воробья; (6 слайд)
6.Защита работ групп. Подведение итога по данному этапу.
7.Развёрнутый ответ на вопрос: Как вы можете объяснить благоговение, которое испытал Тургенев перед маленькой птицей? (7 слайд)
(слушание ответов учащихся)
8. Этап моделирования образа родителя.
9.Защита проектов (слушание творений учащихся)
Итог этапа: Сила родительской любви сильнее страха и смерти
9. Итог. Рефлексия.
Нет ничего бескорыстнее родительской любви. С первого дня рождения птенца старый воробей живёт его дыханием, его радостями, его улыбкой, его слезами. В этом – смысл его жизни. В этом произведении Тургенев приходит к широкому обобщению, утверждает великую силу любви, которой движется жизнь.
10. Домашняя работа.
1.Перечитать миниатюру « Воробей»
2.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Сила родительской матери»
(8 слайд)
9.Оценки.
Заключительное слово учителя.
Спасибо вам за работу на уроке. В заключении я хотела бы зажечь свечу – свечу любви. Пусть любовь живет в сердце каждого из вас к друзьям, родителям, учителям, к природе…, потому что любовь сильнее смерти и страха смерти!