А.А.Блок. Цикл "На поле Куликовом". История и современность
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)
Тема Родины в лирике А. А. Блока; как с течением времени меняется образ Родины, приобретает новые черты; умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a._blok._na_pole_kulirovom.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы Почему литературовед В. Орлов назвал А. А. Блока « самым историческим поэтом в литературе XX века»? Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности ? Почему Блок воспринимал Россию «в двух лицах»? Какова тема цикла «На поле Куликовом»? Каковы мысли Блока о народе и России?
Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом», её современное звучание и смысл Чтение и обсуждение глав «Чужеземное иго» и «Битва» из книги Д. С. Лихачёва : Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро -монгольского ига?
Почему русским воинам было трудно победить войска Мамая? Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы? Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва ? А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
Чтение и обсуждение главы «Похвала и жалость » из книги Д . С. Лихачёва : Почему цикл «На поле Куликовом» назван народным и национальным ? Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока? Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными ?
В 1905 году Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом», который сопроводил примечанием о том, что Куликовская битва - символ истории, разгадка которого впереди. Стихотворный цикл – несколько стихотворений, объединённых общей темой (жанром, главными героями, рассказчиком, эпохой, настроением). Циклу присуща смысловая завершённость . ► Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»?
Куликовская битва (8 сентября 1380 г .) - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань Орде, поражение в битве на р. Воже стали основными причинами замысла темника Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь.
Виктор Маторин . Дмитрий Донской . Герой Куликовской битвы . Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль.
Группа 1. « Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Какие образы стихотворения являются неожиданными , а какие созвучны образам русской литературы XIX века? Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица ? Какое ощущение вносит в стихотворение 4 строфа? Почему? Найдите в 4-й строфе звукопись и объясните её роль . Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей ( инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.). Какие цветовые образы создаёт поэт ? Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу? *Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк. * Какое настроение придаёт стихотворению его ритмический рисунок? Как вы думаете, почему Блок, обращаясь к родине, Руси, называет её женой ? Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку ?
Анализ стихотворения “ Река раскинулась ...” В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного . Затем звучит прямое обращение к России , и в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А . Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности , есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол , данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. 1.Душевное состояние лирического героя 1.Каков объект поэтической речи? 2.Опишите пейзаж. 3.Как понимать прямое обращение к России "О, Русь моя! Жена моя!» 4.Образ лирического героя.
Группа 2. « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали …» Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва , стяг, горючий . Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым? Какие звуковые образы создаёт поэт? С какой целью ? Какую роль играет повторение частицы не ? Какие образы стихотворения можно считать символами ? Обоснуйте свой ответ. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей ( инверсий, повторов и др.). Какой смысл приобретает мотив павших за Родину? * Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения .
Группа 3. « В ночь, когда Мамай залёг с ордою…» К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется ? Как рисуется образ родины в третьем стихотворении? Этот образ многогранен : « слышал я Твой голос сердцем вещим/ В криках лебедей», « отголосила мать», « Непрядва убралась туманом, / что княжна фатой», «Твой лик нерукотворный / Светел навсегда ». Образ Святой Руси сливается с образом Богоматери.
4 « Опять с вековою тоскою …» Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты ? В чём находит духовную опору лирическое я ? Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света? Какие образы имеют символическое звучание? Обоснуйте своё мнение. Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова « вековая тоска», «тоска могучая». Всё повторяется: Опять с вековою тоскою … Опять за туманной рекою… Ты кличешь меня издали…
Группа 5. «Опять над полем Куликовым…» Как понять эпиграф к стихотворению? Какие образы являются сквозными для всего цикла? Почему настроение лирического я полно тревоги? На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт? Какими словами передаётся течение времени, исторический процесс? Поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней». Последняя строфа звучит грозным предостережением, призывом.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а : Ответы на вопросы 1—4, 6 из раздела учебника « Размышляем о прочитанном». *О чём цикл «На поле Куликовом»: о прошлом, настоящем или будущем России? Обоснуйте свой ответ. *Как цикл «На поле Куликовом» связан с исторической судьбой России в начале XX века ?
«Россия» Как вы поняли смысл стихотворения? «Опять, как в годы золотые...» Что означает слово «опять»? Шлея – а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут. Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»? г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» – «расхлябанные колеи»? д ) Найдите эпитеты во 2-й строфе. е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»?
Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим . архетип – первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.
А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу...»? к акой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? Чем отличается от предыдущих последняя строфа? Какие антитезы вы видите в последней строфе? Какие еще образы вы могли назвать архетипическими ? Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема? Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово? Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее ? Почему? Обоснуйте свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвокультурологический анализ цикла стихотворений А. Блока "На поле Куликовом"
Анализ лингвокультурологического пространства стихотворного цикла А. Блока....
Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)
Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт; 2) ра...
Слайд-шоу к циклу стихов А.А.Блока "На поле Куликовом"
Материал предназначен для использования на уроке литературы в 9 классе " Историческая тема в творчестве А Блока". Презентация, выполненная в PowerPoint, позволяет обучающимся погрузиться в мир стихотв...
А.А.Блок. "На поле Куликовом"
Презентация к уроку литературы в 9 классе...
Методический материал к уроку литературы в 8 классе Александр Блок «На поле Куликовом».
Методический материал к уроку литературы в 8 классе.Александр Блок «На поле Куликовом».Продолжительность фильма 9 минут....
План-конспект урока А.А. Блок "На поле Куликовом"
план-конспект...