рабочая программа 2019-2020 учебный год брикет
рабочая программа по литературе (5, 9, 10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат
«Первый Рузский казачий кадетский корпус
имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»
Рузского городского округа Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ КШИ
«Первый Рузский казачий
кадетский корпус имени
Героя Советского Союза
Л.М. Доватора»
вице-адмирал
_________ Доброскоченко В.Г..
«______» _____________ 2019 г.
М.П.
Рабочая программа
по русскому языку
(ФГОС)
5 класс
на 2019 -2020 учебный год
Составитель: Григорьев Юрий Никандрович, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказа Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Учебного плана МАОУ КШИ «Первый Рузский казачий кадетский корпус имени Л.М. Доватора» на 2019 – 2020 учебный год, утвержденного приказом по кадетскому корпусу от 31.08.2019 г. №
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2008 г. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся. Используется учебник «Литература 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2018 год.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, базисный план предусматривает 68 часов. Дополнительный час в неделю используется:
- На расширение круга чтения за счёт включения произведений для самостоятельного чтения.
- На повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный мир текстов.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, здоровьесбережения.
Основной формой организации образовательного процесса в 5 классе является урок.
Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Технические средства обучения: CD-приложение с использованием интерактивной доски, фонохрестоматия.
Контроль уровня усвоения содержания образования:
– сочинения по литературным произведениям;
– различные виды пересказа;
– ответы наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– выразительное чтение;
– развернутый ответ на вопрос;
– анализ эпизода;
– комментирование;
– характеристика литературного героя.
Итоговый:
– тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Сведения о количестве учебных часов
Данная программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Формы организации образовательного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (8 ч)
Фольклор
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительное искусство.
Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы (3 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века (41 ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский
Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
К.Р. Тест по пройденному материалу (1 ч)
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Р.Р. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Р.Р. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский
Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о писателе.
Реальная основа повести «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» (1 ч)
Афанасий Афанасьевич Фет
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1 ч)
Из литературы XX века (28 ч)
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о писателе.
Вн.чт. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, фольклорный образ, пейзаж.
Владимир Галактионович Короленко
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Р.Р. Сочинение. Обучение навыкам характеристики героев.
Сергей Александрович Есенин
Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский
Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
К.Р. Тест по пройденному материалу (1 ч)
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Поэты о Великой Отечественной войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писатели улыбаются
Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Итоговый тест по русской литературе XIX–XX вв. (1 ч)
Из зарубежной литературы ( 18 часов)
Роберт Льюис Стивенсон
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Марк Твен
Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон
Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый тест (1 ч)
Календарно – тематический план.
(102 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | ||||||
1 | Учебник литературы и работа с ним. | 1 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | 2.09-6.09 | ||
2 | Книга в жизни человека | 1 | 2.09-6.09 | |||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8 ч) | ||||||
3 | Фольклор – коллективное устное народное творчество | 1 | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; выбирать текст для чтения, в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания; овладеть умениями диалогической речи | 2.09-6.09 | ||
4 | Русские народные сказки. Виды сказок | 1 | 9.09-13.09 | |||
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль. | 1 | 9.09-13.09 | |||
6 | Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки | 1 | 9.09-13.09 | |||
7 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Жанр сказки. | 1 | 16.09-20.09 | |||
8 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 1 | 16.09-20.09 | |||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | 16.09-20.09 | |||
10 | Вн.чт «Моя любимая сказка» | 1 | 23.09-27.09 | |||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч) | ||||||
11 | Общее представление о древнерусской литературе. | 1 | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | 23.09-27.09 | ||
12 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | 23.09-27.09 | |||
13 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | 30.09-4.10 | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч) | ||||||
14 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение | 1 | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию и прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | 30.09-4.10 | ||
15 | Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру….» | 1 | 30.09-4.10 | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41 ч) | ||||||
16 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра | 1 | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | 7.10-11.10 | ||
17 | И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | 1 | 7.10-11.10 | |||
18 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков | 1 | 7.10-11.10 | |||
19 | Басня «Волк на псарне» – отражение исторических событий. Патриотическая позиция автора | 1 | 14.10-18.10 | |||
20 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». | 1 | 14.10-18.10 | |||
21 | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок» | 1 | 14.10-18.10 | |||
22 | К.Р. Контрольный тест по пройденному материалу | 1 | 21.10-25.10 | |||
23 | Р.Р. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | 1 | 21.10-25.10 | |||
24 | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | 21.10-25.10 | |||
25 | Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | 5.11-8.11 | |||
26 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки. | 1 | 5.11-8.11 | |||
27 | Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | 1 | 11.11-15.11 | |||
28 | Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 1 | 11.11-15.11 | |||
29 | Р.Р. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | 1 | 11.11-15.11 | |||
30 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. | 1 | 18.11-22.11 | |||
31 | Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту | 1 | 18.11-22.11 | |||
32 | Мир детства в изображении писателя. Проект. | 1 | 18.11-22.11 | |||
33 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте | 1 | 25.11-29.11 | |||
34 | «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 1 | 25.11-29.11 | |||
35 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | 1 | 25.11-29.11 | |||
36 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. | 1 | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: Формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое собственное мнение | 2.12-6.12 | ||
37 | «Заколдованное место» – повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | 2.12-6.12 | |||
38 | Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | 2.12-6.12 | |||
39 | Сочетание комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | 1 | 9.12-13.12 | |||
40 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | 9.12-13.12 | |||
41 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства | 1 | 9.12-13.12 | |||
42 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа | 1 | 16.12-20.12 | |||
43 | Духовные и нравственные качества Герасима | 1 | 16.12-20.12 | |||
44 | Нравственное преображение Герасима. | 1 | 16.12-20.12 | |||
45 | Р.Р. Сочинение по рассказу «Муму» | 1 | 23.12-26.12 | |||
46 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | 23.12-26.12 | |||
47 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». | 1 | 23.12-26.12 | |||
48 | Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 1 | 13.01-17.01 | |||
49 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | 13.01-17.01 | |||
50 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | 13.01-17.01 | |||
51 | Утверждение гуманистических идеалов | 1 | 20.01-24.01 | |||
52 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» | 1 | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое собственное мнение | 20.01-24.01 | ||
53 | «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 1 | 20.01-24.01 | |||
54 | Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | 27.12-31.01 | |||
55 | Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. | 1 | 27.12-31.01 | |||
56 | Р.Р. Анализ стихотворений | 1 | 27.12-31.01 | |||
Из литературы XX века (28 часов) | ||||||
57 | В.Ч. И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. | 1 | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической формами речи | 3.02-7.02 | ||
58 | Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. | 1 | 3.02-7.02 | |||
59 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». | 1 | 3.02-7.02 | |||
60 | Автобиографичность произведения. Гуманистический смысл произведения | 1 | 10.02-14.02 | |||
61 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. | 1 | 10.02-14.02 | |||
62 | Особенности портрета и пейзажа | 1 | 10.02-14.02 | |||
63 | Р/Р Обучение навыкам характеристики героев | 1 | 17.02-21.02 | |||
64 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. | 1 | 17.02-21.02 | |||
65 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ. | 1 | 17.02-21.02 | |||
66 | «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | 24.02-28.02 | |||
67 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа | 1 | 24.02-28.02 | |||
68 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | 24.02-28.02 | |||
69 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке | 1 | 2.03-5.03 | |||
70 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | 1 | 2.03-6.03 | |||
71 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | 2.03-6.03 | |||
72 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». | 1 | 9.01-13.03 | |||
73 | Итоговый тест по пройденному материалу | 1 | 9.01-13.03 | |||
74 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 1 | 9.01-13.03 | |||
75 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа | 1 | 16.03-20.03 | |||
76 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 1 | 16.03-20.03 | |||
77 | Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева | 1 | 16.03-20.03 | |||
78 | Поведение героя в лесу. | 1 | 30.03-3.04 | |||
79 | Поэты о Великой Отечественной войне. | 1 | 30.03-3.04 | |||
80 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. | 1 | 30.03-3.04 | |||
82 | Писатели улыбаются. Саша Черный | 1 | 6.04-10.04 | |||
83 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме | 1 | 6.04-10.04 | |||
84 | Итоговый урок по русской литературе XIX–XX вв. | 1 | 6.04-10.04 | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (18ч) | ||||||
85 | Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». | 1 | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения; развивать навыки анализа художественного текста; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа; корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения; уметь строить монологическое высказывание; формулировать свою точку зрения и позицию
| 13.04-17.04 | ||
86 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». | 1 | 13.04-17.04 | |||
87 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | 13.04-17.04 | |||
88 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». | 1 | 20.04-24.04 | |||
89 | Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического | 1 | 20.04-24.04 | |||
90 | Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева | 1 | 20.04-24.04 | |||
91 | Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». | 1 | 27.04-30.04 | |||
92 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». | 1 | 27.04-30.04 | |||
93 | Том и Гек. Дружба мальчиков. | 1 | 27.04-30.04 | |||
94 | Внутренний мир героев М. Твена | 1 | 4.05-8.05 | |||
95 | Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» | 1 | 4.05-8.05 | |||
96 | «Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка. | 1 | 4.05-8.05 | |||
97 | Характер мальчика – смелость, мужество. | 1 | 11.05-15.05 | |||
98 | Проект «Мой любимый литературный герой» | 1 | 11.05-15.05 | |||
99 | Проект «Мой любимый литературный герой» | 1 | 11.05-15.05 | |||
100 | Итоговый тест | 1 | 18.05-22.05 | |||
101 | Анализ итогового теста | 1 | 18.05-22.05 | |||
102 | Итоговый урок | 1 | 25.05-28.05 | |||
Итого | 102 часа |
Литература
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.-№4.- С.18-22.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
- Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
- Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей
кадетского корпуса
____________ / Лалаева Е.С. /
Протокол № ___
от «____»____________2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УР
_____________ / Барсегян Н.В. /
«____»______________2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2019-2020 учебный год
5.6,7,8,9....
Рабочие программы 2019-2020
Рабочие программы 2019-2020...
Рабочая программа 2019-2020 г.г.Немецкий язык
Рабочая программа по Немецкому языку 5-9 класс, серия Горизонты ( 2-й иностранный язык)...
Рабочая программа по предметам учебного плана на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа...
Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана на 2019-2020 учебный год
Рецензия на рабочую программу на 2019-2020 учебный год...
Рабочие программы 2019-2020 по математике
Рабочие программы по математике для ОВЗ 7 класс (8 вид, УО), алгебре и геометрии для 7 и 9 классов основной школы, ФГОС...
Рабочие программы 2019-2020 по информатике
Программы по информатике УМК Босовой 7-9 классы, УМК Семакин 10-11 классы (11 класс ФК ГОСТ)...