КТП Лит-ра
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/n | Тема, краткое содержание урока | Кол-во часов | Тип урока * | Средства обучения | Виды и формы учебной деятельности уч-ся | Домашнее задание | Дата проведения | примечания | |||||||||||||||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Беседа. Тестирование | Учебник Пособие ЧДС | Работа со статьёй учебника, составление тезисов | Стр.4-8(пересказ), «Слово…» (читать) | 3.09 | ||||||||||||||||||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | Литература Древней Руси Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» | 1 | Лекция. Беседа | Учебник Лекция учителя | Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов | Стр.8-35(чтение, работа по вопросам), составить сопоставительный анализ о походе Игоря | 4.09 | ||||||||||||||||||||||
3. | Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Практикум | Учебник иллюстрации | Работа с учебником, Повторение литературоведческих терминов: сюжет, жанр, композиция; чтение произведения | Стр.29-30(наизусть), написать домашнее сочинение по предложенным темам | 6.09 | ||||||||||||||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (10 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма. | 1 | Лекция | Учебник Таблицы по теории литературы | Совершенствование навыков тезисной записи, работа с литературоведческими терминами | стр.36-42 (вопросы), знать таблицу «Жанры классицизма» | 10.09 | ||||||||||||||||||||||
5. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и систмы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Лекция. Практикум | Учебник иллюстрации | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений | стр. 43-50(пересказ) | 11.09 | ||||||||||||||||||||||
6. | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | 1 | Беседа | Текст стихотворения | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Стр.51-61 (перечитать), «Вечернее размышление…» (отрывок наизусть; Сообщение о Г.Р.Державине | 13.09 | ||||||||||||||||||||||
7. | Вн/чт. Г.Р. Державин. Слово о писателе – философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений | 17.09 | |||||||||||||||||||||||
8. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | 1 | Практикум | 18.09 | |||||||||||||||||||||||||
9. | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы) Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Учебник иллюстрации | Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы | Стр. 68-74 (биография), чтение главы «Любань» | 20.09 | ||||||||||||||||||||||
10. | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | Практикум | Текст произведения | Работа над сжатым пересказом и ответ на вопрос «Какие чувства владеют автором при описании жизни крестьян ?» | Стр. 75-78 (рассказ о Карамзине) | 24.09 | ||||||||||||||||||||||
11. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Лекция | Учебник Текст произведения Таблицы по теории литературы | Работа с учебником, с литературоведческим словарем | Стр. 84 (характеристика сентиментализма) Прочитать повесть «Бедная Лиза» | 25.09 | ||||||||||||||||||||||
12. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | 1 | Практикум | Текст произведения | Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям | Стр. 78-84 (заслуги Карамзина для русской л-ры) | 27.09 | ||||||||||||||||||||||
13. | Р/Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного – двух произведений) | 1 | Урок развития речи | Текст произведения | 1.10 | ||||||||||||||||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (54 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
14. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | Лекция | Анализ текста по вопросам и заданиям | 2.10 | ||||||||||||||||||||||||
15. | Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое» Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Лекция. Практикум. | Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. | 4.10 | ||||||||||||||||||||||||
16. | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы. | 1 | Беседа. Практикум. | Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. | 8.10 | ||||||||||||||||||||||||
17. | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 | Лекция | Учебник иллюстрации | Работа с учебником, составление тезисного плана по биографии писателя | Стр. 141-146 (хронологический план биографии Грибоедов), Стр. 147-148 (история создания комедии) | 9.10 | ||||||||||||||||||||||
18. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | 1 | Беседа | Учебник Текст комедии Иллюстрации | Комментированное чтение, аналитическая беседа, работа с литературоведческим словарем | Прочитать 2 д-е, Стр. 148-152 (конфликт комедии) | 11.10 | ||||||||||||||||||||||
19. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 1 | Беседа | Текст комедии иллюстрации | Комментированное чтение, сравнительная характеристика героев | Д-е З, Характеристика представителей фамусвского общества | 15.10 | ||||||||||||||||||||||
20. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Анализ 3 действия комедии. Проблема ума в комедии. | 1 | Беседа | Текст комедии иллюстрации | Комментированное чтение, характеристика героев комедии | Д-е 4, Стр. 152-155 Характеристика Чацкого и Софьи | 16.10 | ||||||||||||||||||||||
21. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Анализ 4 действия. | 1 | Беседа | Текст комедии | Комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам | Составление сопоставительной таблицы «Век нынешний и век минувший» | 18.10 | ||||||||||||||||||||||
22. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Жанр высокой комедии | 1 | Беседа | Текст комедии | Аналитическая работа с текстом, выписка выражений комедии, ставших афоризмами |
| 22.10 | ||||||||||||||||||||||
23. | Р/Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов ипиисицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Урок развития речи | Статья Гончарова «Мильон терзаний» | Составление плана и конспекта к статье Гончарова | Конспект статьи «Мильон терзаний» | 23.10 | ||||||||||||||||||||||
24. | Р/Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | Урок развития речи | Составление и обсуждение планов к темам сочинений | Сочинение по комедии «Горе от ума» | 25.10 | |||||||||||||||||||||||
25. | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | Лекция. Беседа. | Учебник иллюстрации | Сообщения учащихся по биографии Пушкина, работа в группах | Сообщения по биографии А.С. Пушкина | 29.10 | ||||||||||||||||||||||
26. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок-презентация | Учебник иллюстрации | Сообщения учащихся по биографии Пушкина, работа в группах | Сообщения по мотивам лирики А.С. Пушкина | 30.10 | ||||||||||||||||||||||
27. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Семинар | Учебник Стихи Пушкин | Работа с учебником. Чтение и восприятие стихов Пушкина | Стр. 167-170 | 12.11 | ||||||||||||||||||||||
28. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Практикум | Учебник Стихи Пушкина | Выразительное чтение, интерпретация поэтического текста | Анализ стих-ий по теме, наизусть «К Чаадаеву» | 13.11 | ||||||||||||||||||||||
29. | Р/Р. Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок контроля | Учебник Стихи Пушкина | Выразительное чтение наизусть, анализ стихов по теме | выразительное чтение и анализ стих-ий по теме | 15.11 | ||||||||||||||||||||||
30. | Вн/чт. A.C. Пушкин «Цыгане» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник Текст поэмы | Работа с учебником, чтение и анализ пр-я, характеристика героев | Стр. 195-198 (анализ поэмы) | 19.11 | ||||||||||||||||||||||
31. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | Лекция | Учебник Текст трагедии | Работа с учебником, выразительное чтение, ипилиз прочитанного | Стр. 209-213 (анализ трагедии) | 20.11 | ||||||||||||||||||||||
32. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | Беседа | Учебник Текст романа «Евгений Онегин» | Работа с текстом, составление и запись тезисов | Стр. 215-226 (система образов), глава 1,2 | 22.11 | ||||||||||||||||||||||
33. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения | Работа с текстом пр-я, характеристика героя | Стр. 226-232 (характеристика Онегина) | 26.11 | ||||||||||||||||||||||
34. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | Практикум | Учебник Текст произведения иллюстрации | Работа с текстом пр-я, составление сравнительной характеристики героев | Главы 3-5 | 27.11 | ||||||||||||||||||||||
35. | Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения иллюстрации | Работа с текстом пр-я, характеристика героев | Главы 6-8 | 29.11 | ||||||||||||||||||||||
36. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 | Семинар | Учебник Текст произведения | Работа с текстом пр-я, выразительное чтение наизусть, анализ прочитанного | Стр. 232-236 | 3.12 | ||||||||||||||||||||||
37. | Р/Р. Пушкинский роман в зеркале русской критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Урок развития речи | Учебник | Работа с учебником | Стр. 240-241 Под/. К сочинению | 4.12 | ||||||||||||||||||||||
38. | Вн/чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Урок внеклассного чтения | Работа с текстом пр-я, выразительное чтение | 6.12 | ||||||||||||||||||||||||
39. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон. Я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | Лекция Беседа | Учебник Иллюстрации | Составление датированного и тезисного плана, Работа с учебником | Сообщения по биографии поэта. Наизусть отрывок из стих-ия «Смерть поэта» | 10.12 | ||||||||||||||||||||||
40. | Образ поэта – пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта» «Поэт», «Пророк», «Жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Практикум | Стихотворения | Работа с текстом | 11.12 | |||||||||||||||||||||||
41. | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». | 1 | Практикум | Учебник Стихотворения Лермонтова | Работа с учебником, чтение и восприятие стихов поэта | Анализ стих-ий | 13.12 | ||||||||||||||||||||||
42. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия. | 1 | Семинар | Учебник стихи Лермонтова | Чтение и анализ стихов по теме | Стр. 267-273 (анализ стих-ий) Наизусть стих-е «Родина» | 17.12 | ||||||||||||||||||||||
43. | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - главный психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Образ содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. | 1 | Лекция | Текст произведения | Выразительное чтение | Анализ стих-ий по теме | 18.12 | ||||||||||||||||||||||
44. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения | Работа с учебником, литературоведческим словарем, работа в тетради | Стр. 288-294, Глава 1 | 20.12 | ||||||||||||||||||||||
45. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | Беседа | Учебник текст произведения Иллюстрации | Работа с текстом произведения, характеристика героя и его поступков | Глава 2 | 24.12 | ||||||||||||||||||||||
46. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | Беседа | Учебник текст произведения Иллюстрации | Работа с текстом произведения, анализ поведения героя | Глава 3 | 25.12 | ||||||||||||||||||||||
47. | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | Практикум | Учебник Текст произведения | Работа с текстом произведения, характеристика поведения героя | Глава 4 | 27.12 | ||||||||||||||||||||||
48. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | Практикум | Учебник Текст произведения | Работа с текстом произведения, сравнительная характеристика героев | Глава 5 | 14.01 | ||||||||||||||||||||||
49. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | Семинар | Учебник Текст произведения | Работа с текстом пр-я, рассуждения на основе прочитанного | Стр. 293-300 (автор и герой) | 15.01 | ||||||||||||||||||||||
50. | Р/Р. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Учебник | Работа с учебником, литературоведческим словарем | Стр. 315-317, подготовка к сочинению | 17.01 | ||||||||||||||||||||||
51. | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее ипииого). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души» Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | Лекция | Учебник Иллюстрации | Составление датированного и тезисного плана по биографии писателя | Стр. 319-324 (биография писатели) Глава 1 | 21.01 | ||||||||||||||||||||||
52. | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | Беседа Практикум | учебник | Работа с учебником | 335-331, Главы 2, 3 | 22.01 | ||||||||||||||||||||||
53. | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | Беседа Практикум | учебник | Работа с учебником | 24.01 | |||||||||||||||||||||||
54. | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения | Комментированное чтение текста, выборочный пересказ | Главы 7-10 | 28.01 | ||||||||||||||||||||||
55. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения | Характеристика героя, рассуждение «Чичиковы наших дней» | Характеристика Чичикова | 29.01 | ||||||||||||||||||||||
56. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | Семинар | Учебник Текст произведения | Выразительное чтение лирических отступлений поэмы, осмысление образа России | Лирические отступления | 31.01 | ||||||||||||||||||||||
57. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | Семинар | Учебник Текст произведения | Выразительное чтение лирических отступлений поэмы, осмысление образа России | Лирические отступления | 4.02 | ||||||||||||||||||||||
58. | А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Лекция Беседа | Учебник Иллюстрации | Работа с учебником, составление тезисов по теме урока | Стр. 391-395 (биография драматурга) | 5.02 | ||||||||||||||||||||||
59. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | Беседа | Учебник | Работа с текстом произведения. Чтение по ролям отдельных эпизодов пьесы | Стр. 3-13 (вопросы и задания по биографии Толстого) | 7.02 | ||||||||||||||||||||||
60. | Ф.М. Достоевский Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | Лекция Беседа | Учебник Иллюстрация | Аналитическая работа со статьёй учебника | 367-370 (биография) прочитать отрывок из романа «Белые ночи» | 11.02 | ||||||||||||||||||||||
61. | Ф.М. Достоевский Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | Лекция Беседа | Учебник Иллюстрация | Аналитическая работа со статьёй учебника | 12.02 | |||||||||||||||||||||||
62. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Беседа | Учебник Текст произведения | Аналитическая работа с текстом произведения и со статьёй учебника | Сочинение-миниатюра «Чем интересны мне мысли и чувства Достоевского | 14.02 | ||||||||||||||||||||||
63. | Вн/чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической повести «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник Иллюстрации | Работа с учебником, сообщений уч-ся | Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника» | 18.02 | ||||||||||||||||||||||
64. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника» Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Лекция | Учебник Текст рассказа | Работа с учебником, чтение и обсуждение рассказа «Смерть чиновника» | Чтение рассказа «Тоска» | 19.02 | ||||||||||||||||||||||
65. | А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | Беседа | Учебник Текст рассказа | Краткий пересказ, комментированное чтение | Стр. 24-26 (анализ рассказа «Тоска») | 21.02 | ||||||||||||||||||||||
66. | Р/Р,Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся) | 1 | Урок развития речи | 26.02 | |||||||||||||||||||||||||
67. | Вн/чт.Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебники, тексты стихов | Выразительное чтение и анализ стихов. | Чтение и ипилиз стихотворения. | 28.02 | ||||||||||||||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
68. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | Лекция | Слово учителя, учебник | Работа с учебником, запись тезисов по теме | Стр. 41-43 хар-ка лит-го процесса XX века | 4.03 | ||||||||||||||||||||||
69. | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи» История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | Лекция Беседа | Учебник Текст рассказа | Работа с учебником, комментированное чтение | Стр. 49-54 (высказывания о писателе) Стр. 60, з-е 2 | 5.03 | ||||||||||||||||||||||
70. | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Практикум | Текст рассказа | Работа с учебником, комментированное чтение | 7.03 | |||||||||||||||||||||||
71. | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Стира на общество шариковых и швондеров | 1 | Лекция Беседа | Учебник Отрывки из х/ф «Собачье сердце» | Аналитическая работа со статьёй учебника, комментированное чтение эпизодов повести | Записи в тетради | 11.03 | ||||||||||||||||||||||
72. | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Практикум | Учебник, текст произведения | Выборочное чтение и пересказ, составление рассуждения по теме урока | Рассуждение Смешон или страшен Шариков?» | 12.03 | ||||||||||||||||||||||
73. | М.А. Шолохов. Слово о писателе «Судьба человека» Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | Беседа | Учебник Текст рассказа | Работа с учебником, рассуждение по проблемному вопросу | Закончить чтение рассказа | 14.03 | ||||||||||||||||||||||
74. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической ипиизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее. | 1 | Практикум | Текст рассказа Иллюстрации | Комментированное чтение, анализ используемых автором средств выразительности | Стр. 193 (3-Я 1-7) | 18.03 | ||||||||||||||||||||||
75. | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Беседа | Учебник Текст рассказа | Работа с учебником, комментированное чтение эпизодов рассказа | План биографии и творчества писателя | 19.03 | ||||||||||||||||||||||
76. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Беседа | Текст рассказа | Выборочный пересказ, рассуждение по проблемному вопросу урока | Стр.281 (з-е 12) | 21.03 | ||||||||||||||||||||||
77. | Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века. | 1 | Урок контроля | Тест | 1.04 | ||||||||||||||||||||||||
78. | Русская поэзия Серебряного века | 1 | Лекция Урок - концерт | 2.04 | |||||||||||||||||||||||||
79. | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок изучения новой темы | Учебник Иллюстрации Тексты стих, для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений | Стр. 61-72 (составить список стихов Блока) Наизусть стих-е «О, весна без конца и без края...» | 4.04 | ||||||||||||||||||||||
80. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Урок изучения новой темы | Учебник Иллюстрации Тесты стих, для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений | Чтение и анализ стих-ий о родине Наизусть «Гой ты, Русь моя родная» | 8.04 | ||||||||||||||||||||||
81. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая…». Народно – песенная основа лирики С.А.Есенина | 1 | Практикум | Учебник Тексты стихов для анализа Песни на стихи Есенина | Выразительное чтение наизусть, чтение и анализ стихотворений по теме | Чтение и анализ стих. | 9.04 | ||||||||||||||||||||||
82. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | 1 | Урок изучения новой темы | Учебник Тексты стих-ий для анализа | Аналитическая работа со статьёй учебника | Стр. 110 (з-е 1-2) | 11.04 | ||||||||||||||||||||||
83. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта | 1 | Беседа Практикум | 15.04 | |||||||||||||||||||||||||
84. | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке»,»Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | Лекция Беседа | Учебник Текст стих-ий для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме | Наизусть стих-е Цветаевой (по выбору) | 16.04 | ||||||||||||||||||||||
85. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 | Практикум | 18.04 | |||||||||||||||||||||||||
86. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Беседа | Учебник Анализ стихотворений | Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме | Стр. 166 з-е 13 | 22.04 | ||||||||||||||||||||||
87. | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | Беседа | Учебник Тексты стихотворений для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме | Стр. 131-141 (датированный план жизни и творчества Ахматовой) | 23.04 | ||||||||||||||||||||||
88. | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Практикум | 25.04 | |||||||||||||||||||||||||
89. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Беседа Практикум | Учебник Тексты стихотворений для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений по теме | наизусть «Во веем мне хочется дойти до самой сути» | 29.04 | ||||||||||||||||||||||
90. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонации и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 1 | Беседа Практикум | Учебник Тексты стихотворений для анализа | Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений по теме урока | План биографии и творчества поэта | 30.04 | ||||||||||||||||||||||
91. | А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | Беседа | Учебник Текст стих-я для анализа | Выразительное чтение и анализ стихотворения | Стр. 230 (з-я 1,2) | 2.05 | ||||||||||||||||||||||
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX веков (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
92. | Вн/чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 - 20 веков | 1 | Урок внеклассного чтения | Сообщения ИКТ | Индивидуальные сообщения, исполнение песен | 6.05 | |||||||||||||||||||||||
93. | Вн/чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 - 20 веков | 1 | Урок внеклассного чтения | Сообщения ИКТ | Индивидуальные сообщения, исполнение песен. | 7.05 | |||||||||||||||||||||||
94. | Зачетное занятие по русской лирике XX века | 1 | Урок контроля | 13.05 | |||||||||||||||||||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
95. | Вн/чт. Античная лирика Катулл. Слово о поэте «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций Слово о поэте «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
| 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник | Сообщения уч-ся, работа с учебником | Стр. 308 (з-е 5) | 14.05 | ||||||||||||||||||||||
96. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально – философский характер | 1 | Лекция | Учебник | Работа с учебником | Стр. 325 (э-е 4) | 16.05 | ||||||||||||||||||||||
97. | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» Трагизм любви Гамлета и Офелии. | 1 | Лекция | Учебник | Работа с учебником, чтение отрывков из трагедии «Гамлет» | Читать произведение. | 20.05 | ||||||||||||||||||||||
98. | Вн/чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник | Работа с учебником, чтение отрывков из трагедии «Гамлет» | Составить список пр-ий Шекспира | 21.05 | ||||||||||||||||||||||
99. | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | 1 | Лекция | 23.05 | |||||||||||||||||||||||||
100. | Вн/чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | Урок внеклассного чтения | Учебник | Работа с учебником | Стр. 347-349 Подготовиться к тестированию | |||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
101. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 | Беседа Тестирование | ||||||||||||||||||||||||||
102. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 | Беседа Тестирование |