Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Белоусова Елена Ильинична

О технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_motivatsiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

с помощью НОТ «РКМЧП».

       Технология развития критического мышления  через чтение и письмо представляет собой систему конкретных  методических стратегий и приёмов, направленных на достижение  следующих результатов:

- умение работать с информационным потоком в разных областях знаний,

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации,

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,

- умение решать проблемы,

- умение вырабатывать собственное мнение,

-  умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно,

- умение аргументировать свою точку зрения с учётом мнения  других,

- умение самостоятельно заниматься своим обучением,

- умение брать на себя ответственность,

- умение участвовать в совместном принятии решения,

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с людьми,

- умение сотрудничать в группе.

       Использование в педагогической деятельности технологии «РКМЧП»  позволяет педагогу не только  достичь этого результата, но и     повысить свой профессиональный уровень путём применения системы эффективных приёмов, активизировать познавательную деятельность учащихся.   Одним словом, данная технология мотивирует учебно-познавательную активность  школьников.

     Мотивация же – это та сила, которая вдохновляет нас и управляет нами в процессе достижения цели.  Для обучения она совершенно необходима.  Не стоит ждать, пока дети сами пожелают учиться, каждый учитель в силах  повлиять на процесс возникновения мотивации на уроке  посредством имеющихся в его арсенале педагогических инструментов.  Таким инструментом с полной уверенностью считаю технологию «РКМЧП», которая в настоящее время реализуется  более чем в 29 странах мира.

      В основе технологии лежит следующая  идея критического мышления: думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы  и осуществлять планомерный поиск ответов на них. Этим мы и занимаемся  на уроках, базовая модель которых состоит  из трёх стадий: Вызов- Осмысление- Размышление (рефлексия).

     Вызов необходим, чтобы актуализировать имеющиеся у учеников знания  и представления о предмете разговора, обсуждения.  Ещё эта стадия позволяет структурировать  процесс изучения  нового материала.  Используя такие приёмы, как  ключевые слова,  прогноз, предсказание, рыбья кость, пирамида сужения и расширения понятий, ПОПС-формула, мозговая атака  и другие, пробуждаем  у ребят интерес к теме, формируем ценностное отношение к предмету;  обращаясь к накопленному опыту, обучающиеся  делают предположения.   Образовательный процесс на этой стадии урока активизируется, формируется личностный  интерес и ценностные отношения, так как  при этом сочетаются  индивидуальная и групповая формы работы.        

       Далее  на стадии Осмысления  обучающиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями. Происходит их систематизация.  Обучающиеся имеют возможность получить новую информацию,  задуматься о природе изучаемого объекта, а по мере соотнесения старой и новой информации научиться формулировать вопросы и определить собственную позицию.   Очень важно, что  на этом этапе урока с помощью таких  приёмов, как: маркировка текста,  денотатный граф, кластер, маркировочная таблица, тонкие и толстые вопросы -   мы помогаем школьникам отслеживать процесс познания и понимания.

      На стадии Размышления (рефлексии)  происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации. Обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления для того, чтобы включить  в них новые понятия.  Таким образом, происходит «присвоение» нового знания.  А школьники вырабатывают собственное отношение к изучаемому материалу. Осмысление  и обобщение идёт через индивидуальную работу (данетка, синквейн,  сочинение-размышление, письмо, эссе, дневник и т.д.).

      В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают  различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно  по отношению к окружающим, к другим точкам зрения.

    Любимой стратегией  детей, особенно среднего звена, стала технологической стратегии «Чтение с остановками, или направленное чтение». Из моих наблюдений: то, что изучено   с  её использованием  гораздо лучше воспринимается и запоминается, интереснее анализируется в творческих работах и создаёт на уроке ситуацию успеха, окрыляя, а первую очередь,  неуспешных учеников.

      87,3 % обучающихся дают положительный отклик  о новых для них формах работы. Вот выдержки из анкет:

- Сегодняшний урок мне понравился, я смог сосредоточиться на теме

- Я пыталась найти веские аргументы для доказательства своей точки зрения, и мне это понравилось

- Мы работаем в группах, обмениваемся мнениями и слушаем других. Мне начинает нравиться урок литературы, хотя я математик

- Мне кажется, что нас учат по-другому. Мы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем, чаще и полнее выражаем свои мысли. Мне нравится, как нас учат.

       Наиболее важными критериями  оценивания ребята сочли собственный интерес к происходящему, возможность высказывать свои идеи, обучение сообща и результативность урока. Всё это необходимые условия для развития критического мышления. И эти условия  говорят о наличии мотивации на уроке, без чего не может сегодня обойтись учебно-познавательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Статья "Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся"

Статья отражает опыт работы учителя истории и обществознания...

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно...

Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности.

В данной статье даются практические рекомендации по организации работы с учениками, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности....

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ «РКМЧП».

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью НОТ «РКМЧП»....