Анализ ЕГЭ по литературе
материал (11 класс)
Предварительный просмотр:
Анализ ЕГЭ по литературе
2017-2018 уч. год
В ЕГЭ по литературе приняли участие 2 выпускника.
Выпускники успешно справились с экзаменом по литературе и преодолели минимальный порог (42 б).
Общая характеристика работы
В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. Содержание и структура дают возможность проверить знание содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также умения по предмету.
Часть 1 включала 16 заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Задания 1-7, 10-14 оценивались 1 баллом (всего 12 баллов); 8,15 оценивались по трем критериям (всего 12 баллов); задания 9, 16 оценивались по четырем критериям (всего 20 баллов)
В этой части проверялось умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, а также умение рассматривать литературные произведения во взаимосвязи. Задания 9, 16 первой части предполагали выход в широкий литературный контекст, так как следовало найти и обосновать связь данного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления.
Часть 1 включала два комплекса заданий: к эпическому и лирическому произведению.
Часть 2 требовала написания развернутого сочинения на литературную тему.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы | Тип задания | Количество заданий | Максимальный бал | Рекущая Диана | Фадеев Илья |
I | С кратким ответом | 12 | 12 | 7 | 10 |
С развёрнутым ответом ограниченного объёма | 4 | 32 | 12 | 6 | |
II | С развёрнутым ответом (сочинение) | 1 | 14 | - | 4 |
Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 1-7.
Задания данного типа требовали от экзаменуемых знаний терминов и понятий, историко – литературных фактов, знание содержания текстов. Ошибки допущены в заданиях, проверяющих хорошее знание текста литературного произведения, что свидетельствует о слабом знании сюжетной основы произведений (материал задания строится исключительно на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах). Затруднение вызвали задания 4,5, направленные на проверку знания текста художественного произведения, языка произведения через установление соответствия между его содержательными элементами.
Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 10-14.
Анализ показывает, что выпускники в достаточной мере владеют терминологией, не допускают ошибок в определении выразительных средств.
Результаты выполнения заданий 8,9, 15,16.
Задания 8, 9, 15, 16 опираются на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на основе художественного произведения. Они нацелены на проверку умений дать ёмкий развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений. Задания 9,16 предполагают включение анализируемого художественного произведения в литературный контекст. Анализ показывает, что ошибки допущены в заданиях, где требовалось обосновать тезис или сопоставить подобранные произведения. Это указывает на то, что выпускникам недостаёт знания как конкретных лирических произведений, так и классической лирики в целом. Затруднение вызвало выполнение «контекстного» задания. Это объясняется низким уровнем начитанности.
Результаты выполнения задания 17
Задание 17 требовало написания развернутого сочинения и опирается на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на основе художественного произведения. Оно проверяло умение глубоко раскрыть тему, владение теоретико - литературными понятиями, обоснованность привлечения текста, логичность изложения. Анализ работы показал, что тема раскрыта неубедительно, необоснованно привлекался текст художественного произведения.
Поэлементный анализ выполнения работы
Поэлементный анализ выполнения заданий 1-7 и 10-14, требующих написания (базовый уровень сложности)
Р/Ф Р/Ф
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Теория литературы. Литературные роды. Жанры литературы | 1/1 | 100 % |
2 | Знание литературного произведения | 1/1 | 100 % |
3 | Знание литературного произведения | 0/1 | 50 % |
4 | Знание литературного произведения | 0/0 | 0 % |
5 | Теория литературы. Язык художественного произведения. | 0/0 | 0 % |
6 | Теория литературы. Деталь. Символ. | 1/1 | 100 % |
7 | Умение ориентироваться в литературном и историческом контексте | 1/1 | 100 % |
10 | Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм | 1/1 | 100 % |
11 | Язык художественного произведения. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. | 1/1 | 100 % |
12 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс | 1/1 | 100 % |
13 | Язык художественного произведения. Звукопись: аллитерация, ассонанс | 0/1 | 50 % |
14 | Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. | 0/1 | 50 % |
ИТОГО: | 7/10 | 58% //83% |
Поэлементный анализ выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)
Задание 8 (макс. 6б) Р/Ф Р/Ф
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | 1/1 | |
2 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | 2/1 | |
3 | Логичность и соблюдение речевых норм | 1/1 | |
ИТОГО: | 4/3 | 67 % //50 % |
Задание 15 (макс. 6б) Р/Ф Р/Ф
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | 2/1 | |
2 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | 2/1 | |
3 | Логичность и соблюдение речевых норм | 0/1 | |
ИТОГО: | 4/3 | 67 % // 50 % |
Поэлементный анализ выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)
Задание 9 (макс. 10б)
Р/Ф Р/Ф
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | 2/- | |
2 | Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом | 0/- | |
3 | Привлечение текста произведения для аргументации | 1/- | |
4 | Логичность и соблюдение речевых норм | 1/- | |
ИТОГО: | 4/- | 67 % //- |
Задание 16 (макс. 10б)
Р/Ф Р/Ф
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | -/0 | |
2 | Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом | -/0 | |
3 | Привлечение текста произведения для аргументации | -/0 | |
4 | Логичность и соблюдение речевых норм | -/0 | |
ИТОГО: | -/0 | - // 0 % |
Поэлементный анализ выполнения заданий 17.1 – 17.3., требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (высокий уровень сложности)
Макс. балл - 14
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Соответствие сочинения теме и её раскрытие | -/1 | |
2 | Привлечение текста произведения для аргументации | -/1 | |
3 | Опора на теоретико-литературные понятия | -/1 | |
4 | Композиционная цельность и логичность | -/1 | |
5 | Соблюдение речевых норм | -/0 | |
ИТОГО: | -/4 | - // 67 % |
Анализ сочинения 17.3. показывает, что тема раскрыта частично, не всегда обоснованно и разносторонне привлекался текст, были допущены речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.
Основные ошибки:
- недостаточно глубокое знание литературных произведений;
- нарушение последовательности изложения материала.
Выводы
Анализ результатов показывает, что наиболее успешно обучающийся справился с заданиями базового уровня, требующими краткого ответа. Задания этого типа требуют от обучающихся твердых знаний, точной формулировки итогов наблюдений над текстом.
Наибольшие трудности вызывают задания уровня повышенного и высокого, требующие написания развернутого ответа по заданной проблеме.
В то же время остается актуальной проблема знания текстов
Рекомендации:
- добиваться хорошего знания школьниками содержания произведений, так как это является ключевым, основополагающим условием успешной сдачи ЕГЭ по литературе;
- формировать умения и желания читать и понимать художественные произведения; совершенствовать навыки внимательного чтения с выявлением особенностей содержания и формы литературного произведения
- вести работу по освоению литературоведческой терминологии, предусмотренную программами и учебниками, и принимать специальные меры для постоянной актуализации теоретико – литературных знаний;
- продолжать работу по повторению прочитанных произведений;
- развивать и совершенствовать навыки сопоставления различных художественных произведений;
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что самым актуальным требованием остаётся знание текстов художественных произведений и умение применять эти знания для их непосредственного анализа. Принцип текстоцентричности, положенный в основу действующий модели ЕГЭ по литературе, ориентирует учителя на систематическую работу в этом направлении, охватывающую весь период изучения школьного курса литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ произведения художественной литературы в старшей школе. Пособие для учащихся выпускных классов
Главное достоинство этой работы не столько в том, что она содержит разнообразные пояснения и примеры анализа художественного текста, а в том, что эти пояснения, рассуждения и примеры изложены до...

Анализ произведений русской литературы 8 класс
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.Пособие содержит анализ произведений русской литературы 19 века, входящих в Государственный стандарт общ...

Лингвопоэтический анализ на уроках литературы
В работе отражены основные принципы лингвопоэтического анализа на уроках литературы...

Программа индивидуально - групповых занятий по теме "Анализ художественного произведения". Литература. 10 класс.
Программа индивидуально - групповых занятий по литературе...

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть
Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)...

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...