Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.rubtsov._urok_vneklassnogo_chteniya_v_8_kl.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема:
Николай Рубцов.
Личность, судьба и творчество поэта.
(Презентация)
Хлопова Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Макарьевская ОШ
Тема урока:
«Н. Рубцов.
Личность, судьба и творчество поэта».
Задачи урока:
1)познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова; вызвать интерес к лирике поэта;
2)вырабатывать умения анализировать стихотворения.
Ход урока
Эпиграф:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н.Рубцов.
1. Слово учителя о Рубцове, о его специфике поэтического творчества.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков 20 века Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы.
Тема нашего урока: «Н.Рубцов, судьба и творчество поэта».
Задачи урока: узнать о жизни и творчестве поэта Рубцова, а также вырабатывать умения анализировать стихи поэта.
Я надеюсь, что жизнь, трудная судьба Рубцова не оставят вас равнодушными и, конечно, вы проникнитесь любовью к его чистой и светлой, как родник, поэзии.
Эпиграфом урока будут слова Н.Рубцова:
(чтение эпиграфа).
Вслед за С.Есениным, сказавшим: «Я люблю Родину, я очень люблю родину…», Николай Рубцов восклицает:
Тихая моя родина!
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и – главное – его стихи, представить себе личность и поэтический мир Н.М.Рубцова.
В конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос: «Почему Рубцов даёт свой наказ – завещание:
«До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста»?
Урок мы начнём с проверки домашнего задания. Дома вы должны были по группам провести исследовательскую работу. Предоставим слово «библиографам», которые расскажут вам о жизни этого поэта.
«Жизнь Н. Рубцова» (презентация)
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Вы отобрали самые важные факты и события из жизни поэта.
Давайте подведём итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.
Беседа:
1. Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными?
(Он рано потерял мать, двух сестёр, воспитывался в детдоме. Его разлучили с братом Борисом. Николай пережил войну, перенёс бедность и скитания. У него была сложная судьба).
2. Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю?
(Да, он много пережил в жизни, но не утратил любви к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки.)
Исследуем поэзию Рубцова (2 этап работы «Творческая лаборатория»)
А теперь мы послушаем ребят, которые познакомят нас с «тихой лирикой» Н.Рубцова. 1 группа исследовала стихотворение «Русский огонёк». Итак, мы вас внимательно слушаем.
Чтение и анализ стихотворения «Русский огонёк».
Вопросы классу (обсуждение стихотворения):
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грустью, печалью, как большинство произведений поэта)
- О чём это поэтическое произведение? (Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвёздной ночи).
- Какие символические образы несут значение печали, грусти, душевного холода? (Здесь - глушь, бескрайнее мёртвое поле, томительный мороз, оцепеневшие снега и ели – всё подчёркивает печаль, тоску и уныние, душевный голод. Вообще звезда у поэта- это один из главнейших символов: звезда – это и судьба, и красота, и счастье. А в этом стихотворении небо без звёзд.)
- Отличается ли концовка стихотворения от начала? Как она связана с названием произведения? (Она звучит оптимистически. Немеркнущий огонёк русского дома излучает свет заблудившимся в ночи людям ).
Чтение и обсуждение стихотворения Н.Рубцова «Посвящение другу»
(2 группа учащихся)
Вопросы классу:
1 . Какова главная тема этого стихотворения?
(Тема выбора пути, жизненной дороги)
Запись в тетради учащихся главной темы стихотворения «Посвящение другу».
2. Какие качества поэта проявляются в стихотворении? (Гуманность,
оптимизм, любовь к Родине, бескорыстное чувство дружбы, стремление
найти в жизни точку опоры).
Чтение и обсуждение стихотворения «Журавли» (3 группа учащихся).
Вопросы классу:
- Какова мелодия этого стихотворения: грустная или весёлая? (грустная)
- Какая душа открывается нам? (Душа, которая слилась воедино в образе Родины, в русском народе, его прошлом и настоящем).
А сейчас мы вместе с вами побываем в «Творческой лаборатории» и выполним анализ самого задушевного, одного из лучших стихотворений Н.Рубцова.
Презентация стихотворения «Звезда полей»
- Чтение учителем стихотворения.
- Анализ стихотворения «Звезда полей».
– Каковы ваши впечатления об этом стихотворении?
Ответы учащихся и обобщение учителя. (Это стихотворение дало название сборнику стихов. В нём отразилось мироощущение поэта. Вечные вопросы жизни и смерти неразрывно связаны у Рубцова с темой «малой» родины, России, образ которой он стремится сохранить в стихах. Родина – это идеал святости, т.е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. Этот образ является главным, собирательным в его поэзии.
– Какая антитеза положена в основу стихотворения и какова её роль в раскрытии идейного смысла? (Уже первая строчка стихотворения обнаруживает антитезу: свет – мгла, которая подчёркивает состояние, в котором находится лирический герой. С одной стороны, это состояние тревоги, с другой стороны, - это чувство, которое владеет поэтом, -нежная любовь к родине (сон окутал родину мою…)
Есть ещё одна антитеза – малая родина, та, над которой «звезда полей» и вся Родина, и даже планета (все города, все жители земли). Как видим, пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя уже с планетой. Но всё же счастье ему приносит «звезда полей», то есть звезда деревенской Руси.)
– Почему «звезда полей» восходит ярче и полней здесь, « во мгле заледенелой»?
(С образом символа звезды связано представление о тепле. А где, как не здесь, в морозной мгле, нужны её приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.)
– С какой целью автор 5 раз повторяет слово «горит»? (Вспомним, что повтор – самый распространённый приём в народной поэзии. Часто он выполняет функцию заклинания, ведь человеку свойственно верить в силы природы и стремиться установить с ними контакт. Возможно, так и здесь. В стихах Рубцова мы будем встречать этот приём часто).
– Сколько раз употребляется слово «звезда» ? (4 раза, и от этого стихотворение кажется звёздным).
– В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
(И счастлив я, пока на белом свете
Горит, горит звезда моих полей…)
Вывод: стихотворение утверждает любовь поэта к родине, вневременное, вечное её горение.
Анализ художественных особенностей стихотворения.
- Определить размер стиха ( Ямб).
- Найти метафоры:
(сон окутал родину мою)
(звезда смотрит в полынью)
- Найти эпитеты:
(заледенелая могила
Тревожные метели
Приветливый луч)
Вопрос классу: Какие художественно – изобразительные средства использовал Николай Рубцов в своих стихотворениях? Как вы думаете, легко ли ложатся на музыку стихи Рубцова? (Оказывается, на стихи поэта Рубцова существует более 130 песен.
Сам он очень хорошо играл на гармошке и на гитаре и многие свои стихи напевал.)
До сих пор известны песни на стихи Рубцова («В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Букет» в исполнении современного певца Барыкина, «Звёзды полей», «Привет, Россия».
Итог второго этапа урока.
Вернёмся с вами к началу урока и ответим на проблемный вопрос (см. начало урока)
– Каковы же основные мотивы творчества поэта? (любовь к родине, природе и любовь к России).
– Почему мир природы становится для Рубцова главным собеседником?
– Вы сегодня хорошо поработали, и
(выставление и комментирование оценок )
Отлично поработали …
Неплохо отвечали…
Но особенно хочется сказать спасибо….
Особенную благодарность заслуживает…
Запишите домашнее задание:
1)Выучить наизусть одно из понравившихся стихов Рубцова.
2)Письменная работа: написать мини – сочинение: «Когда я читаю Николая Рубцова…» Можно написать о том, что вы представляли, когда слушали его стихи; или о чём вы задумывались, или рассказать о своих впечатлениях от стихов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс
Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»
Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"...
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....
Конспект урока литературы 11 класс. Творчество Валерия Брюсова
Конспект урока литературы. Творчество Валерия Брюсова. Особенности поэтики....