Контрольная работа по литературе за 1 полугодие ( 1 и 2 варианты)
тест по литературе (8 класс)
Контрольная работа по литературе включает: I.Контрольно – измерительные материалы; II.Контрольные оценочные материалы. Кодификатор; III. Спецификацию КИМ для проведения контрольной работы по литературе.
Работа составлена для проведения мониторинга образовательных достижений учащихся 8 класса по литературе за 2 четверть.
Цель работы – определить уровень достижения обучающихся планируемых результатов по литературе за 2 четверть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа по литературе за 1 полугодие( 1 и 2 варианты) | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Контрольная работа № 2
I.Контрольно – измерительные материалы.
Контрольная работа по литературе за 1 полугодие I вариант
1. В каком произведении, какого автора звучат эти строки:
А) «Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, что я люблю её… Да я не мог тогда произнести это слово…»
Б) «Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался ещё стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провёл бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начёсами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлинённое лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы».
2. Кому из литературных героев принадлежит портрет? (Назовите героя, произведение и автора.)
А) «Я разглядел её ближе. Это была девочка лет двенадцати или тринадцати, маленького роста, худая, бледная, как будто только что встала от жестокой болезни. Тем ярче сверкали её большие чёрные глаза. Левой рукой она придерживала у груди старый, дырявый платок, которым прикрывала свою, ещё дрожавшую от вечернего холода, грудь. Одежду на ней можно было вполне назвать рубищем; густые чёрные волосы были не приглажены и всклочены…»
Б) «Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен».
3. В чем противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва?
4. Каковы важнейшие черты Маши Мироновой?
5. Что такое эгоизм страдания? В каком романе кто из писателей говорит об этом? Кому из героев он присущ?
6. Прочитай стихотворение. Выполни задания:
А) В чём своеобразие любовного чувства, описанного в лермонтовском стихотворении?
Б) Какие средства художественной выразительности в раскрытии главной темы стихотворения использует поэт? Выпишите и назовите два.
* * * Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: | Я говорю с подругой юных дней, (М.Ю. Лермонтов, 1841) |
7. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Что сближает эти стихотворения?
* * * С ружьём за плечами, один, при луне, Я по полю еду на добром коне. Я бросил поводья, я мыслю о ней, Ступай же, мой конь, по траве веселей! Я мыслю так тихо, так сладко, но вот Неведомый спутник ко мне пристаёт, Одет он, как я, на таком же коне, Ружьё за плечами блестит при луне. «Ты, спутник, скажи мне, скажи мне, кто ты? Твои мне как будто знакомы черты. Скажи, что тебя в этот час привело? Чему ты смеёшься так горько и зло?» – «Смеюсь я, товарищ, мечтаньям твоим, Смеюсь, что ты будущность губишь; | Ты мыслишь, что вправду ты ею любим? Что вправду ты сам её любишь? Смешно мне, смешно, что, так пылко любя, Её ты не любишь, а любишь себя. Опомнись! Порывы твои уж не те, Она для тебя уж не тайна, Случайно сошлись вы в мирской суете, Вы с ней разойдётесь случайно. Смеюся я горько, смеюся я зло Тому, что вздыхаешь ты так тяжело». Всё тихо, объято молчаньем и сном, Исчез мой товарищ в тумане ночном, В тяжёлом раздумье, один, при луне, Я по полю еду на добром коне... (А.К. Толстой, 1851) |
Контрольная работа по литературе за 1 полугодие II вариант
1. В каком произведении, какого автора звучат эти строки:
А) «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься».
Б) «Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер… - остальное ненужный сон»
2. Кому из литературных героев принадлежит портрет? (Назовите героя, произведение и автора.)
А) «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели…Одна беда: … девка на выданье, а какое у неё приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою…»
Б) «Как переменилась она в три недели! Сердце моё защемило тоской, когда я разглядел эти впалые бледные щеки, губы, запёкшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под длинных, темных ресниц горячечным огнём и какой-то страстной решимостью.
Но боже, как она была прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я её такою, как в этот роковой день».
3. Найди общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых.
4. Каковы важнейшие черты Савельича?
5. Что такое хищнический эгоизм? В каком романе кто из писателей говорит об этом? Кому из героев он присущ?
6. Прочитай стихотворение. Выполни задания:
А) В чём своеобразие любовного чувства, описанного в лермонтовском стихотворении?
Б) Какие средства художественной выразительности в раскрытии главной темы стихотворения использует поэт? Выпишите и назовите два.
* * * Не пой, красавица, при мне
Увы! напоминают мне Черты далёкой бедной девы! | Я призрак милый, роковой,
Не пой, красавица, при мне (А.С. Пушкин, 1828) |
7. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?
РАЗУВЕРЕНИЕ
Не искушай меня без нужды | Слепой тоски моей не множь,
(Е.А. Баратынский, 1821) |
II. Контрольные оценочные материалы
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по литературе в 8 классе за I полугодие
Учебник: Литература: учебник для 8 класса: основное общее образование: в 2 ч.
Т.В.Рыжкова Т.В., И.Н.Гуйс; под ред. И.Н. Сухих. - М.: издательский центр «Академия», 2019.
Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе
Код КЭС | Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1. | Художественная литература как искусство слова |
1.2. | Художественный образ |
1.6. | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
1.8. | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
5 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.5. | А. С. Пушкин. Стихотворение «Не пой, красавица, при мне» Е. А. Баратынский «Разуверение» |
5.9. | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», |
5.10. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» |
6 | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.2. | А. К. Толстой «С ружьём за плечами…» И. С. Тургенев. Повесть «Ася» |
6.7 | Ф. М. Достоевский. Роман «Униженные и оскорблённые» |
7 | Из русской литературы ХХ в. |
7.1. | И.А. Бунин «Тёмные аллеи» |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе
Код | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | знать/понимать: |
1.1. | образную природу словесного искусства |
1.2. | содержание изученных литературных произведений |
1.4. | изученные теоретико-литературные понятия |
2 | уметь: |
2.1. | воспринимать и анализировать художественный текст |
2.4. | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев |
2.5. | характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств |
2.6. | сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев |
2.7. | выявлять авторскую позицию |
2.8. | выражать своё отношение к прочитанному |
2.10. | строить письменные высказывания в связи с изученным произведением |
3 | использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1. | создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка |
III. Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по литературе
1. Назначение работы
Работа составлена для проведения мониторинга образовательных достижений учащихся 8 класса по литературе за 2 четверть.
Цель работы – определить уровень достижения обучающихся планируемых результатов по литературе за 2 четверть.
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов:
1)Федеральный государственный стандарт основного общего образования по литературе (базовый уровень)
2)Программа для 8 класса, созданная авторским коллективом под редакцией доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для общеобразовательных учреждений, содержание которой соответствует утверждённым требованиям ФГОС ООО
3. Условия проведения работы
Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, по содержанию, количеству заданий и по трудности.
На выполнение контрольной работы по литературе даётся 40 минут.
4. Содержание и структура работы.
Вариант проверочной работы содержит задания трёх уровней сложности:
1) задания с кратким ответом (названия произведений, авторы, герои);
2) задания с более подробным ответом (содержание изученных произведений, характеристика героев);
3) задания с развёрнутым ответом (работа с текстами стихотворений, умение анализировать поэтические произведения).
Части различаются по содержанию и количеству заданий.
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
Условные обозначения в плане:
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
Тип заданий: КО – задания с кратким ответом; ПО – задания с подробным ответом; РО – задания с развёрнутым ответом.
ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Раздел содержания | Проверяемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Макс. балл за выполнение |
Часть 1. | |||||
1. | Произведение и автор | Умение по цитате узнавать изученные литературные произведения и их авторов. | КО | Б | 4 б. (по 1 б. за название, автора) |
2. | Произведение и автор, герои | Умение по цитате (портретной характеристике) узнавать героев изученных литературных произведений и их авторов. | КО | Б | 6 б. (по 1 б. за название, автора, героя) |
Часть 2. | |||||
3. | А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | Умение анализировать художественное произведение, составлять сравнительную характеристику семьи Гринёвых и семьи Мироновых, Гринёва и Швабрина. | ПО | Б | 3 б. (по 1 б. за каждую черту) |
4. | Умение анализировать характеры героев произведения | ПО | Б | 3 б. (по 1 б. за каждую черту) | |
5. | Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорблённые» | Умение анализировать художественное произведение | ПО | Б | 4 б. (по 1 б: название произведения, автор, герой, толкование) |
Часть 3. | |||||
6. | Стихотворения А. С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» и М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» | Умение анализировать стихотворение, определять роль изобразительно-выразительных средств | РО | П | 2 б. – ответ на вопрос 2 б. - тропы (название – пример) |
7. | Стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, А.К. Толстого | Умение создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка | РО | П | 2 б. – ответ на вопрос 3 б. – речевое оформление высказывания |
Всего: 29 баллов |
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл | Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 29 |
Базовый | 7 | 20 | 69 |
Повышенный | 2 | 9 | 31 |
Итого | 5 | 29 | 100 |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Часть 1 состоит из 2 заданий с кратким ответом. В зависимости от объёма задание 1 оценивается 4 баллами, задание 2 оценивается 6 баллами. Таким образом, максимальное количество баллов за 1 часть работы составляет 10.
Часть 2 состоит из 3 заданий с подробным ответом. За правильно выполненные 3 и 4 задания обучающийся получает по 3 балла, за задание 5 - 4 балла. Таким образом, максимальное количество баллов за вторую часть работы составляет 10.
Часть 3 состоит из 2-х заданий с развёрнутым ответом (анализ лирического стихотворения, сопоставление двух стихотворений). За правильное выполнения задания 6 обучающийся получает 4 балла, а за задание 7 – 5 баллов.
№ задания | 1 вариант | |||||||
Часть 1 | Ответ | Баллы | ||||||
Без ошибок | С 1 ошибкой | С 2 ошибками | С 3 ошибками | Не приступил к выполнению | ||||
1А | «Ася» И. С. Тургенев | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||
1Б | «Тёмные аллеи» И. А. Бунин | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||
2А | Нелли, «Униженные и оскорблённые» Ф. М. Достоевский | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | ||
2Б | Ася, «Ася» И. С. Тургенев | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | ||
Всего 10 баллов за все правильно выполненные задания части 1 | ||||||||
Часть 2 | ||||||||
№ задания | Баллы | |||||||
За 3 черты | За 2 черты | За 1 черту | Нет ответа | Не приступил к выполнению | ||||
3. | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | |||
4. | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | |||
№ задания | Название произведения | Автор | Герой | Толкование | Не приступил к выполнению | |||
5. | «Униженные и оскорблённые» | Ф. М. Достоевский | Наташа, Ихменев, Нелли | Страдают и замыкаются в своём страдании | ||||
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |||
Всего 10 баллов за все правильно выполненные задания части 2 | ||||||||
Часть 3 | ||||||||
№ задания | Анализ стихотворения | Не приступил к выполнению | ||||||
6. | Ответ на вопрос – 2 б. | Тропы (название – пример) – 2 б. | 0 б. | |||||
7. | Сопоставление стихотворений | Не приступил к выполнению | ||||||
Ответ на вопрос – 2 б. | Речевое оформление высказывания – 3 б. | 0 б. | ||||||
Всего 9 баллов за все правильно выполненные задания части 3 | ||||||||
Всего 29 баллов за всю работу |
№ задания | 2 вариант | |||||||
Часть 1 | Ответ | Баллы | ||||||
Без ошибок | С 1 ошибкой | С 2 ошибками | С 3 ошибками | Не приступил к выполнению | ||||
1А | «Ася» И. С. Тургенев | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||
1Б | «Холодная осень» И. А. Бунин | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||
2А | Марья Миронова, «Капитанская дочка» А. С. Пушкин | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | ||
2Б | Наташа Ихменева, «Униженные и оскорблённые» Ф. М. Достоевский | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | ||
Всего 10 баллов за все правильно выполненные задания части 1 | ||||||||
Часть 2 | ||||||||
№ задания | Баллы | |||||||
За 3 черты | За 2 черты | За 1 черту | Нет ответа | Не приступил к выполнению | ||||
3. | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | |||
4. | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | |||
№ задания | Название произведения | Автор | Герой | Толкование | Не приступил к выполнению | |||
5. | «Униженные и оскорблённые» | Ф. М. Достоевский | Князь Валковский | Всесильное, торжествующее зло | ||||
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |||
Всего 10 баллов за все правильно выполненные задания части 2 | ||||||||
Часть 3 | ||||||||
№ задания | Анализ стихотворения | Не приступил к выполнению | ||||||
6. | Ответ на вопрос – 2 б. | Тропы (название – пример) – 2 б. | 0 б. | |||||
7. | Сопоставление стихотворений | Не приступил к выполнению | ||||||
Ответ на вопрос – 2 б. | Речевое оформление высказывания – 3 б. | 0 б. | ||||||
Всего 9 баллов за все правильно выполненные задания части 3 | ||||||||
Всего 29 баллов за всю работу |
Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Максимальное количество набранных баллов - 29
Перевод полученных за тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещённых в таблице «Критерии оценки»
Таблица
Критерии оценки
Оцениваемый показатель | Количество баллов, обеспечивающих получение отметки: | |||
Неудовлетворительно «2» | Удовлетворительно «3» | Хорошо «4» | Отлично «5» | |
Процент набранных баллов из 100% возможных | менее 48% | 48% - 67% | 68% - 92% | 93% - 100% |
Количество заданий: 7 (29 баллов) | менее 14 баллов | 14 – 19 баллов | 20 – 26 баллов | 27 – 29 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе (1 полугодие) 11 класс
Контрольная работа рекомендована в качестве срезовой работы за 1 полугодие на уроках литературы в 11 классе. Работа разбита на 3 уровня: задания первого уровня с выбором ответа, задания второго уровня...
Контрольная работа по литературе 1 полугодие
Контрольная работа по литературе 5 класс...
Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 1 вариант
Работа содержит задания (с выбором ответа) по основным произведениям,изученным в 9-ом классе...
Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс 2 вариант
Работа содержит задания по произведениям, изученным в 9-ом классе...
Итоговая контрольная работа по литературе XX века 2 вариант
Итоговая контрольная работа по литературе XX века (II полугодие,11кл)...
Итоговая контрольная работа по литературе 2 полугодие
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс с ответами...
Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс 2 вариант
Контроль знаний...