Проект по литературе «Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова» (конспект)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Проект посвящен закреплению знаний учащихся по творчеству Ф.М.Достоевского. В процессе реализации проекта школьники совместно знакомятся с жизнью и творчеством Достоевского, его идейными и эстетическими взглядами, особенностями творческого метода. Отмечают роль иллюстраций И.С.Глазунова в восприятии произведений классика литературы, также выясняют разницу между языком текста и языком изобразительного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dostoevskiy_v_illyustratsiyah_glazunova.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова»

Вид проекта:

исследовательский

Срок реализации: 

март-апрель, 2021г

Тип проекта:

краткосрочный

Участники:

ученики 10 класса, учителя литературы и изобразительного искусства.

Актуальность:

обусловлена востребованностью межпредметных научных исследований по изучению наследия Ф. М. Достоевского, необходимостью рассмотрения его произведений в концептосфере художественного и литературного творчества, что является насущной потребностью современной науки.

Новизна:

определяется межпредметной моделью исследования творчества Ф.М.Достоевского.

Цель:

создание условий для самореализации обучающихся в образовательном пространстве через мероприятия познавательной деятельности посредством проектной деятельности.

Задачи:

- совершенствование знаний о творчестве Ф.М.Достоевского и о роли иллюстраций Ильи Глазунова в восприятии художественного текста;

- содействие активности детей, стремящихся к самореализации;

- ориентировать обучающихся на создание личностно значимого образовательного продукта, в том числе способов учебно-познавательной деятельности средствами проектной технологии.

Ожидаемые результаты:

 - расширение знаний обучающихся о творчестве Ф.М.Достоевского и о роли иллюстраций Ильи Глазунова в восприятии художественного текста;

- созданы условия для проявления способностей детей в различных мероприятиях школы;

- накоплен положительный опыт в обучении детей через взаимодействие каждого ученика с остальными участниками исследования в условиях проектной деятельности.

Аннотация проекта

Исследование творчества Достоевского продолжает оставаться актуальной проблемой и сейчас – в XXI веке. О нём пишут отечественные, зарубежные исследователи. В научном и образовательном пространстве Ф.М.Достоевский является одним из самых почитаемых классиков русской литературы XIX века. Его читают, смотрят фильмы, снятые по его произведениям, о нём спорят. Однако интерес представляет именно межпредметное исследование творчества писателя, роль иллюстраций Ильи Глазунова в восприятии художественного текста.

Описание основных мероприятий проекта по этапам

Проект посвящен закреплению знаний учащихся по творчеству Ф.М.Достоевского. В 10 классе на изучение произведений Федора Михайловича выделяется 7 часов.  В процессе реализации проекта школьники совместно знакомятся с жизнью и творчеством Достоевского, его идейными и эстетическими взглядами, особенностями творческого метода. Отмечают роль иллюстраций И.С.Глазунова в восприятии произведений классика литературы, также показывают разницу между языком текста и языком изобразительного искусства. Представление итогов исследовательской работы осуществляет группа учеников.

I-й этап: проектный (организационный) – (март 2021 г.)

Цель: проектирование модели проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

- организовать сбор материалов, изучить необходимую литературу по теме, провести опрос и анкетирование среди учащихся;

- систематизировать собранный материал и оформить информационную картотеку.

II-й этап: практический (основной) – (апрель 2021г.)

Цель: реализация проекта

Основное содержание деятельности:

- провести мероприятие, на котором представить аналитическую информацию.

Мероприятие проекта:

Информационный час «Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова»

Класс: 10

Организаторы и ведущие мероприятия: ученики 10 класса

Куратор: учитель

Цель: выяснить интерес учащихся класса, школы (9-11 классы) к чтению; изучить роль иллюстрации в восприятии художественного текста.

Задачи:

- проанализировать анкетные данные, опрос учеников школы;

- поработать с текстом основных произведений: выявление главных героев; выявление важных деталей повествования и т.д.;

- изучить и проанализировать существующие иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям Ф.М.Достоевского как формы прочтения произведения;

- показать разницу между языком текста и языком живописи;

- изучить особенности создания иллюстраций к произведению художественной литературы;

- создать сюжетные иллюстрации к произведению «Преступление и наказание»

- представить аналитическую справку.

Ход мероприятия:

Ученик 1:

Иллюстрация в широком смысле - пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а в более узком - область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода. Произведения художественной литературы могут быть поняты читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли писателя или поэта. Важнейшими особенностями иллюстрации являются её зависимость от литературного текста и прямая цель - дополнить в наглядно-зрительных образах повествование автора.

Особой формой «прочтения» произведений Ф.М.Достоевского являются иллюстрации. Их созданы тысячи, но художники продолжают разрабатывать этот материал, изыскивая всё новые изобразительные средства для передачи небывалого, «фантастического» мира. За прошедшие 150 лет иллюстрирование произведений Достоевского прошло несколько этапов – от буквального следования за текстом до символических и импрессионистических картин, вызванных эмоциональных переживанием его.

Ученик 2:

А что знают об иллюстрациях к произведениям, творчестве Ф.Достоевского, И.Глазунова ученики нашей школы? Вооружившись ручкой и блокнотом, мы спрашивали ребят нашей школы, что они предпочитают: прочитать книгу или посмотреть фильм и тд. Выводы оказались предсказуемыми: ученики предпочитают смотреть, а не читать. Таким образом, можно предположить, что иллюстрирование художественных текстов может стать средством повышения интереса к чтению. Ребята частично знакомы с творчеством Ф.Достоевского и совершенно не знают, кто такой И.Глазунов.

  1. Любите ли вы читать книги? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть);
  2. Что вы предпочтёте: читать книгу или посмотреть фильм по произведению? (Нужное подчеркнуть);
  3. Иллюстрации к произведению помогают или мешают пониманию текста? (Нужное подчеркнуть);
  4. Знакомы ли вы с творчеством Ф.М.Достоевского? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть);
  5. Знакомы ли вы с творчеством Ильи Глазунова? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть);
  6. Есть ли разница между языком текста и языком изобразительного искусства? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть).

   

Ученик 3: Илья Сергеевич Глазунов – русский советский художник, народный художник СССР, член СХ РСФСР. Окончил художественную школу при Институте им. И. Е. Репина. Автор многих картин, портретов, книжных иллюстраций (к произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. К. Толстого, зарубежных писателей.

Илья Глазунов – художник, вокруг имени, которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова – цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника.

Ученик 4: Федор Михайлович Достоевский – любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронес через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвященный образам Достоевского.

К художественному воплощению образов Ф.М. Достоевского Илья Сергеевич обратился в 1956г., будучи студентом Академии художеств СССР. Это были образы героев романа "Идиот" - князя Льва Мышкина, Рогожина, Настасьи Филипповны.

На протяжении более 30 лет Глазунов убедительно раскрывает мысли-образы великого романиста, его дух и философию во всей их противоречивости и сложности.

Необычные замыслы художника, историка и философа, воплощаются в поражающие своей красотой музыкальные цветовые созвучия подлинного колориста, которому доступны самые смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции. Сегодня по многообразию творческих устремлений и свершений равных Илье Сергеевичу Глазунову нет!

Достоевский научил Глазунова «искать человека в человеке», в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, «где поле битвы - сердце человека».

Ученик 1:

Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь. То же самое можно увидеть в портретных описаниях Достоевского, только писатель использует языковые средства, а не изобразительные.

Ученик 2: И.С. Глазунов - единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.

Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского, –  одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его.

Ученик 3:    Художник иллюстрирует узловые моменты в развитии сюжета романа «Преступление и наказание» и портреты его героев. Главный из них – Родион Раскольников – изображается трижды: 1) на фоне городской улицы, «среди людей»; 2) перед совершением преступления; 3) после преступления.

Достоевский, рисуя портрет Раскольникова в начале романа, пишет: «Кстати, он был замечательно хорош собой». В иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Всмотритесь: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед нами – типичный герой-романтик, мечтатель.

Ученик 4: На страницах романа Достоевский уделяет достаточное внимание тому, во что одет Раскольников: костюм героя характеризует его социальное положение. Глазунов не прорисовывает одежду Раскольникова с такой же тщательностью, с какой рисует лицо: он, как и Достоевский, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – является центром портрета, именно оно «говорит» о внутреннем состоянии героя. Художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость. По выражению лица этого человека мы видим, как тяжело ему сосредоточиться на одной из своих мыслей, которые «порой мешаются». Раскольников изображен на одной из улиц Петербурга, еще «среди людей», но уже оторван от них, не замечает окружающего, хотя пока и не осознает трагичность ситуации, которую он сам себе «готовит».

 Ученик 1:

На втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Внешний облик Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже  не можем назвать красивым.

Ученик 2:

На третьей иллюстрации Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы.

Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие обусловлено тем, что Глазунов легкими штрихами намечает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Здесь мы не найдем тех выразительных глаз, которые видели на первой и даже на второй иллюстрациях. Нет здесь и о многом «говорящих» губ. Мимика вообще отсутствует. Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.

Ученик 3: Раскольников изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету. Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом, комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной, матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто является свидетелем «ужасных, диких и фантастических вопросов», которые зрели и накапливались в больном мозгу Раскольникова и которые он сам с собой, лежа здесь на диване, не раз «передумал, перешептал и переспорил». Ненавистная ему конура усиливала в нем мрачное ощущение мучительного, бесконечного отчуждения и отъединения.

Ученик 4: Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова «искать человека в человеке». И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.

Ученик 1: Что и говорить, Достоевский занимает в творчестве Глазунова важнейшее место. Как признался художник: «Я полюбил его всем сердцем с IV курса института. Хотя должен признаться, что до сих пор его произведения понимаю не до конца…»

III -й этап: аналитический (заключительный) – (апрель 2021г.)

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Основное содержание программы:

Завершение проекта и подведение итогов.

Результаты реализации проекта: 

1. обучающиеся создали картотеку иллюстраций Ильи Глазунова к произведениям Ф.М.Достоевского, презентацию «Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова»;

2. организованно и проведено: анкетирование, опрос учеников школы, информационный час «Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Сон Ильи Обломова"

Интегрированный урок литературы и психологии в 10 классе. Жизненный сценарий личности на примере судьбы Обломова....

Урок литературы в 10 классе "Илья Ильич Обломов...Кто он?"

Данный урок предусматривает анализ образа главного героя роман Обломова, истоки его поведения, его образа жизни....

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Презентация"Художественное воплощение образов Ф.М. Достоевского в творчестве И. Глазунова"

В презентации представлены иллюстрации И. Глазунова к романам Ф.М. Достоевского...

Биография Ф.М. Достоевского в иллюстрациях

Биография Ф.М. Достоевского в иллюстрациях...

Проект по литературе «Достоевский в иллюстрациях Ильи Глазунова» (презентация)

Проект посвящен закреплению знаний учащихся по творчеству Ф.М.Достоевского. В процессе реализации проекта школьники совместно знакомятся с жизнью и творчеством Достоевского, его идейными и эстетически...