Левша
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Левша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levsha.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

6А класс

Тема урока: Судьба левши. Народ и власть.

Сегодня последний урок по сказу Н.С. Лескова «Левша»

Прочитайте эпиграф к уроку. Вы обратили внимание, что в тексте слово левша пишется с маленькой буквы?

- Да, верно, на примере судьбы левши мы должны выявить отношение власти к народу, понять чувства автора. А также постараемся раскрыть слова Лескова, вынесенные в эпиграф урока.

      Рассмотрим рисунки Кукрыниксов и Н. Кузьмина.   — Как художники изобразили левшу и других героев? На рисунке Н. Кузьмина левша изображен, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.
      Художник обращает внимание на сосредоточенный, прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать сметливость, ум, способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берет даже самый сильный «мелкоскоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».

-- А как бы вы изобразили левшу?  

Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?
      Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.

— Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.
      Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.
     
 — Как вел себя левша в Англии? Что за границей произвело на левшу особое впечатление?

 Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.
    Что нового мы узнаем о Левше из этих глав, а что только подтверждает полученные о нём знания?

– Мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде и ничему не учился. Левша – талантливый самородок, в нем искра Божия.
Почему Левша отказался остаться в Англии? Что тянет его домой? Свой ответ подтвердите цитатами. ( «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)
А что для него Родина? Что вкладывает Левша в понятие "отечество"?

- Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши.

Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?

4)Обобщение всего сказанного:

    -- Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?

Вывод: Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.
А кто такой патриот?

  • Лексическая работа:  
    патриот – человек, проникнутый патриотизмом;
    патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
    приверженный – преданный кому-чему-нибудь, целиком отдающийся чему-нибудь.
  • А вот какое определение дал Н.С. Лесков. 

Дети читают цитату, спроецированную на экран: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством».

Итак, обобщим всё сказанное о Левше. Вспомним. Каким нам показывает его автор, разделим черты его характера на положительные и отрицательные. Представим его качества в виде кластера. Цель: структурировать материал.
Составление кластера «Черты характера Левши»
Получается примерно следующее:

Левша (+) самоотверженный, с чувством собственного достоинства, верный отечеству, любит Родину, талантливый мастер, преданность своему делу, скромный, простой, трудолюбивый, смекалистый, бескорыстный, неподкупный, спокойный, благородный, имеет чувство долга, религиозный, набожный, верующий, настойчивый, целеустремлённый, красивый душой …

Левша (-) безобразен внешне, неопрятный, неаккуратный, необразованный, невежественный, азартный (играет в карты), пьёт спиртное, забитый, с чувством своей незначительности.

Какие из этих характеристик проявляются в образе в большей степени? Какие являются наиболее важными, а какие – второстепенны и могут быть оправданы? Дискуссия.

Вспомним других героев произведения. Можно ли их назвать патриотами своей страны?

1 группа. Государь Александр Павлович.  
Это первый персонаж, с которым мы встречаемся. Используя цитаты, представьте характер данного литературного героя, его отношение к родине, не всегда, может быть, выраженное прямыми поступками, а опосредованно, через выражение своего отношения к предметам, людям (В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т. к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное)

2 группа. Матвей Иванович Платов. Слайд №10. (Иллюстрация Н.Кузьмина)
Второй персонаж, с которым происходит наше знакомство. Выясним, а этот герой “к своей родине привержен”? (Не переносит иностранцев, с уважением относится ко всему, что создано в родной стране)
Некоторые критики утверждали: “
Платов сам из народа, и поэтому он поддерживает Левшу, верит в талантливую самобытность русского народа, в его величие”. Вспомним такие слова: “Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменили и тонкой аглицкой работы не испортили”. Как характеризует данная реплика Платова? (Признаёт талантливость мастеров, но весьма невысокого мнения об их нравственных личностных качествах, простой народ “мастеровит, но воровит.) А вспомните, как посадил в карету Левшу? (Как пубеля…)

3 группа. Государь Николай Павлович. 
В отличие от Александра Павловича, сразу же вызывает чувство симпатии. Этот персонаж, однако, также неоднозначен
. Как его характеризует эпизод, когда отправляет талантливого самоучку в Англию: позаботился о нём, поинтересовался дальнейшей судьбой?
Вывод: русский человек нужен государю только для того, чтобы утешить самолюбие, показать, что есть, оказывается, на Руси мастера.
Итак, люди высшего света не привержены к родине, трудно их назвать патриотами.

И вновь вспомним о Левше. Проведём параллель с Александром Павловичем. Если один при виде всего иностранного “взахался ужасно”, то другого ничем не смогли привлечь на свою сторону.

 — Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»?

О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?
   Как сложилась судьба участников пари по прибытии в Петербург?

Пересказ отрывка.

2)Беседа на выявление понимания текста и мыслей автора:

О чём думает Левша в последние минуты жизни? Почему предсмертные слова левши не передали государю?
А как ведут себя царедворцы – позаботились ли они о Левше? 
Им переживания о судьбе родины непонятны, “всяк о себе разумеет”

И вновь какой литературный приём используется для выявления отношения к отчизне главного героя и придворных? (Антитеза)

Если бы люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?

Кто же виноват в смерти левши? Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.
Литературный герой до последнего вздоха думал о Родине, остался верен ей.

2) Обобщающая беседа по всему произведению:

Вернёмся к эпиграфу.  Попытайтесь вновь ответить на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока.

--  Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы? Обсудите в группе вопрос и дайте развёрнутый, аргументированный ответ:

Совпали ли ваши предположения с нашим выводом?

Чем же для каждого из вас  стал  Левша,   этот  герой, имени которого  мы  не знаем?   

Продолжите фразу: «Левша – это…» ( «Мозговой штурм»)

(Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой", олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

Учитель подводит итог и дописывает на доске: " Левша - это символ русского народа." Он воплощает в себе черты русского национального характера.

Какие же черты, по вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?  Доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа".

Идеализирует ли Лесков народ? Истинно русский национальный писатель Н. С. Лесков с гордостью пишет о лучших качествах русского народа, но как патриот своей родины он не мог не сказать и об отрицательных чертах национального характера, о которых он пишет с горечью. Назовите их. (Забитость, невежество, бессловесность).

Кто виноват в таком положении народа? (Власть).

Какая у Левши судьба? Подберите эпитеты. (Горькая, тяжелая, трудная…)

Какие чувства вызывает у читателя рассказ о судьбе Левши? - Гордость, но и жалость, боль. Жизнь Левши полна драматизма, ее финал трагичен. Горестная судьба героя, его имя обречены на забвение. Но злые обстоятельства не убили, не заглушили в Левше чувства патриотизма, долга, ответственности, совести, желания действовать во благо Отечества.
Грустно, что талант народный власти не нужен, что власть думает только о своем благополучии. Но в сердце народа живет и сохраняется память о всех безымянных умельцах, воплощенных Лесковым в образе Левши.

Аналитическое чтение 20 главы. Чем последняя глава отличается от остальных?

Это эпилог, он отличается от сказа по стилю. Здесь звучит речь автора, а не рассказчика.

-- Какова главная мысль этой главы?

Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью».

— Почему о прежней старине потомки вспоминают с гордостью и любовью? Потому что это наша история, и притом с очень «человечкиной душой»

1) Остались ли у вас какие-то вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ?

На выбор: составьте синквейн с ключевым словом левша или народ 

  • Групповая работа учащихся по созданию синквейна
  • Выступления групп.

Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя?

  • Выставление и комментирование оценок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.С.Лесков "Левша". Особенности сказа.

Урок кратко знакомит учеников с биографией и творчеством Лескова; дает представление о жанре сказа....

Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"

Материалы к уроку литературы в 6 классе...

Николай Семенович Лесков "ЛЕВША" для 6 класса. Первая и вторая встреча.

"Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали."Прибауткалевша — и; мн. род. ей; м. и ж. 1. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. 2. Об очень иску...

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)        ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...