А.И.Куприн "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
МБОУ «Погорельская ОШ»
Конспект урока:
«А. И. Куприн «Чудесный доктор»
Подготовила и провела: Леонтьева А.Ю.,
учитель русского языка и литературы
Погорелье
2019
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)
Звучит фрагмент песни «Если добрый ты…»
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
Возможные ответы учащихся:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
Ученики:
- О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
- Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится»
II. Формулирование целей урока (1 мин.)
Учитель:
- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.
Словарная работа. (2 мин)
Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин.)
Теперь перейдём к анализу произведения.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Сколько рассказчиков в этом произведении? ( Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого).
- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
Как автор описывает картину города?
Найдите описание города (По мере…позади).
Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа? ( Зимой, перед Рождеством или Новым годом)
- С чем ассоциируются новогодние праздники? (С ёлкой, гирляндами, мандаринами).
- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда).
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты).
- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.
- Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
- Ярким светом висящих ламп;
- Правильные пирамиды мандаринов.
- Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
- Гирляндами колбас.
- Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
- Сияющие ёлки.
- Прекрасные магазины.
- Смеющиеся лица нарядных дам.
- Тесным, обледенелым и грязным двором.
- Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
- Мокрым отрёпкам.
- Ужасному запаху керосинового чада.
- Грязного белья и крыс.
- Запаху нищеты.
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей).
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза.
Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся:
- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.
- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.
- Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
- Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».
С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег).
V. Особенности изображения действительности. (10 мин)
- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали». Эпитет: «великое спокойствие». Метафора: «глубокая тишина».
- Скажите, какая природа в рассказе? (Царственная, спокойная, роскошная).
- А что говорится о семье Мерцаловых? (Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни)
IV. ФИЗМИНУТКА. (2 мин.) - Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия? (Вот лечь бы и заснуть).
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это? (Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех).
- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).
Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?
- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».
- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?
- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».
- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).
- Скажите, произошло ли чудо в рассказе? (Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился).
VI. Работа в парах. (3 мин.)
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).
- Запишите в тетрадях те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Сообщение учащегося о докторе Н.И.Пирогове
VIII. Работа с текстом. (2 мин.)
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? («Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?)
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Выводы учащихся:
- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
IX. Дискуссия.(6 мин.)
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.
Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся.
X. Рефлексия урока. (2 мин.)
Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.
- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.
Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Составьте синквейн к слову «милосердие, сострадание, доброта»
Доброта.
Сердечная, бескорыстная.
Жертвует, восхищает, вознаграждает
Жизнь становится ярче.
Чудо
XI. Домашнее задание. (1 мин.)
Напишите мини-сочинение на одну из тем:
1. Почему деятельное сострадание - это чудо?
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пастернак "Доктор Живаго"
урок 11класс...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок с презентацией Доктор Чехов
Разроботка урока с презентацией по литературе, которую можно использовать на внеклассном мероприятии в 7-8 классах...
Урок литературы в 11 классе "Доктор Живаго"
Урок литературы в 11 классе. « Т...
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...