Мифы и литературные сказки: общее и различное
статья по литературе (6 класс)

Грачева Юлия Сергеевна

Интерес пятиклассников к фантастическому объяснению природных явлений помогает им осознать особенности мифологического мышления и этиологическую функцию мифов. Активное сопереживание детей приключениям персонажей героических мифов дает возможность сопоставить их со сказочными героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mify_i_skazki.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мифы и литературные сказки: общее и различное

«Генетически литература связана с мифологией через фольклор» – справедливо отмечал в своей работе «Классические формы мифа» Е. М. Мелетинский. – На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные».[1]

Слово «сказка» примерно в семнадцатом веке стало использоваться «в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел».[2] До этого времени «сказка» обозначала просто сказанное кем-то, и это слово могло относиться даже к показаниям в суде.

Но почти двести лет, до середины XIX века, то есть даже позднее пушкинской эпохи, в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

Приблизительно в это же время в научной среде зреет и увеличивается интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения поэтического творчества русского народа, что будет способствовать формированию русского литературоведения.

В то время считалось, что «формирование национальной литературной школы возможно только в условиях существования литературы подлинно народной, для этого, собственно, и нужно было разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера».[3] 

Таким образом, в середине позапрошлого века возникли предпосылки для формирования в русском литературоведении мифологической школы, которая ставила своей целью исследование истоков национальной самобытности русского народа на материале фольклора.

Последователи мифологической школы в своих изысканиях опирались, в первую очередь на учение выдающихся немецких ученых – братьев Вильгельма и Якоба Гримм. Основной мыслью этого учения, сформулированной в книге «Немецкая мифология», была мысль о том, что «мифы – это ничто иное, как способ первобытного мышления. Мифы, как считали братья Гримм – это бессознательное, естественное отражение мира человеком».[4]

Жанр «литературной сказки» сложился под огромным влиянием братьев Гримм. «Книги сказок братьев Гримм, вышли в свет в период с 1812 по 1822 годы и имели огромный успех у читающей публики. Братья первыми обратились к народной сказке как к источнику поэтического народного творчества, большинство сказок они собрали, беседуя с простыми крестьянами, сказительницами».[5] 

В отечественном литературоведении почти нет исследований посвященных «Жанру Гримм», хотя именно этот жанр стал образцом для формирования европейской книжной народной сказки и необходимо иметь четкие критерии для разграничения жанров устной и литературной сказки, как нам представляется, основные различия состоят в нижеследующем.

Следует согласиться с Т.В. Зуевой, утверждающей, что «форма устного жанра диффузна и основной точкой определения может служить сам повествователь, а также то о чем повествуется – тема. Устный текст характеризуется рыхлой композицией, спонтанностью выражения, плохо спланированными и оборванными фразами, изолированными отступлениями, избыточностью и повторами».[6]

Большинство сказок и литературный материал для них братья Гримм почерпнули из книжных источников, стараясь вычленить из них наиболее старую основу, и это дало возможность с литературоведческих позиций утверждать: перед нами тексты нарождающегося в то время жанра –литературной сказки, основанной на сказке фольклорной.

Фольклорная же сказка родилась из мифологических представлений человека. В основании культурной традиции человечества лежат мифы. Их задачей было «санкционирование существующих обрядов и социально-общественных отношений, а также объяснение происхождения мира и мироустройства».[7]

По мере формирования религий мифология служила их постулатам, поскольку придавала форму религиозным воззрениям, заключенным в сказаниях, а исторический аспект мифа делает созданный им идеальный первообраз выраженной идеей: миф не является, собственно, историческим событием как таковым, он всегда есть слово.

Мифология не только, и даже не столько часть культурной традиции конкретного народа или племени, но часть мифопоэтической традиции человечества в целом: сравнение мифов разных народов ведет к постоянным встречам со сходными образами, повторяющимися сюжетами и ситуациями, о чем можно сказать словами С.С. Аверинцева: «Собственно, наука о мифологии и занята главным образом тем, чтобы объяснить природу этой повторяемости: то ли она результат независимого появления одних и тех же мифов у разных народов, то ли результат распространения мифов из единого центра (или нескольких центров), то ли результат культурных контактов?».[8]

Мифологические сказания разных народов имеют немало общих черт. Так, например, небо и земля непременно связаны между собой вполне явственным предметом: горой Олимп у древних греков, или ясенем Иггдрасиль, а также радугой-мостом в скандинавской мифологии.

Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.

В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования.

Кроме того, «мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки».[9] 

Сказка обычно трактуется как явление чисто художественное, а в мифе неразличимы элементы бессознательно-поэтические и зачатки религиозных и донаучных представлений.[10]  Волшебная сказка представляет собой художественный текст и выполняет эстетическую функцию в системе традиционной фольклорной культуры, но сама историческая и культурная ценность сказки «во многом определяется ее происхождением из мифов и ритуалов и органической связью с ними».[11]

Обращение к разным способам отражения действительности, в том числе, к отражению мифологическому, позволяет обнаружить, как определенное миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы. Интерес пятиклассников к фантастическому объяснению природных явлений помогает им осознать особенности мифологического мышления и этиологическую функцию мифов. Активное сопереживание детей приключениям персонажей героических мифов дает возможность сопоставить их со сказочными героями.


[1] Мелетинский Е.М. Классические формы мифа.- М.: Вагриус, 2005. С. 28.

[2] Там же.

[3]Мелетинский Е.М., указ. соч. С. 32.

[4]Франц фон М.-Л. Психология сказки: толкование волшебных сказок. Психологический смысл искупления в волшебной сказке.- СПб.: Норинг, 2008. С. 125.

[5] Там же.

[6] Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка.- М.: Вагриус, 2011. С. 137.

[7] Кравченко А.И. Культурология.- М.: Проспект, 2012. С.27.

[8]Аверинцев С. С. Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. – М: Просвещение, 1989. С. 186.

[9] Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. - СПб.: Питер, 2009. С. 27.

[10] См. Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка.- М.: Алетейя, 2015. С. 213

[11]  Там же. С. 214


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ В СТРУКТУРАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

            В статье проанализированы результаты исследования успешности обучения математики и информатики современных школьников....

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Карточки для групповой работы по теме....

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...