М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Презентация к уроку литературы в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.e._saltykov-shchedrin._zhizn_i_tvorchestvo.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик. Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки» (вместе с Некрасовым). Писатель-сатирик.
В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание ». Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу. Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку . Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев . Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы Л.Н . Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М . Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов . Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике государственное устройство России II века XIX. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин . Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826 г . В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.
Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».
Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич
Щедрин так характеризовал своих родителей: « Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство ».
В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство .
Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи . Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.
Образование Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей
Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел. Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона . В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс . В 1838г . Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.
«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I ) Ссылка в Вятку
Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».
1860-е государственная служба Рязань (середина 19 века ) Тверь (конец 19 века)
Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»
Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.
Дочь писателя Сын писателя
Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.
«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков -Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Основные темы Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь », «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ).
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь »: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря , да к тому же еще премудрого ?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!» ) Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука )
Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков -Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков -Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Домашнее задание Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. 8 кл. Презентация.
Презентация о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, рассказывающая о разных периодах биографии писателя....
"Сатиры смелый властелин" Салтыков-Щедрин
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Сатиры смелый властелин". М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Своеобразие сатиры. "Сказки"...
Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки".
В презентации : краткий обзор биографии и творчества писателя, история создания, жанровое своеобразие, проблематика "Сказок" Щедрина....
Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Урок литературы в 10 классе.Учитель:Халфина Ребия Аджиметовна Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Цель:· Рассказать об обществе...
Презентация по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество"
Презентоация посвещена жизни и творчеству Салтыкова-Щедрина М.Е....
Методическая разработка по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки».
Тема «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки» изучается в рамках дисциплины «Литература». Продолжительность изучения темы – 2 часа. Обращение к теме связано с цел...