Художественное своеобразие и символика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с использованием приёма технологи продуктивного чтения.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок разработан с применением стратегии технологии продуктивного чтения «список проблем книги», направленной на обучение приёмам интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги, которая формирует навыки самообразовательной деятельности. Также это задание в системе помогает при подготовке к итоговому сочинению по литературе и при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prestuplenie_i_nakazanie.zip | 757.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №52» г. Новокузнецка Кемеровской области.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Раздел программы | Литература второй половины ХIХ века. |
Тема | Художественное своеобразие и символика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
Класс | 10 |
Тип урока | Урок-введение |
Цель урока | Познакомить учащихся с художественными особенностями романа, выявить основные проблемы произведения. |
Задачи | -образовательные: продолжить работу над развитием навыков продуктивного чтения, умений излагать материал и обосновывать свою точку зрения; |
Основные термины | Философия, символика, говорящие имена, религия, проблема |
Межпредметные связи | ОДНКНР |
Оборудование | Компьютер, проектор, телевизор |
Планируемые результаты
Предметные | Ученик научится: - понимать ключевые проблемы изученного произведения; -понимать связь творчества писателя с эпохой; -понимать экспрессивную и содержательную функцию слова; -адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ. - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Ученик получит возможность научиться: |
Метапредметные | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
Личностные | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. |
Домашнее задание, предваряющее урок:
1. Заполнить таблицу по ходу чтения романа по образцу.
автор, произведение, жанр | тип проблемы | проблема | эпизоды |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание роман | философская | Значимость человеческой личности | Разговор Сони и Раскольникова об убийстве старухи |
Сострадания | … | ||
… | … | ||
социальная | |||
Нравственно-этическая | |||
2. Найти первоначальное значение имен Алёна, Иван, Катерина, Семен, Захар, Лизавета, Марфа, Петр, Порфирий и подумать над особенностями имен героев романа.
Конспект урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Слайд 1 С сегодняшнего урока мы начинаем изучать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 году. Хотелось бы послушать ваши впечатления о прочитанном произведении. - Проверка домашнего задания, постановка учебных задач.
Роман Достоевского большой по объёму, поэтому вы получили на лето задание по ходу чтения заполнить таблицу.
-Какие проблемы ставит писатель в своем произведении и в каких эпизодах они звучат особенно остро?
(Учащиеся зачитывают заполненные таблицы. В конце урока тетради собираются на проверку.)
Да, в романе много проблем, которые решить однозначно просто невозможно. Поэтому ваши таблицы будут дополнены в течение следующих уроков.
-Прочитайте тему урока. Каковы наши задачи на сегодняшний урок?
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
Слайд 2 Обратите внимание на название произведения и построение. 1 глава – преступление, все остальные – осознание содеянного и наказание. Роман построен по принципу pro и contra преступления. (Запись в тетрадь.) Главный герой долго решается на преступление, готовится к нему, выстраивает теорию и даже публикует статью на эту тему (pro). По словам Ф.М. Достоевского, «Божия правда, земной закон берет свое, и он [Раскольников]кончает тем, что принужден сам на себя донести» (contra). Писатель доносит до читателя мысль, что никакие жизненные обстоятельства никогда не могут оправдают убийства даже такой противной старухи.
Перед нами социально-психологический, социально-философский роман. (Запись в тетрадь.) Иногда его называют петербургским романом. Это и роман-предупреждение от безумных идей и теорий, которым страдало и страдает человечество.
- Решение учебных задач.
В романе очень много символов, на которые нам следует обратить внимание, чтобы понять идею Достоевского, которую он хотел донести до общественности.
- Слайд 3 Обратите, что в роман много героев «бывшие»: Раскольников – бывший студент, Мармеладов – бывший чиновник, Соня – бывшая девушка, Катерина Ивановна – бывшая знатная женщина, Дунечка – бывшая гувернантка. Даже Свидригайлов - бывший муж. То есть все хорошее, что было у большинства героев, уже в прошлом.
- Слайд 4 Внимание заслуживает цветовая гамма романа. Помимо серости и неустроенности, повсюду царит желтый цвет. Он на обоях и мебели, на лицах, Соня живет по желтому билету, желтый цвет – символ денег и преступного мира.
- Слайд 5 Символический смысл несут и предметы в романе.
Топор. Раскольников убивает старуху обухом, а острие направлено на него. Потом он признается Соне: «Я себя убил, а не старушонку».
-Как вы считаете, почему так случается?
Порог. Семья Мармеладовых живет на пороге. На пороге и Раскольников совершает убийство,
Церковь и кабак. Во сне маленький Родион идет в церковь и питает ненависть к пьяницам из кабака, забившим Савраску. В реальности же он не заходит в церковь, а дорога его лежит в кабак. На наших уроках, мы выясним, почему произошло изменение в сознании героя.
Тридцать целковых Сони - тридцать сребреников, полученных Иудой за предательство Христа.
Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь «вверх» и «вниз». Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз.
Драдедамовый зеленый платок. Драдедам - тонкое сукно, цвет Богородицы. Когда-то, будучи знатной женщиной, в нем выступала Катерина Ивановна. А теперь все в семье Мармеладовых кутаются в него, то есть отдают себя под защиту заступницы.
Это не все символы романа. Об остальных вы узнаете по ходу последующих уроков.
VI. Совместное исследование проблемы.
Особого внимания заслуживают имена героев. Вы провели дома небольшую исследовательскую работу по значению имен героев романа.
-Раскольников. О чем говорит его фамилия?
Слайд 6 От слова «раскольники», которые не подчинились церковным реформам в 17 веке.
Раскол в самом герое.
Доклады учеников о значении имен героев романа. Слайды 7-13
- Алёна Ивановна. Алёна – светлая, сверкающая. Иван – милость Божья. Значит, несмотря на внешнюю некрасивость процентщица «Светлая по милости Божьей». Деньги после своей смерти она завещала монастырю. С точки зрения Раскольникова, они пропадут даром.
- Катрина Ивановна. Катерина - «чистая, непорочная», значит «непорочная милостью божьей».
- Мармеладов Семён Захарович. Семён – «бога слышащий», Захар – «память божья». Фамилия героя – антитеза Раскольникову. Именно он и его семейство «склеивают» расколотое существование Родиона.
- Софья Семеновна Мармеладова. «Софья» - мудрость, слушающая бога.
- Лизавета Ивановна. «Лизавета» - бог, клятва от милости божьей. Перед убийством она поднимет руку, как будто отпускает грех убийце.
- Марфа Петровна. «Марфа» - владычица, «Петр» - камень, каменная владычица.
- Петр Петрович Лужин. «Камень каменный», но из лужи. Ф.М. Достоевский не любил это имя, поэтому самого ненавистного героя он наделяет таким именем и отчеством.
- Порфирий Петрович. «Порфирный» - пурпурный, багряный. Порфирой в евангелии от Марка названо облачение Христа, которое одели на него с целью его осмеяния. Умный следователь долго будет выводить на чистую воду Раскольникова, «окутывая порфирой».
-В чем особенность имен героев романа? (Их имена говорящие.)
Слайд 14 Отсылка к религии неслучайна. Вы прочитали роман человека, который в течение четырех лет пребывания на каторге читал только евангелие; человека, который прошел обряд инсценировки приготовления к публичной казни. За год до выхода романа умирает его первая жена, а следом любимый брат. Все это повлияло и на концепцию романа. В своей рабочей тетради писатель определил идею романа, которая в православии.
IХ. Рефлексия деятельности на уроке.
-В чем сложность романа Достоевского?
-Что стало для вас открытием?
-Что осталось непонятным?
Выставление отметок.
Запишите домашнее задание.
Посмотрите отрывок из х/ф (см. ссылку в электронном журнале).
Текстовая работа: описание комнаты и портрет Раскольникова, история Мармеладова, письмо матери, сон о забитой кляче.
Источник
Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – М.: Олимп; ООО «Фирма и «Издательство АСТ», 1999. – 704 с. – (Школа классики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...
Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""
Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание". В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих вникнуть в разные т...
Урок-семинар по литературе "Униженные и оскорбленные" на страницах романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе. Рассчитан на 2 часа....
Урок – мастерская . Петербург на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Данный урок способствует развитию навыков самоанализа художественного произведения. Технология урока направлена на развитие умений работать в коллективе, навыков публичной презентации своего материала...
Использование приёмов технологии продуктивного чтения на логопедических занятиях
В данной статье рассматривается проблема обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Проанализировано влияние речевых нарушений на формирование смыслового чтения. Показаны приёмы, которые ...