Приемы развития читательского интереса на уроках литературы
статья по литературе

Винник Эрика Анатольевна

Данная статья поможет найти несколько способов, помогающих развить интерес к чтению у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_razvitiya_chitatelskogo_interesa.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития читательского интереса на уроках литературы

Образованный человек не тот,

кто много читает, а тот,

 кто приобрел систему чтения,

не отрывки, не крохи знания,

а систему увязанных между собой знаний.

Калинин М.И.

        Наиболее острая социальная проблема, которая последнее время приобретает всё большие масштабы - понижение интереса к чтению. Почему современные школьники теряют статус вдумчивого читателя и становятся бездумными "листателями книги"?  Причин тому много.  Во - первых, наличие огромного разнообразия аудиокниг, видеороликов, кратких пересказов художественного произведения. "Зачем тратить время на бесполезное "проглатывание" огромных текстов, если можно воспользоваться аудиокнигой либо кратким изложением",- размышляет современный школьник. Другая причина кроется в том, что учащиеся не понимают, зачем нужно читать. К сожалению, многие воспринимают чтение книги, как наказание, думая, что его принуждают к этому. Они даже не осознают, что от чтения можно получать удовольствие и наслаждение. Наличие данной проблемы приводит к духовному кризису сегодняшнего поколения, благодаря чему стирается историческая память, обесценивается понятие "патриотизм", теряется принадлежность к культуре, народу и всему человечеству.

Как же донести школьникам, что чтение играет важную роль в формировании их личности, что чтение книг помогает понять историю, психологию, самого себя? Этот вопрос остается до сих пор открытым. В этой ситуации большая ответственность, помимо семьи,  падает на учителя. Но как организовать учебный процесс так, чтобы процент читающих детей в классе увеличивался, чтобы эти читатели были вдумчивыми, грамотными? Предлагаю несколько способов, решающих данную проблему.

Первое, с чего должен начать учитель, это, вероятнее всего, воодушевить ребят своим примером.  Можно рассказать детям о своих любимых героях из определенных произведений , ярко описав их образы. Не стоит бояться  эмоционально пересказывать содержание текста, заинтриговывая тем самым  своих юных слушателей.  Почему бы при этом не воспользоваться хитростью главной героини сказочного цикла "Тысяча и одна ночь" Шахерезады для мотивации прочтения того или иного художественного произведения, воодушевленно пересказывая часть произведения, на каком - то неожиданном, кульминационном моменте завершить свой рассказ.  

 После длительных летних каникул интересно будет провести презентацию прочитанных книг по следующим номинациям: "Книга, которая меня привела в изумление", "Книга, которую советую прочитать", "Моя любимая книга", при этом презентация должна сопровождаться пересказом интересных эпизодов, а также обменом книг.

 Мотивацией для самостоятельного чтения послужит задание, связанное с поиском стихотворений 19 века на мотив одиночества или передающие легкое, озорное настроение, а так же можно поискать стихотворения вечернего настроения.

Проблема большинства не читающих детей в том, что им не попалась в руки книга по их интересам, решить данную проблему поможет информационный уголок.  В таком уголке разумно будет вывесить список художественной литературы, которая будет интересна ребятам разного возраста.

Какие приемы, побуждающие к чтению во время прохождения школьной программы, можно использовать на уроках? Их существует не мало, главное, умело воспользоваться ими. Предлагаю некоторые  из них.

  В пятом классе, изучая произведение "Приключения Синбада - Морехода, можно применить прием "Письмо в бутылке". Любопытство детей в данном случае поможет вызвать история о том, что у нас по какой- то случайности оказалась бутылка, в которой находится письмо Синбада, обращенное к нам, читателям. Видимо, он, оказавшись совершенно один на острове, отчаявшись, пишет письмо о помощи, и кидает ее в океан, в надежде, что кто-то вскроет его. Но вот беда, пока бутылка плыла до нас, письмо повредилось водой, задача класса будет заключаться в том, чтобы   восстановить поврежденный текст, но для этого нужно знать содержание последующих глав произведения, а следовательно, прочесть их.  

Интересно будет для детей побывать  в роли исследователей, а для этого необходимо будет расшифровать текст с опорой на изучаемое произведение, разгадки шифровки он сможет найти только в тексте, главное, чтобы шифровка была посильна ребенку, следовательно, мог ее разгадать.

Следующий прием - цифровой диктант, который поможет выявить самого внимательного читателя и соответствующе наградить его. В данном случае после прочтения изучаемого произведения необходимо предложить  учащимся составить несколько утверждений по содержанию прочитанного текста, только среди данных утверждений должны находиться как ложные, так и истинные. Проделав эту работу, подготовленные ученики зачитывают свои утверждения всему классу. Ребята, в свою очередь, напротив истинного утверждения должны поставить -1, а напротив ложного- 0.  

  Для организации читательской деятельности предлагаю использовать перепутанные логические цепочки. Для этого необходимо выписать на листах несколько ключевых эпизодов текста и продемонстрировать их классу в нарушенной последовательности. Ребята должны восстановить правильную последовательность данных эпизодов.

Проницательного читателя  поможет выявить такая литературная игра творческого характера как "Древо мудрости". Школьники после прочтения  литературного текста , придумывают вопрос по содержанию, стараясь затронуть в нем важные детали, записывают его на листок бумаги, сворачивают и прикрепляют к подготовленному на доске дереву. После этого каждый учащийся подходит к дереву, срывает листок, читает вопрос и пытается дать на него правильный ответ.  Все остальные оценивают как сам вопрос, так и ответ на него.

Следующий интересный прием, помогающий раскрыться малоговорящим детям - "Живые картинки". Этот прием заключается в том, что анализируя определенный эпизод художественного произведения, ребята должны при помощи жестов, мимики, поз воспроизвести прочитанный эпизод, подмечая тонкости характера героя данного эпизода.

В конце изучения произведения  предлагайте детям лепить, шить героев, что позволит в дальнейшим используя созданных детьми героев поставить спектакль.

Для повышения читательского интереса у детей советую использовать приемы развития критического мышления ( составление кластеров, создание проблемных ситуаций, применение творческих заданий: изменить финал сказки, если в изучаемом произведении открыт финал, то придумать продолжение истории, сочинить загадку).

Для того, чтобы научить детей получать от чтения книг истинное  удовольствие, как можно чаще делайте из книг приключения, помогайте искать в них тайные смыслы. Так, при изучении,  произведения Жюль Верна "Таинственный остров", привлеките внимание детей ярким лозунгом, о том что Таинственный остров ждет их. Заинтригуйте ребят, тем, что прочтя эту книгу они смогут научиться варить мыло, делать денамит, батарею Беккереля (конечно же автор не приводит точных рецептов, но читать об этом  будет очень увлекательно и интересно). Перечислите несколько интересных фактов, которые содержатся в этой книге. Завершите свой рассказ о ней фразой: "Если бы у меня спросили, какую книгу взять  с собой на необитаемый остров, то я бы без сомнения посоветовала взять "Таинственный остров". Поскольку именно она сможет дать ответы, на самые нужные вопросы, которые могут возникнуть на одиноком клочке земли".

И напоследок, как бы ни старался учитель развивать читательский интерес у детей, ему это будет сложно осуществить без участия семьи. Поддерживайте связь  с родителями, призывайте их к тому, чтобы они постоянно подпитывали интерес своих детей к чтению книг, пусть чаще задают вопросы по прочитанному произведению, удивляются рассказанным фактам, которые ребенок вычитал из книги. Можно посоветовать создать листок прогресса, на котором следует отмечать сколько книг прочел ребенок и за какой срок. Если детей в семье несколько, можно организовать соревнование, для этого вывесить карту мира и выяснить, кто из детей больше прочтет книг о разных странах . Более того, не стоит забывать о роли читающей семьи, если ребенок с ранних лет видит читающих родителей, то чтение книг для него становится нормой, т.к. именно читающая семья сможет  разжечь в своем ребенке огонёк любопытства, которое сможет удовлетвориться благодаря чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Приемы развития познавательного интереса на уроках математики

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить осно...

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития  познавательного интереса на уроках географии"...

Формирование читательского интереса на уроках литературы при подготовке к итоговому сочинению

В презентации приведены сведения о типах уроков, информация  о разных видах работы с классом,  о сайтах, которыми можно воспользоваться при подготовке  материала...

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы на тему «Приемы развития познавательного интереса на уроках литературы».

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы «Приемы развития познавательного интереса   на уроках литературы»....

Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...