Методические указания
методическая разработка по литературе (9 класс)
Данный материал может быть использован как методические рекомендации к разработке урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к уроку – диспуту «Вечная трагикомичная роль учителя», посвящённому российскому кинематографу. В целях привлечения внимания к российскому кинематографу Президент Российской Федерации В.В.Путин постановил провести в 2016 году Год российского кино. «Роль в обществе, осуществляемая кино, оказывает мощное воздействие на миллионы людей», является «логичным продолжением целенаправленной государственной политики по популяризации, повышению общественного значения еще одной из важнейших гуманитарных отраслей» - заявлено в пояснительной записке к Указу Президента. Влияние кино на человека на сегодняшний день заметно и бесспорно, особенно среди детей и молодежи. Тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Поэтому в центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельности и активности учащихся, будят их творческую мысль, вызывают желание высказать своё суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения. В методической разработке представлен сценарий урока – диспута «Вечная трагикомичная роль учителя», посвящённый российскому кинематографу о школе. Данный урок проведён в 9 классе в активной форме диспута, что обеспечило высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся; способствовало подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь; на уроке шло активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу. Ребятам заранее были даны вопросы по теме диспута, они смотрели фильмы, искали информацию в интернете, самостоятельно создавали плейкасты, вместе подбирали слайды для презентации. Предварительная работа к уроку увлекла ребят. Кажется, что от неё они получили удовольствия больше, чем от урока. Особенно хочу отметить, что активно в работу включились родители, помогая ценными советами. Какие результаты я ожидала от диспута «Вечная трагикомичная роль учителя?» 1. Преодоление учеником пассивной позиции в учебном процессе и открытие себя как носителя активного преобразующего начала. 2. Формирования устойчивого интереса учащихся к российскому кино о школьной жизни. 3. Формирование умения давать интерпретацию сюжета фильма на основе личностного восприятия и осмысления. 4. Формирование умения связывать время издания фильма с современностью. 6. Формирование умения давать доказательную и убедительную оценку фильму. 7. Развитие умения логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения. 8. Развитие коммуникативных навыков учащихся, а именно: умения спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их. Система работы при подготовке урока-диспута: учить спорить, отстаивать своё мнение надо на протяжении всего школьного обучения. Диспут, как правило, не только активизирует интерес учащихся к российскому кино, но и служит развитию устной речи, прививает культуру дискуссии. Девиз урока: «Пусть каждый выскажет своё мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нужно иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно». В результате проведенного диспута я добилась одновременно нескольких целей: 1. Оценила глубину знаний учеников о российском кинематографе. 2. Добилась живого контакта с классом. 3. В результате обсуждения темы был получен моральный урок как учениками, так и учителем. Диспут не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения! Приобретаемые навыки: 1. Учащиеся учились строить свое поведение с учетом позиции других людей. 2.Диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми. Проблема соответствовала возрасту и накопленному опыту. Учащиеся владели темой, которая опиралась на знания, умения, опыт. Дискуссия развивалась по основным вопросам, несла в себе суть противоречия. При подготовке к уроку ребята пользовались памяткой. Памятка «Как вести дискуссию». Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. Говори просто и ясно, логично и последовательно. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. Не повторяйся и не повторяй слов других. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек
Рефлексия. В конце урока ребята кратко письменно ответили на вопросы. Получил ли я удовлетворение после дискуссии? Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль? Насколько интересна мне культура проведения дискуссии? Смог ли я воспользоваться приемами доказательности? Выводы: потенциал проведённого урока-диспута очень высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому анализу современного кинематографа, укрепит их личностные качества. Активные формы и методы обучения – «наши помощники» в борьбе за здоровье детей. Современный урок – это урок, в основе которого лежит сотрудничество ученика и учителя, где ученик себя чувствует комфортно, получая радость от процесса обучения. Нельзя искусственно насаждать такие уроки в учебный процесс, но когда тема проблематична, интересна, современна, уместно создать ситуацию, требующую аналитической работы. Использование урока - диспута помогает воспитывать интерес к Слову, повысить значимость урока.
Удачи в работе, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания при написании письменной работы по предмету «Физическая культура».
Задание на выполнение работы. Перед написанием работы следует освоить материал, приведенный ниже. Уяснить основные понятия и термины, принятые в физической культуре и медицине....
Методические указания по изучению табличного процессора Excel
В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе Excel 2003, к каждому уроку составлены диференцированные практические задания. Объем методички 75 листов....
Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "
К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...
Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "
К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА
Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...
Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"
Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»
Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...