«Что за прелесть эти сказки!»
материал по литературе (5 класс)
Сценарий урока - путешествия по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чистиковская школа»
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ
на тему: «Что за прелесть эти сказки!»
(литература 5 класс)
Учитель: Романенкова Светлана Александровна.
2019 год.
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!» А.Пушкин. Урок - путешествие.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме.
Задачи:
- проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, знание авторов и названий их сказок, выразительного чтения в лицах.
- развивать у учащихся коммуникативные умения, творческие способности;
- воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, а также к изучению авторских сказок, уважение к истории и культуре своего народа.
- способствовать развитию смекалки, логического мышления, внимания, воображения.
Оборудование:
Плакаты-обобщения, детские рисунки (выставка), альбом к сказкам А.Пушкина, карта путешествия.
Станция 1 – школа; станция 2 - «Теремок»; станция 3 - «Пир на весь мир»; станция 4 - «Лукоморье»; станция 5 - «Царство Снежной королевы»; станция 6 - «Сочиняйка».
Ход урока:
1.Оргмомент. Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы проведем урок-путешествие по сказкам, к нему все готовились. Мы пройдем дорогами любимых сказочных героев, подружимся с «врагами», поможем попавшим в беду, а в итоге покажем свои знания в жанре сказки. Вас ждут сюрпризы.
Давайте вспомним, что такое сказка. Что вы знаете о ней? (Ответы детей).
Хорошо. А теперь в путь!
2.СЦЕНАРИЙ - основная часть.
Вед.1.
Лес дремучий, тишина…
В чаще вон изба одна.
У сторожки курьи ножки,
Глаз-окошко с черной кошкой.
Где хозяйка? Отзовись!
Пред народом появись!
Баба-Яга.
Ох, спешу, болит нога!
Это я - сама Яга!
В сказках многих я героем,
Уж экзамен вам устрою!
Кто тут смелый? Выходи!
Нас по сказкам проведи!
А где мои помощники,
Мерзких дел разносчики? (Выходят 3 ученика в костюмах лешего, Кота и Кикиморы).
Раз, два, три! Метла неси!
Вед.2.
Прибываем на станцию «Теремок». - «Русские народные сказки».
Загадка.
В русских сказках русский дух.
Здесь живут Лиса, Петух,
Волк, Медведь, Косой зайчишка
Дружно строят свой домишко
То под дубом, то под вязом…
Это что за группа сказок? (ответы учеников)
Баба-Яга: А кто расскажет маленький отрывок из любимой сказки о животных? (Ответ учащихся). Рассмотрим, детишки, плакат №1. О каких сказках идет речь? (Ответы детей).
Леший:
И нет печальней сказки в том леске,
Чем сказка о румяном Колобке.
Ученик: У этой сказки есть продолжение. (Читает коллективную сказку).
«Колобок от Лисы ушел и благополучно вернулся к старичкам. А тем стало жаль есть румяное живое чудо. Испекли ему туловище, ручки, ножки, нарядили и получился сынок - Коля Боков! Он вырос, окончил школу. Старики подарили ему ружье. Теперь сынок смело в лес ходит: никакие звери ему не страшны. Да только Коля зверей любит, у него не просто ружье - оно само фотографии делает. Дед с бабкой старенькие, вот он их и развлекает. Живут они в своей избушке дружно и весело!»
Баба-Яга: Молодцы! Удивили!
Кикимора: Загадка 2.
Дед и баба, жадный поп,
Хитрый барин, дутый клоп.
Три сынка - один дурак,
Но умеет все простак!
Оказался самым умным
У отца в домишке шумном.
Было так на белом свете? И о чем же сказки эти? (Обзор сказок на плакате 2. Ответ ученика). Сценка эпизода сказки по выбору.
Баба-Яга: А кто свою интересную сказку придумал? (выступление учеников).
Кот: Станция «Пир на весь мир» - Загадка 3.
Что за чудная страна
За горами вам видна?
Чудеса творят здесь вещи!
Все умеют: голос вещий
Скажет нам как дальше жить,
Скатерть может накормить,
Дудка всех плясать заставит,
Сапоги нас всех доставят
В царства, в дальние края,
Где ни разу не был я.
Сможем по небу летать.
Через горы проскакать.
Вот в тоске Волчище воет,
Злая Ведьма козни строит.
Но добро одержит верх:
Вновь спасут несчастных всех.
Ты героев привечай!
Что за сказки? Отвечай! (Ответы учеников) Повторение о сказке, композиции, изобразительных средствах.
Баба-Яга: А кто написал все эти сказки? Как они дошли до нас?
Плакат 3. Обзор волшебных вещей - рисунки учеников. Викторина, составленная ребятами.
Баба-Яга: В путь, а то опоздаем на станцию «Лукоморье». Звучит музыка.
Вед.1.
Вот откроется ларец -
И покажется дворец.
Из высокого окна
Даль морская всем видна.
Здесь Балда с Попом бывают,
Беса с моря вызывают.
На песке стоит избушка,
В ней зловредная старушка
Не нарядна, не умыта
У разбитого корыта.
И приходят гости к ней:
Королевич Елисей,
С ним ткачиха с поварихой,
Сватьей бабой Бабарихой.
Царь Дадон на колеснице,
Петушок сидит на спице.
Здесь герои заблудились –
Все у моря очутились.
Вы не дайте им пропасть. Как теперь домой попасть?
Баба-Яга: А помогут ребята, которые читали эти сказки. Их автор - А.С.Пушкин. О каких сказках идет речь? (Ответы учеников). Прочтите наизусть отрывки из любимых вами сказок. Сюрприз - орешки от пушкинской белки.
Вед.2. Но не только Пушкин писал замечательные сказки. Назовите русских писателей-сказочников. А кто автор этой смешной сказки? (Отрывки из произведений Б.Шергина).
Авторы старались передать в сказках жизнь народа России, мечты о будущем.
Баба-Яга: Поехали! Станция 3 позади. Нас ждет станция «Царство Снежной королевы».
Вед.2.
Сказка - ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Любят их в огромном мире:
И в Китае, и в Алжире,
Сказки заграницы
К нам летят, как птицы.
Братья Гримм и Шарль Перро
Воспевали в них добро,
Справедливость, верность, честь -
В их твореньях чудных есть.
Но превыше всех похвал
Сказки Андерсен писал.
И ему в стране далекой
Создан памятник высокий.
(Рассказ ученика об Андерсене).
Баба-Яга: А какие фильмы вы смотрели по сказкам Андерсена? Кто любимый герой? Загадки о героях приготовили учащиеся.
Вед.1.
Зарубежные сказочники раскрывают пред нами целый мир нашей огромной планеты, знакомят нас с обычаями разных народов, их стремлениями, мечтами.
Баба-Яга: Вот и возвращаемся домой, чуть-чуть осталось.
Учитель: Путешествие заканчивается. Перед нами последняя станция «Сочиняйка». Интересно ли было вам, ребята, сегодня на уроке? Что новое узнали?
Рефлексия.
Станция «Сочиняйка» предлагает домашнее задание на выбор:
сочинить 1) сказку, 2) составить викторину, 3) кроссворд, 4) выполнить иллюстрацию к любимой сказке, 5) написать синквейны о любимых сказочных героях.
Баба-Яга: А я хочу попросить учителя сегодня всем ребятам поставить отличные оценки за отличную подготовку, смекалку, творчество и за знания. Спасибо всем! Любите сказки!