Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.rubtsov._urok_vneklassnogo_chteniya_v_8_kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема:

Николай Рубцов.

Личность, судьба и творчество поэта.

(Презентация)

                                                                            Хлопова Наталья Владимировна                                          

                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                            МБОУ Макарьевская ОШ

                         

Тема урока:

«Н. Рубцов.

Личность, судьба и творчество поэта».

Задачи урока:

1)познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова; вызвать интерес к лирике поэта;

2)вырабатывать умения анализировать стихотворения.

Ход урока

                                 Эпиграф:

                                                                                     До конца,

                                                                                     До тихого креста

                                                                                     Пусть душа

                                                                                     Останется чиста!

                                                                                                           Н.Рубцов.

1. Слово учителя о Рубцове, о его специфике поэтического творчества.

          Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков 20 века Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы.

Тема нашего урока: «Н.Рубцов, судьба и творчество поэта».  

Задачи урока: узнать о жизни и творчестве поэта Рубцова, а также вырабатывать умения анализировать стихи поэта.

         Я надеюсь, что жизнь, трудная судьба Рубцова не оставят вас равнодушными и, конечно, вы проникнитесь любовью к его чистой и светлой, как родник, поэзии.

Эпиграфом урока  будут слова Н.Рубцова:

(чтение эпиграфа).

         Вслед за С.Есениным, сказавшим: «Я люблю Родину, я очень люблю родину…», Николай Рубцов восклицает:

            Тихая моя родина!

            С каждой избою и тучею,

            С громом, готовым упасть,

            Чувствую самую жгучую,

            Самую смертную связь.

Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и – главное – его стихи, представить себе личность и поэтический мир Н.М.Рубцова.        

            В конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос: «Почему Рубцов даёт свой наказ – завещание:

 «До конца, до тихого креста  пусть душа останется чиста»?

           Урок мы начнём с проверки домашнего задания. Дома вы должны были по группам провести исследовательскую работу. Предоставим  слово «библиографам», которые расскажут вам о жизни этого поэта.

«Жизнь Н. Рубцова» (презентация)

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Вы отобрали самые важные факты и события из жизни поэта.

        Давайте подведём итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.

 

Беседа:

1. Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными?

(Он рано потерял мать, двух сестёр, воспитывался в детдоме. Его разлучили с братом Борисом. Николай пережил  войну, перенёс бедность и скитания. У него была сложная судьба).

2. Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю?

(Да, он много пережил в жизни, но не утратил любви к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки.)

Исследуем поэзию Рубцова (2 этап работы «Творческая лаборатория»)               

       А теперь мы послушаем ребят, которые познакомят нас с «тихой лирикой» Н.Рубцова.  1 группа  исследовала стихотворение «Русский огонёк». Итак, мы вас внимательно слушаем.

Чтение и анализ стихотворения «Русский огонёк».

 

Вопросы классу (обсуждение стихотворения):

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грустью, печалью, как большинство произведений поэта)
  2. О чём  это  поэтическое произведение?  (Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвёздной ночи).
  3. Какие символические образы несут значение печали, грусти, душевного холода? (Здесь -  глушь, бескрайнее мёртвое поле, томительный мороз, оцепеневшие снега и ели – всё подчёркивает печаль, тоску и уныние, душевный голод. Вообще звезда у поэта- это один из главнейших символов: звезда – это и судьба, и красота, и счастье. А в этом стихотворении небо без звёзд.)
  4. Отличается ли концовка стихотворения от начала? Как она связана с названием произведения? (Она звучит оптимистически. Немеркнущий огонёк русского дома излучает свет заблудившимся в ночи людям ).

Чтение и обсуждение стихотворения Н.Рубцова «Посвящение другу»

(2 группа  учащихся)

Вопросы классу:

 1 . Какова главная тема этого стихотворения?

(Тема выбора пути, жизненной дороги)

Запись в тетради учащихся главной темы стихотворения «Посвящение другу».

      2. Какие  качества поэта проявляются в стихотворении? (Гуманность,

       оптимизм, любовь к Родине, бескорыстное чувство дружбы, стремление

       найти в жизни точку опоры).

Чтение и обсуждение стихотворения «Журавли» (3 группа учащихся).

      Вопросы классу:

  1. Какова мелодия этого стихотворения: грустная или весёлая? (грустная)
  2. Какая  душа открывается  нам? (Душа, которая слилась воедино в образе Родины, в русском народе, его прошлом и настоящем).

А  сейчас мы вместе с вами побываем в «Творческой лаборатории» и выполним анализ самого задушевного, одного из лучших стихотворений Н.Рубцова.

         Презентация стихотворения «Звезда полей»

  • Чтение учителем стихотворения.
  • Анализ стихотворения «Звезда полей».

 –  Каковы ваши впечатления  об этом стихотворении?  

Ответы учащихся и обобщение учителя. (Это стихотворение дало название сборнику стихов. В нём отразилось мироощущение поэта. Вечные вопросы жизни и смерти неразрывно связаны у Рубцова с темой «малой» родины, России, образ которой он стремится сохранить в стихах. Родина – это идеал святости, т.е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. Этот образ является главным, собирательным в его поэзии.

 – Какая антитеза положена в основу стихотворения и какова её роль в раскрытии идейного смысла? (Уже первая строчка стихотворения обнаруживает антитезу: свет – мгла, которая подчёркивает состояние, в котором находится лирический герой. С одной стороны, это состояние тревоги, с другой стороны, - это чувство, которое владеет поэтом, -нежная любовь к родине (сон окутал родину мою…)

   Есть ещё одна антитеза – малая родина, та, над  которой «звезда полей»  и  вся Родина, и даже планета (все города, все жители земли). Как видим, пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя уже с планетой. Но всё же счастье ему приносит «звезда полей», то есть звезда деревенской Руси.)

– Почему «звезда полей» восходит ярче и полней здесь, « во мгле заледенелой»?

(С образом символа звезды связано представление о тепле. А где, как не здесь, в морозной мгле, нужны её приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.)

– С какой целью автор 5 раз повторяет слово «горит»?  (Вспомним, что повтор – самый распространённый приём в народной поэзии.  Часто он выполняет функцию заклинания, ведь человеку свойственно верить в силы природы и стремиться установить с ними контакт. Возможно,  так  и здесь.  В стихах Рубцова мы будем  встречать этот приём часто).  

– Сколько раз употребляется слово «звезда» ? (4 раза, и от этого стихотворение кажется звёздным).

   

–  В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

(И счастлив я, пока на белом свете

Горит, горит звезда моих полей…)

Вывод: стихотворение утверждает любовь поэта к родине, вневременное, вечное её горение.

         Анализ художественных особенностей стихотворения.

  • Определить размер стиха ( Ямб).
  • Найти метафоры:

(сон окутал родину мою)

(звезда смотрит в полынью)

  • Найти эпитеты:

(заледенелая могила

Тревожные метели

Приветливый луч)

Вопрос классу: Какие художественно – изобразительные средства использовал Николай Рубцов в своих стихотворениях? Как вы думаете, легко ли ложатся на музыку стихи  Рубцова? (Оказывается, на стихи поэта Рубцова существует более 130 песен.

Сам он очень хорошо играл на гармошке и на гитаре и многие свои стихи напевал.)

До сих пор известны песни на стихи Рубцова («В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Букет» в исполнении современного певца Барыкина, «Звёзды полей», «Привет, Россия».

Итог второго этапа урока.

Вернёмся с вами к началу урока и ответим на проблемный вопрос (см. начало урока)

 – Каковы же основные мотивы творчества поэта? (любовь к родине, природе и любовь к России).

 – Почему мир природы становится для Рубцова главным собеседником?

 – Вы сегодня хорошо поработали, и

(выставление и комментирование оценок )

Отлично поработали     …

Неплохо отвечали…

Но особенно хочется сказать спасибо….

Особенную благодарность заслуживает…

                    Запишите домашнее задание:

1)Выучить наизусть одно из понравившихся стихов Рубцова.

2)Письменная работа: написать мини – сочинение: «Когда я читаю Николая Рубцова…» Можно написать о том, что вы представляли, когда слушали его стихи; или о чём вы задумывались, или рассказать о своих впечатлениях от стихов.

   

               .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»

Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Конспект урока литературы 11 класс. Творчество Валерия Брюсова

Конспект урока литературы. Творчество Валерия Брюсова. Особенности поэтики....