Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Прыткова Евгения Валерьевна

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий

Учитель: Прыткова Е.В.

Класс: 6 класс

Тема урока: Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтов.

Цель урока: закрепить   знания об Отечественной войне 1812, о значении Бородинского сражения и литературном  стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Задачи урока:

1.Образовательные:закрепить знания учащихся  об Отечественной войне 1812, о значении Бородинского сражения и литературном  стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала при закреплении учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий.

2.Коррекционно-развивающие: коррекция словесно-понятийного мышления; развитие обобщающей функции слова; систематизация и  активизация словарного запаса.

3.Воспитательные:воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; интерактивная презентация «Бородино» М.Ю. Лермонтов,  дидактический материал.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный этап ……………………………………………….1 мин.

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .4мин.

3.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся ................20мин.

4.Закрепление знаний учащихся…………………………………………5 мин.

5.Релаксация………………………………………………………………..5 мин.

6.Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся………….3 мин.

7.Домашнее задание……………………………………………………….1мин.

8. Орг. конец урока ………………………………………………………..1мин.

                                             ХОД УРОКА.

1.Организационный этап.                                        

Внимание! Ребята, начинаем наш урок. Будьте внимательны, активно отвечайте на вопросы.

2.Актуализация опорных знаний.(Демонстрация слайдов: 1,2,3,4).

  • Какому событию  посвящено стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова?
  • Сколько лет прошло со дня победы в  Отечественной войне 1812 года?
  •  Какая армия напала на Россию в 1812 году?
  • Назовите главнокомандующего русской армии.
  • Назовите место, где произошло это сражение.

3.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.(Демонстрация слайдов 5,6,7,8,9,10).

Выразительное чтение стихотворения М. Ю.Лермонтова «Бородино», сопровождаемое слайдами презентации.Систематизация и  активизация словарного запаса.

Слово учителя. В каждом слове мы слышим солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии. Речь солдата, позволяет Лермонтову создать образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года.

- Какие слова имеют иронический оттенок? (Слова «мусью», «бусурманы» рассказчик произносит с иронией, подчёркивая презрительное отношение к врагу).

- Выразительное чтение стихотворения от начала до слов «Французы тут как тут».- Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово «отдали» в контексте стихотворения? (Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны.Поэт исторически точно показал, что русские «отдали», а «не сдали» Москву).

- Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?

- Какое значение имеют фразы: «Ведь были ж схватки боевые…», «Мы долго молча отступали…О русские штыки?» (Лермонтов точен в изображении войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьёзных сражений («Ведь были ж схватки боевые…»). Отражён в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии («Мы долго молча отступали…О русские штыки?»).

- Выразительное чтение отрывка от слов «Забил заряд я в пушку туго…» до слов «Кусая длинный ус».

- Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго/И думал: угощу я друга/Постой-ка, брат мусью!» Однозначными или многозначными являются слова «друг», «брат»? (Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении.Они подчёркивают фамильярное отношение к врагу).

- Выразительное чтение отрывка от слов «И только небо засветилось…» до слов «…мы в Бородинский бой».

- С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его? (Полковник – человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам.Его призыв отвечает народным чувствам).

- Выразительное чтение отрывка от слов «Изведал враг в тот день немало…».

- Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?

 

4. Закрепление полученных знаний. (Демонстрация слайдов: 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22).

  • Назовите полководцев   Отечественной войны 1812 года.
  • Дайте название вашим рисункам, используя строки  из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
  • Памятники архитектуры, посвященные Отечественной войне 1812 года.

5.Релаксация. (Просмотр видеоролика исторической реконструкции).

 6.Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

7. Домашнее задание.

8.Орг.конец урока.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uroka_borodino.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтов ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района учитель русского языка и литературного чтения: Прыткова Евгения Валерьевна

Слайд 2

Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Отечественной войне 1812 года

Слайд 3

Сколько лет прошло со дня победы в Отечественной войне 1812 года? 1812-2012 гг . 200 лет

Слайд 4

Какая армия напала на Россию в 1812 году ? Французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом

Слайд 5

Назовите главнокомандующего русской армии . Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 6

Назовите место, где произошло это сражение. Бородинское поле.

Слайд 7

Скажи-ка, дядя, ведь, не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день … Бородина!

Слайд 8

-Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 9

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. Редут – небольшое укрепление за земляным валом.

Слайд 10

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Слайд 11

Постой-ка, брат, мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За … Родину свою!

Слайд 12

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой….

Слайд 13

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 14

Назовите полководцев Отечественной войны 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 15

Петр Иванович Багратион

Слайд 16

Михаил Богданович де Толли

Слайд 17

Николай Николаевич Раевский

Слайд 18

Памятники архитектуры, посвященные Отечественной войне 1812 года. Казанский собор Нарвские ворота Александровская колонна Триумфальная арка Главного штаба

Слайд 19

Спасибо за внимание!