Традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению
статья по литературе (10 класс)
В статье раассматривются традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_aksio_ermakova.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова Юлия Дмитриевна
Технологии аксиологического подхода к изучению мифов в профильной школе: теоретический и методологический аспект
Современная школа и ее обновление ставят перед учителем литературы новые задачи, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни. В этой связи особенно важным представляется изучение мифологии в школьном курсе литературы.
Как указывает Н. А. Бражкина, «в систему понятий, изучаемых на уроках литературы, введено теперь и культурологическое понятие «миф». Его включение в школьный курс литературы обосновывается прежде всего пониманием того, что без овладения знаниями о мифе немыслимо основательное гуманитарное образование. В процессе формирования понятия о мифе происходит не только приобретение учащимися специальных (теоретических) знаний, но и удовлетворяются читательские потребности детей в выразительных образах и приключенческих сюжетах, наполненных фантазией. Кроме того, существенно расширяется их кругозор. Школьники открывают для себя уникальный способ познания мира, возникший и являющийся господствующим на древнейшей стадии культурного самоопределения каждого народа и сохранившийся до сих пор в сознании современного человека в качестве «некоего фрагмента» (Е. М. Мелетинский). Миф помогает учащимся увидеть генезис культурных и ментальных традиций, дает «ключ» к пониманию произведений литературы и искусства. Нравственно-эстетический потенциал мифа влияет на духовно-личностное развитие подростка» [9, с. 5]
Миф, как один из литературных жанров, – воплощение представлений о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Обращение к мифам на уроках литературы в профильной школе необходимо, миф как культурный феномен способен помочь учащимся осмыслить окружающий мир, осознать его несовершенство, а также помочь найти свое место в это мире. Чтение мифов и их сопоставление с произведениями русской классики способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.
Мифы многослойны, в них запечатлена модель нравственности человека, актуальная и по сей день, поэтому поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки.
Включение в программное изучение темы «Мифы народов мира» необходимо и потому, что миф исторически предшествует и фольклору, и литературе. Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. В процессе развития литературы меняется характер постижения жизни, и обращение к разным способам отражения действительности, в том числе мифологическому, позволяет обнаружить, как определенное миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы. Кроме того, обращение к национальной мифологии открывает дополнительные возможности в освоении зарубежной литературы, в основу многих произведений которой положены известные сюжеты античной мифологии. Сопоставление похожих сюжетов в национальных мифологических культурах может стать одной из реализаций сопряженного изучения русской и зарубежной литературы в школе, на что указывают в своих работах такие авторы, как О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман [35], З. Я. Рез [36] и др., хотя его методика до сих пор практически не разработана. «Европейская литература со времен Ренессанса обращается к Античности. Огромное количество произведений всех направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения и образы богов и героев Древней Греции и Рима. Чтобы понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи», – справедливо замечает О. А. Еремина [18, с. 88].
Ввиду огромной образовательной и воспитательной значимости мифологии для современных школьников, работа с мифами предусмотрена практически на всех уровнях школьного литературного образования.
По наблюдениям Т. А. Дергуновой, Н. Х. Латыповой, «в средней школе литературное чтение дает возможность ученикам практически освоить духовный опыт поколений, вырабатывает собственную точку зрения на многие вещи, воспитывает уважительное отношение к другим людям, развивает творческое воображение, мышление. Поэтому необычайно важно изучать мифологию в школьном курсе литературы» [16]. Как точно подметил А. Н. Афанасьев, «миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы…» [4, с. 43].
Аксиология, как учение о ценностях, явление позднее, которое окончательно сформировалось только к концу XIX века. Разумеется, миф никакого особого, выделенного учения о ценностях не несет и нести не может.
Ценностное в мифе непосредственно совпадает с бытийственным, онтологическим и гносеологическим. Например, пространство не может быть ценностно нейтральным. Верх обладает большей ценностью, чем низ, восток по сравнению с западом. Боги ценностно стоят над полубогами, демонами, карликами. Это что касается онтологии. Миф как познавательная процедура совпадает с оценкой, познавание есть оценивание.
Воздержание от оценочных суждений, вынесение их за скобки это пафос новоевропейской науки, вовсе чуждой мифу. Миф одновременно рассказывает о том, кто есть кто и о том, что такое хорошо и что такое плохо. Представим себе, что астрономия смотрела бы на солнце, луну и звезды ценностно. Речь шла бы о том, что солнце доброе, щедрое, очень аккуратное и обязательное, но и неумолимо строгое. В то же время оно живет на небе, хотя и ночует за небосклоном.
Мифы как культурный феномен представляют собой совокупность представлений об устройстве мира. Это продукт мифологического мышления, оставивший яркий след в мировой культуре и давший начало мифу как жанру литературы, поэтому его изучение в школе на уроках литературы в профильной школе целесообразно именно при помощи аксиологического подхода.
В первобытной культуре мифы служили эквивалентом науки, цельной системы, в терминах которой воспринимался и описывался весь окружающий мир. Позднее, когда из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., удерживающие ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры, миф пережил свою вторую жизнь, дав начало мифу как литературному жанру. Особый интерес представляет трансформация мифов в литературном творчестве, когда в произведениях различных авторов явственно прослеживаются мифологические мотивы, идеи и образы.
Обратимся к определению мифа. Различные словари по-разному представляют данное понятие. Наиболее четкое определение, на наш взгляд, дает «Литературный энциклопедический словарь»: «Мифы – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными» [30, с. 411]. В этом определении присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей. Но, без сомнения, это определение не исчерпывает все характеристики мифа.
Например, другой ученый и философ, Р. Барт, считает, что «миф – это коммуникативная система, которая пытается выдать себя за систему фактов» [6, с. 116].
Вслед за известным философом и филологом А. Ф. Лосевым можно указать на то, что миф есть «выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя – того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию. Миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое» [31, с. 613].
Филолог и культуролог Е. М. Мелетинский понимает под «мифом» «сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании мира, его элементов, как природных, так и культурных» [34, с. 50].
В соответствии с различными пониманиями феномена мифа в науке разработаны и различные подходы к его изучению.
Так, культурологический подход в качестве методологического ключа к мифу дает возможность максимально увеличить связь с целью соответственного представления и интерпретации мифа, так как точное воспроизведение мифа неосуществимо за пределами контекста определенной культуры. Исследование мифологического параметра культуры – одно из многообещающих направлений в формировании нынешней культурологической концепции. Условно к этому направлению исследований могут быть отнесены работы А. Ф. Лосева, Б. С. Ерасова, П. С. Гуревича, В. П. Шестакова.
Этнографическая традиция изучения мифа рассматривает древнейшие мифы народов, находящихся на ступенях доклассового общества, и их функционирование в первобытной культуре. Исследуется роль мифа в традиционном обществе, а также его связь с ритуалом и другими элементами культуры. С помощью изучения мифов и ритуалов предпринимаются попытки получения адекватного представления о жизнедеятельности первобытного человека и эволюции мифологического мышления. Видные представители этнографической традиции внесли свой вклад в разработку философии мифа, например, Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский.
Филологический подход характеризуется вниманием к мифу в качестве ранней формы повествовательной традиции, а также как истоку древнейших литературных жанров. Филологи изучают конкретные мифологические тексты с точки зрения языковых особенностей и выразительных средств поэтики мифа, проводят компаративистские исследования для выявления «бродячих» сюжетов, сходных символов, текстовых инвариантов в различных мифологиях народов мира. Анализируют связь мифа со сказкой и другими видами фольклорной традиции. Важной составляющей филологического изучения мифа является рассмотрение мифа и мифологем в современном литературном процессе, изучение мифологизма в творчестве писателей и поэтов. В этой области также имеется огромный материал для исследования, так как без обращения к мифу трудно понять современную художественную литературу и искусство, которые используют мифологические аллюзии, символы, образы.
Ответвлением от филологической традиции является структурно-семиотический подход к мифу, рассматривающий его как древнейшую знаковую форму, изучающий глубинную мифологическую семантику и фольклорные архетипы. Развитие семиотического подхода к мифу связано с использованием точных наук в гуманитарных исследованиях. Предтечами семиотического подхода к мифу и фольклору являются О. М. Фрейденберг, В. Я. Пропп. Семиотический метод в исследовании мифа в нашей стране применяли Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, В. Н. Топоров Б. А. Успенский, а за рубежом, прежде всего, – К. Леви-Стросс, Р. Барт.
В философии выработаны свои подходы к изучению мифа, в рамках каждого из которого их авторами указываются основные особенности данного понятия.
- Миф принципиально вербален, нарративен, до какой-то степени доступен рациональному осмыслению.
- Миф всегда предметен и связан с конкретным личностным бытием.
- Миф диалектически соединяет историчность, динамический нарратив о происхождении существующего миропорядка или какой-то его детали, со статическим постулатом относительно того, каков этот миропорядок есть ныне.
- Нельзя понять миф, не изменившись при этом как познающий субъект: будучи вербальным, миф ведёт нас за пределы вербальности и рациональности.
В рамках каждого направления сформированы и различные школы. Представители различных научных школ также акцентируют внимание на разных сторонах мифа. Так, Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Э. Кассирер (представитель символической теории) говорит об их символичности, А. Ф. Лосев (теория мифопоэтизма) – на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, Р. Барт – коммуникативной системой. Существующие философские теории мифа также кратко изложены в книге Е. М. Мелетинского «Поэтика мифа» [34].
Между тем все ученые, обращавшиеся к проблеме мифа и вопросам мифологии, сходятся на то, что миф – это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. «Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме», – отмечает известный исследователь мифологии Е. М. Мелетинский [34, с. 24]. Данной точки зрения в своей работе придерживается и М. Грабарь-Пасек, полагающий, что «мифология не только не сводится к удовлетворению любопытства первобытного человека, но её познавательный пафос подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности, ориентированной на такой целостный подход к миру, при котором не допускаются даже малейшие элементы хаотичности, неупорядоченности» [13, с. 23]. В этом заключается основная особенность и ведущая роль мифологии – в объяснении устройства мира, законов его развития.
Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Как пишет по этому поводу О. А. Вдовина, «миф не знает различия между естественным и сверхъестественным, для него существует одна, абсолютная реальность. Характерный признак мифа – нерасчлененность мышления. Мифологическое сознание формируется на этапе эмоционально-рефлексивного освоения мира, когда логическое мышление не отделилось ещё отчетливо от эмоциональной сферы. Мифомышление не проводит строгого различия между субъектом и объектом, отсюда – идентификация себя с другими, отождествление сущности с происхождением» [10, с. 6].
Содержание мифологического мышления мистично, поскольку оно не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом (родом, племенем).
Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.
С тех пор, как мифологическое сознание уступило место научному, миф используется исключительно в культурно-эстетическом аспекте, представляя собой культурный «знак», культурный «код», актуализирующий в смысловом пространстве произведения нужные писателю семантические связи и ассоциации. Сами же мифы, т. е. общеизвестные тексты мифических сказаний, появившиеся когда-то, получили статус литературного жанра, в контексте которого под «мифом» сегодня мы понимаем «повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях» [30, c. 411].
По своей ориентации на первобытное мышление и большей доли условности, вымысла миф имеет много общего со сказкой. Если представлять упрощенно их жанровую схему, то можно констатировать тот факт, что в основе обоих жанров находится вымысел, однако если в мифе он выполняет регулятивную, регламентирующую и объяснительную функции, то в сказке – в большей мере назидательно-развлекательную и воспитывающую.
Список использованных источников
- Вирясова, Н. Н. Образ мирового дерева в мифологии мордвы и народов Поволжья [Электронный ресурс] / Н. Н. Вирясова // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы теории и практики образования». ‒ Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/6409 (дата обращения: 15.04.2016).
- Габидуллина, Т. С. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / Т. С. Габидуллина // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
- Грабарь-Пасек, М. В. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе / М. В. Грабарь-Пасек. – М. : Наука, 1966. – 319 с.
- Грушко, Е. А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – Н. Новгород, 2013. – 368 с.
- Дербенцева, Лариса Вениаминовна Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы : на примере пьес-сказок А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон» : автореф. дис… канд. пед. наук / Дербенцева Лариса Вениаминовна. – Н. Новгород, 2002. – 20 с.
- Дергунова, Т. А. Изучение мифов на уроках литературы в начальных классах [Электронный ресурс] / Т. А. Дергунова, Н. Х. Латыпова. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/503/2315.
- Дмитриева, О. В. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / О. В. Дмитриева // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
- Еремина, О. А. Уроки литературы в 6 классе : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с.
- Ершова, М. С. «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии» (6-й класс) [Электронный ресурс] / М. С. Ершова // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/645146/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению
Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....
Аксиологический подход в обучении химии.
Актуальность аксиологического подхода в обучении обусловлена рядом проблем, которые характерны не только для химического образования, но и для современного общества в целом. Существуя в век информацио...
V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»
22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...
Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)
В данной статье рассматривается польза и актуальность использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...
Аксиологический подход в обучении химии как средство повышения качества образования
Выступление по теме:Аксиологический подход в обучении химии как средство повышения качества образования...
"Аксиологический подход к обучению"
В работе рассматриваются взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами, и личностью....