Методические указания
методическая разработка по литературе (9 класс)

Кураева Светлана Викторовна

Данный материал может быть использован как методические рекомендации к разработке урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку – диспуту                                 «Вечная трагикомичная роль учителя», посвящённому российскому кинематографу.                                                                В целях привлечения внимания к российскому кинематографу Президент Российской Федерации В.В.Путин постановил провести в 2016 году Год российского кино. «Роль в обществе, осуществляемая кино, оказывает мощное воздействие на миллионы людей», является «логичным продолжением целенаправленной государственной политики по популяризации, повышению общественного значения еще одной из важнейших гуманитарных отраслей» - заявлено в пояснительной записке к Указу Президента.                                                                                   Влияние кино на человека на сегодняшний день заметно и бесспорно, особенно среди детей и молодежи.                                                                 Тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.                                 Поэтому в центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельности и активности учащихся, будят их творческую мысль, вызывают желание высказать своё суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения.                                                                 В методической разработке представлен сценарий урока – диспута «Вечная трагикомичная роль учителя», посвящённый российскому кинематографу о школе.  Данный урок проведён в 9 классе в активной форме диспута, что  обеспечило высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся; способствовало подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь; на уроке шло активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу.                                                                                         Ребятам заранее были даны вопросы по теме диспута, они смотрели фильмы, искали информацию в интернете, самостоятельно создавали плейкасты, вместе  подбирали слайды для презентации. Предварительная работа к уроку увлекла ребят. Кажется, что от неё они получили удовольствия больше, чем от урока. Особенно хочу отметить, что активно в работу включились родители, помогая ценными советами.                                                                                Какие результаты я ожидала от   диспута  «Вечная трагикомичная роль учителя?»                                                                                                         1. Преодоление учеником пассивной позиции в учебном процессе и открытие себя как носителя активного преобразующего начала.                                 2. Формирования устойчивого интереса учащихся  к российскому кино о школьной жизни.                                                                                            3. Формирование умения давать интерпретацию  сюжета фильма на основе личностного восприятия и осмысления.                                                                 4. Формирование умения связывать  время издания фильма  с современностью.                                                                                         6. Формирование умения давать доказательную и убедительную оценку фильму.                                                                                                            7. Развитие умения логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения.                                                                         8. Развитие коммуникативных навыков учащихся, а именно: умения спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их.        Система работы при подготовке урока-диспута: учить спорить, отстаивать своё мнение надо на протяжении всего школьного обучения. Диспут, как правило, не только активизирует интерес учащихся  к российскому кино, но и служит развитию устной речи, прививает культуру дискуссии. Девиз урока: «Пусть каждый выскажет своё мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нужно иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно».                                                                                        В результате проведенного диспута  я добилась одновременно нескольких целей:                                                                                                         1. Оценила глубину знаний учеников о российском кинематографе.                 2.  Добилась живого контакта с классом.                                                         3. В результате обсуждения темы  был получен моральный урок как учениками, так и  учителем.                                                                                Диспут не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения! Приобретаемые навыки:                                                         1. Учащиеся учились строить свое поведение с учетом позиции других людей.                                                                                                 2.Диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми.                                                                                 Проблема   соответствовала возрасту и накопленному опыту. Учащиеся   владели темой, которая опиралась на знания, умения, опыт. Дискуссия   развивалась по основным вопросам, несла в себе суть противоречия.                                          При подготовке к уроку ребята пользовались памяткой.                                                        Памятка «Как вести дискуссию».                                                 Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.                 Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.                                                                                                         Говори просто и ясно, логично и последовательно.                                         Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.                                                         Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. Не повторяйся и не повторяй слов других.                                                         Помни, что лучшие доказательства - точные факты. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Рефлексия.  В конце урока ребята кратко письменно ответили на вопросы.                         Получил ли я удовлетворение после дискуссии?                                         Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль?                                                                                                                Насколько интересна мне культура проведения дискуссии?                         Смог ли я воспользоваться приемами доказательности?                         Выводы: потенциал проведённого урока-диспута очень высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому анализу современного кинематографа, укрепит их личностные качества. Активные формы и методы обучения – «наши помощники» в борьбе за здоровье детей. Современный урок – это урок, в основе которого лежит сотрудничество ученика и учителя, где ученик себя чувствует комфортно, получая радость от процесса обучения.                                                                                                Нельзя искусственно насаждать такие уроки в учебный процесс, но когда тема проблематична, интересна, современна, уместно создать ситуацию, требующую аналитической работы. Использование урока - диспута помогает воспитывать интерес к Слову, повысить значимость урока.    

  Удачи в работе, уважаемые коллеги!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания при написании письменной работы по предмету «Физическая культура».

Задание на выполнение работы.     Перед написанием работы следует освоить материал, приведенный ниже. Уяснить основные понятия и термины, принятые в физической культуре и медицине....

Методические указания по изучению табличного процессора Excel

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе Excel 2003, к каждому уроку составлены диференцированные практические задания. Объем методички 75 листов....

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"

Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и  практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...