Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса.
методическая разработка по литературе (7 класс)

Першина Марина Витальевна

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса по учебнику Б.А. Ланина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация итоговой работы.

        1.Назначение контрольной работы.

         Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 7 класса.

        2.Время тестирования: 45 мин.

        3.Условия проведения.

        При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

            4.Содержание работы.

        Содержание работы охватывает учебный материал за курс 7 класса.

            Работа состоит из трех частей.

            Часть А включает 9 заданий (А1-А9). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

            Часть В состоит из 4 заданий, требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям дети должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или слов.          

           Часть С состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Задания части А с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оцениваются 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора.

Задание  части В считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

При проверке задания части С оценивается полнота суждения, логика построения текста, доказательства, отсутствие речевых и логических ошибок, опора на текст, анализ эпизодов (максимальный балл – 10).

Система оценки.

Баллы

Отметка

32-29

5

28-23

4

22-15

3

14-0

2

Спецификация работы.

Элемент содержания

№ задания

1. РАЗДЕЛ «Литература 19 века»

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (характеристика героев произведения).

А3; А4; А5; В3.

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (тема, идея произведения).

А1; А5.

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (автор, название произведения).

Б1; Б2

  1.   Определять   жанр литературного произведения

А8, Б1.

  1.  Находить художественно-изобразительные средства языка в тексте.

А2; А9

  1. РАЗДЕЛ «Литература конца 19 - начала 20 века».
  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с

содержанием (позиция автора в произведении).

А7

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (тема, идея произведения).

А6; А7.

  1. Находить художественно-изобразительные средства языка в тексте, устанавливать аналогии, сравнивать понятия.

А2; А5; А9; В4.

  1. Воспринимать и анализировать художественный текст

С

  1. РАЗДЕЛ «Литература 20 века»
  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений).

В1; В2; В3.

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (позиция автора в произведении).

А7

  1. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (тема, идея произведения).

А7

  1. Воспринимать и анализировать художественный текст.

С

  1. РАЗДЕЛ «Развитие речи»
  1. Выражать свое отношение к прочитанному.

             С

  1. Давать характеристику героев.
  1. Владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.
  1. Формулировать собственное мнение и свою позицию.
  1. Анализировать  прочитанное произведение.
  1. Эмоционально оценивать личное  восприятие произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса.

ВАРИАНТ I

Часть А

А1. Какое событие является завязкой повести «Дубровский»:

а)  оскорбление троекуровским слугой Андрея Дубровского

б) приезд Владимира Дубровского в Кистеневку

в)  суд и сумасшествие Андрея Дубровского

г) Пожар в Кистеневке.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

     А2. Как выражается  в «Песне про купца Калашникова…» связь с фольклором: 

      а) через изображение давно минувшего времени;

б) через художественная структуру поэмы (наличие традиционных эпитетов, инверсий, сравнений);

в) через использование имён реальных исторических лиц;

г) через намеренное изображение жестокости и несправедливости.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

            А3. Назовите причину, из-за которой Андрий (герой повести «Тарас Бульба») совершил предательство:
а) желание славы;

б) месть; 

в) желание красиво жить;

г) любовь.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

          А4. Что важнее для Маттео Фальконе:

а) любовь к единственному сыну

б) преданность семье

в) честь рода

г) страх перед законом.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А5. Почему Толстый в рассказе  А.П. Чехова быстро распрощался с Тонким?

           а) из-за его неуважения

           б) из-за его грубости

           в) из-за его чинопочитания

           г) из-за его глупости

          Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

          А6.  Какой жизненный совет дал доктор Пирогов семье Мерцаловых:

а) верить в чудеса

б) надеяться на друзей

в) никогда е отчаиваться

г) не верить никому.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А7. Сколько рассказчиков в рассказе  «Судьба человека» Шолохова:

а) один

б) два

в) три.

г) четыре

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

А8. Новелла  - это...

            а) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.

           б) стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

           в) короткий рассказ, в основе которого лежит описание одного завершенного события, раскрывающее характер главного персонажа.

           г) драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт трагического характера, как правило, этот конфликт разрешается смертью героя.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А9. Какой художественный прием наиболее характерен для рассказов Чехова? 

а) внутренний монолог; 

б) бытописание; 

в) психологизм;

г) художественная деталь.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

Часть В

     В1. Найдите соответствие между произведением и жанром:

1. «Тарас Бульба»                     А. новелла                                

2. «Братья-разбойники»           Б.  поэма                                

3. «Чудесный доктор»              В.  драма                              

4. «Дары волхвов»                    Г. повесть                            

5. «Саша»                                  Д.  рассказ                                        

   

    Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие, всего за задание – 5 баллов.

В2.  Назовите автора следующих строк:

 1.  Жди меня, и я вернусь.
      Только очень жди,
      Жди, когда наводят грусть
      Желтые дожди,
      Жди, когда снега метут,
      Жди, когда жара,
      Жди, когда других не ждут,
      Позабыв вчера».

2.  Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора-

 Весь  день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера…

3.  Прозвучало над ясной рекою,
                Прозвенело в померкшем лугу,
                Прокатилось над рощей немою,
                Засветилось на том берегу.

           4.  Мы знаем, что ныне лежит на весах

                И что совершается ныне.

                Час мужества пробил на наших часах,

                И мужество нас не покинет.

Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие, всего за задание – 4 балла.

В3. Узнайте по описанию литературного героя, укажите произведение.

  1.  «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре  раза,    отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного  обещания  продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам».
  2. «… Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания….»

Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие, всего за задание – 2 балла.

В4. Дайте определение понятия «инверсия».

Критерии оценивания: 2 балла за верное определение.

Часть С

        Напишите сочинение-размышление (5-8 предложений) на тему:  «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

ВАРИАНТ II

Часть А

            А1. Что заставило Владимира Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым

б) уважение к богатому соседу

            в) любовь к Марье Кириловне

            г) он получил от Троекурова обратно своё поместье

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А2. За что бился   в   кулачном бою купец Калашников?

           а) хотел показать свою удаль перед царем;

           б) за честь семьи;

           в) за младших братьев;

           г)за крупный выигрыш.

     Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А3. Какое событие является развязкой повести «Тарас Бульба»:

а) убийство Андрия собственным отцом

б) казнь Остапа

в) поражение казаков во втором бою под Дубно

г) смерть Тараса.

           Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А4. Что важнее для Маттео Фальконе:

а) любовь к единственному сыну

б) преданность семье

в) честь рода

г) страх перед законом.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

           А5. Кого в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» можно назвать хамелеоном?

а) Хрюкина

б) Генерала

в) Очумелова

г) Елдырина

           А6.  Во время какого религиозного праздника происходит действие рассказа Л.Андреева «Баргамот и Гараська»:

а) Рождества

б) Пасхи

в) Троицы

г) Вознесения.

   Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

А7. Какую роль в жизни героя рассказа «Уроки французского»  сыграла его учительница Лидия Михайловна?

   а) Она научила его правильно произносить французские слова.

б) Лидия Михайловна кормила голодного и больного ученика.

в) Лидия Михайловна научила героя играть в «замеряшки», что пригодилось ему в будущем.

г) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

         Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

         

         

         

            А8.  Поэма  - это...

   а) торжественное стихотворение, воспевающее, прославляющее кого-либо или какое-либо событие.

   б) небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание. 

   в) стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

   г) короткий рассказ, в основе которого лежит описание одного завершенного события, раскрывающее характер главного персонажа.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

     А9. М.Ю. Лермонтов использует в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова многие фольклорные приёмы. Один из них — приём параллелизма. Параллелизм - это:

А) перенос значения по сходству;

Б) определение стоит всегда после определяемого слова;

В) сопоставление мира природы и мира человека;

Г) скрытое сравнение.

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ.

Часть В

     В1. Найдите соответствие между произведением и жанром:

1.  «Дубровский»                     А. новелла                                

  1. «Братья-разбойники»        Б.  поэма                                
  2. «Толстый и тонкий»          В.  драма                              
  3. «Маттео Фальконе»           Г. рассказ                            
  4. «Василий Теркин»             Д.  роман                                        

Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие, всего за задание – 5 баллов.

  В2.  Назовите автора следующих строк:

 1.  Я убит подо Ржевом,

      В безымянном болоте,

      В пятой роте,

      На левом,

      При жестком налете.

2. Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

3. Славная осень! Здоровый, ядреный

    Воздух усталые силы бодрит;

    Лед неокрепший на речке студеной

    Словно как тающий сахар лежит…

           4. Я пришел к тебе с приветом,

                Рассказать, что солнце встало,

               Что оно горячим светом

                По листам затрепетало…

             Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие, всего за задание – 4 баллов.

             В3.Определите,  какому герою принадлежат приведённые ниже слова?

 «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество….Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек…»

«А ты думаешь, браток, про кожаное пальто он зря спросил? Нет, все это неспроста. Значит, когда-то отец его настоящий носил такое пальто, вот ему и запомнилось. Ведь детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. Так и у него память, вроде зарницы, проблесками работает».

            Критерии оценивания: 1 балл за верное соответствие. Всего за задание – 2 балла.

В4. Дайте определение понятия «гипербола».

            Критерии оценивания: 2 балла за верное определение.

Часть С

        

Напишите  сочинение-размышление (5-8 предложений) на тему:

 «Почему рассказ А.П. Чехова назван «Хамелеон»?»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса

Эта работа проводится в 8 классе по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса по учебнику В.Я.Коровиной...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса по учебнику Полухиной

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса...