Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся
с помощью НОТ «РКМЧП».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, направленных на достижение следующих результатов:
- умение работать с информационным потоком в разных областях знаний,
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации,
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,
- умение решать проблемы,
- умение вырабатывать собственное мнение,
- умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно,
- умение аргументировать свою точку зрения с учётом мнения других,
- умение самостоятельно заниматься своим обучением,
- умение брать на себя ответственность,
- умение участвовать в совместном принятии решения,
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с людьми,
- умение сотрудничать в группе.
Использование в педагогической деятельности технологии «РКМЧП» позволяет педагогу не только достичь этого результата, но и повысить свой профессиональный уровень путём применения системы эффективных приёмов, активизировать познавательную деятельность учащихся. Одним словом, данная технология мотивирует учебно-познавательную активность школьников.
Мотивация же – это та сила, которая вдохновляет нас и управляет нами в процессе достижения цели. Для обучения она совершенно необходима. Не стоит ждать, пока дети сами пожелают учиться, каждый учитель в силах повлиять на процесс возникновения мотивации на уроке посредством имеющихся в его арсенале педагогических инструментов. Таким инструментом с полной уверенностью считаю технологию «РКМЧП», которая в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.
В основе технологии лежит следующая идея критического мышления: думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов на них. Этим мы и занимаемся на уроках, базовая модель которых состоит из трёх стадий: Вызов- Осмысление- Размышление (рефлексия).
Вызов необходим, чтобы актуализировать имеющиеся у учеников знания и представления о предмете разговора, обсуждения. Ещё эта стадия позволяет структурировать процесс изучения нового материала. Используя такие приёмы, как ключевые слова, прогноз, предсказание, рыбья кость, пирамида сужения и расширения понятий, ПОПС-формула, мозговая атака и другие, пробуждаем у ребят интерес к теме, формируем ценностное отношение к предмету; обращаясь к накопленному опыту, обучающиеся делают предположения. Образовательный процесс на этой стадии урока активизируется, формируется личностный интерес и ценностные отношения, так как при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы.
Далее на стадии Осмысления обучающиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями. Происходит их систематизация. Обучающиеся имеют возможность получить новую информацию, задуматься о природе изучаемого объекта, а по мере соотнесения старой и новой информации научиться формулировать вопросы и определить собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе урока с помощью таких приёмов, как: маркировка текста, денотатный граф, кластер, маркировочная таблица, тонкие и толстые вопросы - мы помогаем школьникам отслеживать процесс познания и понимания.
На стадии Размышления (рефлексии) происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации. Обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания. А школьники вырабатывают собственное отношение к изучаемому материалу. Осмысление и обобщение идёт через индивидуальную работу (данетка, синквейн, сочинение-размышление, письмо, эссе, дневник и т.д.).
В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, к другим точкам зрения.
Любимой стратегией детей, особенно среднего звена, стала технологической стратегии «Чтение с остановками, или направленное чтение». Из моих наблюдений: то, что изучено с её использованием гораздо лучше воспринимается и запоминается, интереснее анализируется в творческих работах и создаёт на уроке ситуацию успеха, окрыляя, а первую очередь, неуспешных учеников.
87,3 % обучающихся дают положительный отклик о новых для них формах работы. Вот выдержки из анкет:
- Сегодняшний урок мне понравился, я смог сосредоточиться на теме
- Я пыталась найти веские аргументы для доказательства своей точки зрения, и мне это понравилось
- Мы работаем в группах, обмениваемся мнениями и слушаем других. Мне начинает нравиться урок литературы, хотя я математик
- Мне кажется, что нас учат по-другому. Мы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем, чаще и полнее выражаем свои мысли. Мне нравится, как нас учат.
Наиболее важными критериями оценивания ребята сочли собственный интерес к происходящему, возможность высказывать свои идеи, обучение сообща и результативность урока. Всё это необходимые условия для развития критического мышления. И эти условия говорят о наличии мотивации на уроке, без чего не может сегодня обойтись учебно-познавательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"
Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Статья "Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся"
Статья отражает опыт работы учителя истории и обществознания...
Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры
Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно...
Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности.
В данной статье даются практические рекомендации по организации работы с учениками, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности....
Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ «РКМЧП».
Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ «РКМЧП»....